Светлая тема

Рецензия на игру The Official Management Games

Тему персональных , посвященных кому или чему-либо, футбольных менеджеров не задушишь и не убьешь. Про разноплановые мультиклубные проекты речи здесь не идет - Championship Manager (плюс Total Club Manager) не раз гостил на страницах AG и, думается, ещё заглянет. Бывали у нас "тренерские" Gianluca Vialli's European Manager и Sven Goran Eriksson's World Manager, а последним "клубным" на данный момент является Celtic (Rangers) Football Coach. Решив, что мы (заметьте!) соскучились, разработчики из Smoking Gun Productions произвели на свет сразу четыре "клубных" менеджера-близнеца.

Пристальный взгляд на Премьер-лигу

Похожие друг на друга как две… нет, четыре капли воды, эти игры представляют собой официально лицензированные менеджеры клубов английской Премьер-лиги. Команды не самые популярные на туманном Альбионе, но, тем не менее, имеющие немало поклонников: "Челси", "Лидс", "Манчестер Сити" и "Саутгемптон". Скорее всего, их фаны найдутся и в нашей стране. Один из моих знакомых, страстный поклонник второго клуба из Манчестера - "Манчестер Юнайтед", заявил, что купил бы версию "Сити" только для того, чтобы "утопить" заклятых соперников, отправить в первый дивизион. Такой вот подход к делу - "кто не с нами, тот против нас". Однако его план вряд ли бы увенчался успехом. Прежде всего, потому, что у каждого клуба есть chairman - председатель совета директоров, ревностно следящий за успехами или неудачами команды. Однажды, играя за "Лидс", я получил официальное предупреждение: если игра не будет радикально улучшена в ближайшее время, меня уволят. Вывод: при отсутствии успехов придется все начать сначала. Правда, проверить на практике его не довелось, - грянула серия из 6 побед подряд. Если ваши питомцы будут играть так постоянно, то послания вроде "давай-давай, продолжай в том же духе" и пополнения трансфертного фонда не заставят себя ждать.

Финансовая система пребывает в зачаточном состоянии. Поступления денежных средств не расшифровываются, выдаются лишь поверхностные цифры: приход, расход, трансфертные доходы/расходы, фонд и общий баланс. Чем-то это напоминает Championship Manager, где управление финансами в большей степени сводится к купле-продаже футболистов. Заключение контрактов с игроками также упрощено до минимума (здесь ближе, скорее, к Soccer Manager). Добившись согласия на переход, остается договориться о сумме выплат в неделю и сроке контракта, после чего ждать решения нужного команде футболиста.

Немного о Родине...

Регулярно играя в Еврокубках, не раз видел там и российские команды. Названия написаны правильно, что обнадежило, а вот составы поначалу оставались невыясненными. Был момент, когда в полуфинал Кубка УЕФА вышел мой "Лидс", французский "ПСЖ", "Спартак" и ЦСКА. Отличный шанс встретиться с отечественным клубом, но… на жеребьевке мне выпали французы. Впрочем, нашелся другой способ. Кликнув по кнопке "покупка игроков", я углядел фильтр по названию клуба, однако четкой картины все равно не получил. В "Локомотиве" все более-менее совпало, в составе - 21 человек, в том числе Мнгуни. Неплохо. В "Спартаке" игроков оказалось на пять больше, но среди них обнаружились Робсон, В. Булатов, Ананко, Василюк, т.е. те, кого в команде уже давно нет. Нашелся и Сычев. В ответ на предложение перейти в мою команду он заявил, что его родители (!!!) против. "Дело Босмана" в менеджерах уже видели, "дело Сычева" - на очереди?

Команд "Динамо" и "Торпедо-ЗИЛ", по мнению разработчиков, вообще не существует. Если второе, по сути, логично, то первое - совсем наоборот. Особенно если вспомнить, кто задал британцам перцу в турне по Англии.

По два игрока очутилось в "Торпедо" (Семшов, Ширко) и "Зените" (Аршавин и Керхаков... буква "ж" - вот где проблема). Апофеозом стал армейский клуб. Как можно дойти до полуфинала Еврокубка всего с пятью полевыми игроками, мне совершенно непонятно.

Меню команды - самое внушительное. Здесь и сведения об игроках, числящихся в составе, и данные о тренировочном процессе (около 15 видов различных упражнений)... По желанию выбирается режим тренировок по амплуа или по группам. Дается возможность нагружать отдельно каждого члена команды; в связи с этим футболист имеет право высказаться о ваших методах работы. А если уж игрокам позволено говорить, то ассистенту менеджера и подавно. Он всегда готов дать пару советов по организации тренировок, поделиться мнением о выбранном на игру составе или помочь определить стартовый состав, исходя из готовности футболистов. Для расстановки на поле предусмотрено лишь восемь способов, без всяких изысков, а игровых тактик - "целых" шесть, и здесь разнообразия тоже не наблюдается: от "глубокой защиты" до "все в атаку!" с некоторыми промежуточными вариантами. Дешево и сердито.

Защита клоунов и атака монстров

Режим показа игр всего один - текстовый. При определенных действиях на поле возникает краткий заголовок, а чуть ниже - подробная расшифровка. Кто, что, где, когда, как, чем все закончилось. В соседнем окне появляется фотография участника эпизода или другая иллюстрация события. К примеру, рука арбитра с красной карточкой. Или нога травмированного футболиста. Три уровня приоритета помогают установить уровень трансляции. Высший - во время матча показываются все эпизоды. Средний - только важные действия игроков (например, промахи из убойных позиций), карточки и голы. Низкий - только голы и травмы. Если итоговый счет 0:0, то трансляция игры при низком приоритете занимает около 15 секунд.

Компьютер, откровенно говоря, безумно себя любит: порой встреча заканчивается со счетом 1-1, хотя по моментам - 9-1 в вашу пользу. На 100% верная реализация сопровождается едкими комментариями вроде "Fantastic goal by игрок соперника!". При уточнении же деталей момента выясняется, что в момент подачи углового все защитники и вратарь столкнулись в одной точке, а нападающий не растерялся. Неста, Каннаваро, Вудгейт и Харт - квартет клоунов. Художественный руководитель - голкипер Робинсон. Издевательство какое-то...Справедливости ради надо заметить, что такие игры бывают не очень часто. Обычно результат соответствует содержанию матча.

В атаке тоже не обходится без сомнительных моментов. Так, форвард Видука, умудрившийся поразить ворота головой с 20 (!) метров (интересно, сколько раз вы видели такое на самом деле?), удостоился эпитета "real monster". Самое интересное, что вслед за подписью на мониторе возникло фото этого футболиста с перекошенным от радости лицом. Весьма к месту.

Напоследок не могу удержаться от восторженной похвалы дизайна. Слов, в принципе, нет, сплошные эмоции, причем все до одной - положительные. Внешний вид оставляет самое приятное впечатление. Фотографии игроков и игровых моментов, панорамы стадионов, цвета, шрифт - все очень удачно сочетается. Следствие того, что менеджер "официальный"? Может быть.

For fans

Вспоминается Total Club Manager 2003. Среди прочей атрибутики в клубном магазине - сам ТСМ. Братья-менеджеры из этой же категории; они вполне подойдут для продажи болельщикам команд, названия которых вынесены в заголовок. Отличное оформление, компактность, отсутствие "запредельных", требующих времени на изучение, тонкостей процесса, скоротечность матчей и дружелюбное отношение к системным ресурсам могут заставить вас надолго поселить эти игры и на домашнем, и на рабочем компьютере. Ведь настоящий фанат никогда не забывает о своем любимом клубе.

P.S. Согласно последней информации, в скором времени состоится релиз Ipswich Town - The Official Management Game...