Кривой рог изобилия
Феномен Cryo когда-нибудь включат в обязательную школьную программу. Ровно 10 лет прошло после выхода первой историко-познавательной адвенчуры Versailles 1685. Столько же минуло с тех пор, как фирма сошла с выбранного курса. Многие ли помнят непорочную «Крио» образца 88-96 гг.? Золотое время. Никто и не ведал о коварном Omni3D, а французы без дрожи в коленях шли на эксперименты. Captain Blood, Conspiracy, Dragon Lore, Dune, Lost Eden (последняя и облюбовала движок, тогда еще незаезженный и невинный). Классика.
С появлением «Версаля» будто что-то щелкнуло внутри. Выступила коммерческая жилка. Приключения неизменно выползали из-под подола Cryo, издательская мощь набирала обороты. Однако угасла искорка, исчезла тяга к инновациям, а вместе с ней — и привлекательность игр. Однообразный поток штамповок наводнил рынок…
Впрочем, вечно это продолжаться не могло. В июле 2002 года корпорации не стало. Тихо, незаметно, без шума и пыли обанкротившийся гигант развалился на части. Кривчане оставляли родные пенаты и разбегались в разные стороны. И возрадовалась публика… Но не тут-то было! Не желают «эксы» бросать дело чести. Они по-прежнему среди масс. Маленькие узкопрофильные конторки с ослиным упорством гнут избитую линию. У кого-то получается лучше, у кого-то — хуже. Распознать удается не всегда, но ряд отличительных признаков все же есть. Их-то мы и представляем на суд людской, дабы очередная реинкарнация Cryo не застигла вас врасплох.
10 Cryoгенных признаков1. Французская команда
Француз за компьютером — редкостный трудоголик. Ему ничего не стоит батрачить сразу на три фронта, занимая различные должности. Поэтому не удивляйтесь, если обнаружится, что над сценарием корпели программист на пару с продюсером, а художественная составляющая почему-то напоминает работы конкурентов (которые в четырех случаях из пяти также окажутся бывшими кривчатами).
2. Название компании
Для компании важно, чтобы название отражало суть ее деятельности. Отчетливое, звучное слово, навевающее ассоциации с запылившимся прошлым — допустим, «Хеопс» или «тотем»… Козырным тузом считается имечко, связанное не только с вековым прошлым, но и с прошлым фирмы-матушки и ее продукции. Правильно, чего добру пропадать?
3. Жанровые предпочтения
Воскресшие криотивщики предпочитают держаться жанра adventure (очевидно, по старой памяти). Проверенный вариант с адвенчурой от первого лица, напичканной вставными пазлами и почти лишенной чужеродных элементов, вдохновляет на подвиги. «Стиль лягушатников», — грустно вздыхают одни. «Cryo-стиль!» — гордо ответствуем мы.
4. Излюбленная тематика
В соответствии со славными традициями, содержание носит строго исторический оттенок. В ход идут известные научные деятели, писатели, целые народы, города, страны и мифические континенты, давным-давно затонувшие. При этом совсем необязательно выстраивать сюжет на поднятой проблеме — достаточно упомянуть ее вскользь где-нибудь в начале, шепнув под конец «être continué» (по-нашему «откладывайте деньги на продолжение»).
5. Сюжетные перипетии
В качестве интриги обычно выбирают нечто глобальное, затрагивающее судьбы нации, а то и всего человечества. Голливудское деление на «хороших/плохих» приветствуется. Заставить героя бесцельно шататься от локации к локации, изредка подбрасывая собеседников и кусочки истории для затравки, — в порядке вещей. И нельзя забывать об «образовательной» части. Даже если действие минует нравы эпохальной вехи, нам предложат экскурсию вокруг земного шара в духе Индианы Джонса. Других мышкой потыкать и себя показать — чем не наука? Особенно впечатляют колоритные периоды: например, 30-е годы и перелеты на дирижабле между Индией и Китаем. Noir-путешествие по воздуху… Романтика!
6. Фирменные задачки
Возню с предметами непременно сопровождает гроздь «чистых» головоломок приличной степени затасканности. Соотношение варьируется, однако традиционно («классическая школа») на долю инвентаря приходится солидный набор fetch-квестов (нашел-отнес), ну а «пятнашки», «лабиринты минотавра», коды, Sudoku и прочие криновые идеи заполняют зияющие дыры. Подчас идеи и вовсе вырывают инициативу, превращая процесс в увлекательную прогулку от заминки к затычке. Обучающие элементы не стоит списывать со счетов и в таком разрезе: скажем, где, если не в адвенчуре-от-крио, вы научитесь играть в покер?
7. Общество персонажей
Выпуклые людишки с размытыми чертами лица зачастую неохотно открывают рот. Блаженно шевеля конечностями, неразговорчивые мужи лаконично разъяснят, кто вы такой и куда вам пойти. Для учтивого протеже всегда найдется задание первостепенной срочности и бытового характера: достать куклу из колодца, добыть меду, починить трубу, стащить билет у билетера и т. п. Никаких утомительных биографий или пустопорожней болтовни — только кратко и по делу. Очень приятно, что понимают нас с полуслова, будь мы в Ереване или Месопотамии.
8. Графическая сторона
Наверное, самая устоявшаяся черта Cryo и ее последовательниц. Вращению волчком на месте и лицезрению натянутых на шарик серо-буро-туманных обоев сопутствуют залихватские скачки из конца в конец, из сада в огород, из лифта в уборную. Отточенная система маршрутов постоянно удивляет и развлекает бравых криплюченцев. Длиннющие коридоры, улицы, мосты и дороги специально лишены точек соприкосновения, чтобы не мешать упиваться красотищей.
9. Контакт с окружением
Есть контакт! Заслуженный и не растерявший актуальности «умный курсор» самозабвенно маячит перед глазами, хищно рыская по экрану в поисках спрятавшихся объектов. Думаю, нет нужды описывать механизм верчения головой в попытке нащупать крошечный ножик на полу?
10. Вечность
Сдается мне, что криветочное творчество вечно. Выезжая порой на одном честном слове, оно, тем не менее, не теряет позиций, небрежно завоевывая мир в тысячный, миллионный раз. Живучее, словно таракан, наследие охотно спекулирует на раскрученных брендах, «тайнах» и «секретах», провоцируя доверчивого покупателя. «Атлантида» — пожалуй, наиболее удачный опыт «поздней Cryo». Жаль, но именно его вознамерилась загубить Atlantis Interactive.