Светлая тема

Рецензия на игру Тайна да Винчи

Я восхищен Kheops Studio и ее соратницами. Молодцы! Пока кто-то наживался на труде Дэна Брауна (одних «расследований» вышло с десяток), французы тихо ваяли своего «да Винчи», а в преддверии игровой премьеры выкинули проект на прилавки. Волна недоумения не заставила ждать: «Он? Не он?..». Люди, павшие жертвой собственной недальновидности, и не подозревали, как им повезло: вместо консольного мутанта они приобрели милого PC-питомца.

Da Vinci 1522

«Хеопсы» продолжают поход за славой. Стартовав с ширпотреба по отработанной годами схеме, ребята вовремя свернули с «кривого» пути. Если присмотреться, копошащиеся пчелки из развороченного улья Cryo и сейчас отирают углы пригревшего их дома, что не мешает развитию индивидуального стиля. Хотя недавнее прошлое разработчиков нет-нет да и всплывет. Звучным эхом отзывается поучительная сказочка Echo: Secrets of the Lost Cavern, The Secrets of Da Vinci вторит ей (недвусмысленный «секретный» намек). «Детально воссозданный особняк», «исторически точный ход событий», «знакомство с изобретениями мастера» — узнаете почерк?

Сюжет поначалу выглядит немного надуманным. Вальдо, воспитанник Франческо Мельци, в свою очередь некогда ходившего в учениках самого Леонардо, внезапно оказывается на улице (небезосновательно). Спустя шесть месяцев он получает послание от анонима, предлагающего проникнуть в замок Клю Люсэ, последнее прибежище гения, и, войдя в доверие к прекрасной хозяйке Мари Бабу, отыскать спрятанную в стенах записную книжку знаменитости.

Тягучая атмосфера, сдобренная рваными, монотонными мотивами, подкатывает с первых кадров. История раскручивается неспешно и, пожалуй, неохотно: взору средневекового детектива сразу же предстает вся компактная территория резиденции. Пара строений и ряд закрытых ранее комнат дополнят картину ближе к развязке, а единственные обитатели, Мари и служака Сатурнин, не проявляют никакой активности, до конца оставаясь тайной за семью печатями. Ощущение одиночества не исчезает даже с появлением подкрепления во главе с королем.

Некстати пришлись и одеревенелые модельки, с трудом шевелящие конечностями. Так, мелькающий в роликах легендарный художник натурально пугает неизменными позами и нечленораздельным бормотанием, прорывающимся сквозь сжатые губы. Отдельное спасибо локализаторам за отличную озвучку, вдохнувшую жизнь в дубовые чурки. Жаль, с текстами напортачили (длиннющие предложения с тучей повторов, калька с английского, неважный перевод записей в блокноте и т. д.).

Мутные, слегка замыленные «задники» удачно передают осеннюю меланхолию и скромное убранство интерьеров, но этого ли вы ждали после красочных адвенчур по Жюлю Верну? Прыжки от экрана к экрану и верчение головой во всех направлениях уже в 2000 году казались анахронизмом. Однако ежели Voyage или Scratches компенсировали дряхлость технологий увлекательным геймплеем, то The Secrets of Da Vinci нередко напоминает предшественниц племени Versailles. Познавательно и… скучно.

Тот самый да Винчи

Хорошо, что фирменный шарм никуда не делся. Мы в который раз окунаемся в мир интересных предметных задачек, разбавленных незамысловатыми пазлами. Подозрительно смотрится лишь знакомая клептомания, когда герой сгребает в карман все подряд. Ау, мы вовсе не на отшибе цивилизации! Увы, он не стесняется воровать вещи прямо из-под носа наивных постояльцев. Не совсем безнаказанно, конечно, — нас пожурят за срезанную в саду розу, а хмурый дворецкий (чье предназначение весьма туманно) припомнит утащенный из подсобки сахар. Еще бы, ведь воришка нагрел беднягу на деньги! Да-да, система торговли перекочевала из Voyage. Вальдо и выплавку золотых монет освоит. Вопрос в том, пригодится ли это умение.

Отличительная особенность адвенчур от Kheops — нелинейность и многовариантность прохождения. Сегодня она кажется дикостью, но до чего здорово пойти наперекор блокноту, скрупулезно выводящему «задания на день», и придушить какую-нибудь проблему из «ненасущных»! А сутки спустя вернуться к запланированному. Альтернативные решения бывают, хотя и реже, чем хотелось бы. Последствия — как в жизни. Попробуйте залезть в каморку светила науки через апартаменты красотки, и получите беседу с хитрым Сатурнином, требующим плату «за молчание». А метания меж охранниками? Бегайте, отвлекайте недотеп, играйте в «стелс», пока не догадаетесь, что достаточно нехитрой операции, и вы — солдат Его Величества.

Правда, тут же — и риск понизить уровень доверия окружающих (маленькое нововведение в виде шкал и приютившихся рядом дьявола/ангела). С одними добрыми делами в копилке добыть форму не удастся — совесть не позволит. Последний штришок к интерфейсу, область для работы с документами, представлен этаким закутком, куда можно перетащить любую важную страничку, дабы затем изучить ее и отредактировать.

Заканчивая рассказ о мини-лаборатории, таящейся в закромах правого мышеклика, спешу разочаровать всех поборников лихих комбинаций и немыслимых конструкций: отныне никаких манипуляций с инвентарем вершить не дано. Разве что изредка встречается возможность напялить одежду на портрет героя. Смешивать ингредиенты, жидкости и сплавы разрешено только в специально отведенных емкостях типа «котел» или «заготовка».

Второй класс загадок, механические головоломки, все чаще не к месту выползает наружу: код для вызова лифта в лице разноцветных шариков; книги с метками из букв в шкафу; наконец, кошмарная техника отображения «Моны Лизы». Оказывается, при написании картины Леонардо использовал различные вариации «пятнашек»! А еще — ставшая частым гостем в моих рецензиях фантазия на тему «дверь-листок-ключ». Безобразие.

Довинчивай!

Адвенчура вышла хорошая, хоть и несвежая. Коротковата, скучновата, пресновата — да, да и да. Потрать авторы на разработку чуть больше сил и времени, глядишь, и увидели бы мы новую конфетку. Но мельчают, мельчают ныне бюджеты…