- Главная/
- Игры/
- Settlers 7: Право на трон, The/
- Рецензия
Трудно поверить, что The Settlers исполнилось 16 лет. Будто человечки из виртуального городка, разработчики упорно двигались к далёкой цели. Иногда их заносило в колючие заросли, потом приходилось мучительно долго выбираться и даже возвращаться назад, однако мы верили, что они выстоят. Paths to a Kingdom – завершение многокилометрового марафона. Финишная черта. И если когда-то вы бежали вместе с Blue Byte, то, наверное, проходить мимо игры не стоит.
Принцесса и воин
Рыжеволосая принцесса Зои давно мечтала стать королевой, но её отец Конрад не собирался на покой. А в соседнем государстве Тандрия лорд Вольверинг с чёрным рыцарем Дракорианом свергли законного правителя. Будучи тонким психологом и стратегом, Конрад немедленно приказал властолюбивой дочурке возглавить военный поход и под предлогом спасения страны прибрать её к рукам.
Одноклеточный сюжет – прекрасная мишень для критики. Впрочем, я воздержусь от колкостей, ведь, подобно подавляющему большинству современных RTS, Paths to a Kingdom ориентирована на многопользовательский режим. Миссия «сингла» – обучить нюансам, без знания которых в сетевых баталиях не выжить. Не дайте «мультяшной» графике ввести вас в заблуждение: The Settlers 7 – игра серьёзная. Поклонники серии могут вздохнуть с облегчением — авторы нащупали землю под ногами и больше не пытаются поразить нас идеями, не имеющими ничего общего с оригинальной концепцией. Это почти безупречный «сиквел», в нем есть всё, за что полюбилась The Settlers, плюс немало нового и интересного.
Битва за урожай трон начинается с таверны, служащей для найма солдат базового уровня, и склада, предоставляющего «стартовый капитал». Здания распределены по типам, чтобы никто не запутался. Вокруг центрального домика можно разместить до трёх производственных площадок. Например, рядом с фермой — амбар, мельницу, овчарню, свинарник или конюшню. Продвинутые постройки «открываются» при помощи очков престижа, которые мы зарабатываем, тратя ресурсы на статуи, скамейки и прочие бирюльки.
Paths to a Kingdom – иллюстрация тезиса «развитое общество не проживёт без разделения труда». Желающие создать абстрактную «единицу оружия» (игра не видит разницы между саблями, алебардами и мушкетами) в первую очередь должны добыть железную руду. Затем — переплавить её, для этого понадобится ископаемый либо древесный уголь. Получив болванку, кузнец не спешит браться за молот. Для печи ему, опять же, нужен уголь, а вдарить покрепче позволит сытный обед. Проще всего угостить здоровяка рыбой — сходил к речке, наловил толстолобиков. Испечь хлеб куда сложнее: посеять пшеницу, собрать урожай, перемолоть зерно…
Для любой стройки необходимы доски и камень, а работники не в состоянии обойтись без инструментов. Если добавить к обычным материалам полкило колбасы, КПД взлетит до небес – из того же самого количества угля и руды выйдет не одна порция металла, а три. Хорошая возможность ускорить те или иные отрасли (теоретики уже пишут диссертации на тему «Выгодно ли кормить колбасой колбасника?»).
Логистика не менее важна. Ремесленник берёт материалы и сдаёт готовую продукцию на ближайший склад. Задача курьеров – переносить товары между хранилищами, задача игрока – выстроить эффективную систему снабжения, избавив тружеников от лишней беготни. The Settlers без дорог у многих вызывала неприятие. Rise of an Empire подтвердила, что разработчики встали на путь исправления, а Paths to a Kingdom окончательно довела идею до ума – теперь мы ещё и мостим булыжниками проложенные улицы. Роскошь, но лучше уж потратиться на модернизацию отдельных маршрутов. Тщательной настройкой можно отладить процесс до совершенства. Кстати, ценные ресурсы (металл, золото, оружие и т. п.) желательно оттаскивать на центральный склад, чтобы в случае неожиданной атаки не остаться у разбитого корыта.
Три кита
Paths to a Kingdom не рассчитывает удивить ветеранов RTS. Карта поделена на провинции. Мы посылаем солдат в район, оккупированный врагом, сражение идёт в автоматическом режиме и не требует нашего участия (приказ об отступлении не в счёт). Алебардисты и кавалеристы завязывают ближний бой, мушкетёры и артиллеристы бьют издалека, в тылу позёвывает генерал со знаменосцем…
Пацифисты предпочтут оплатить победы не кровью, а деньгами. За скромное вознаграждение головорезы, охраняющие нейтральные территории, передадут нам бразды правления. Пока сторонники изоляционизма пробуют чеканить собственные монеты, торговцы набивают сундуки валютой. Достаточно обезопасить дорогу от гильдии до рынка, и в закрома хлынет золотой поток. Сначала продаём рубашки, потом лес, камень – всё, что в избытке. Чтобы в меню появились более прибыльные сделки, надо отправлять караваны в дальние уголки света. Кроме прямой выгоды, успешные купцы заработают дополнительную звёздочку в графу достижений.
Тут необязательно физически устранять противника. Штурм бастионов – муторное и затратное занятие. Порой легче задавить врага авторитетом, набрав определённое количество «победных очков». Увеличить счёт помогут рекорды: самая мощная армия, самая большая страна, самый толстый кошелёк. Помимо переходящих флагов, есть постоянные. Скажем, кто одолеет сидящих на болоте призраков, тот и молодец. И каждый раз игра предлагает альтернативы: прислать войско, соблазнить покойников земными богатствами либо обратиться к духовной стороне и указать бедолагам тропинку в мир иной.
Слово обладает силой меча или золота. Святые отцы галлонами хлещут пиво (чего ещё ждать от немцев?) и двигают науку. Схема необычна: заказываем технологию, отряжаем служителей в отдаленный монастырь и, едва они доходят до цели, получаем «бонус». Зато если кто-то другой пошлёт больше народа, наши выпивохи в рясах вернутся обратно. Смысл в том, что изученные технологии недоступны остальным. «Боевые действия» проходят в таком же духе: присмотрели территорию, выделили монахов, закрепились. Причём ни священники, ни деньги не позволят разжиться уже захваченными землями. Выбирая одно из этих направлений развития, мы заранее соглашаемся играть «от обороны». Попытки усидеть на разных стульях ни к чему хорошему не приводят. В кампании хватает времени на ерунду, но в мультиплеере действует право первого.
Главное — не превращать игру в гонку наподобие StarCraft 2. Ставя победу превыше всего, можно растерять половину удовольствия, ведь неотъемлемой частью The Settlers всегда было созерцание. Paths to a Kingdom не просто красива, у неё особое очарование. Зелёные поля, густые леса, горы с заснеженными вершинами, зловещие кладбища, волшебные замки – под протяжное пение Карины Гретере (Kariina Gretere) картинка словно оживает. Не бойтесь приближать камеру. Нарочито угловатый детский стиль выглядит на «пятёрку» и не терзает систему. А вот смены времён года нет (в отличие от Heritage of Kings и Rise of an Empire). В Тандрии царит вечное лето.
Из мелочей отмечу интеграцию с Facebook и онлайн-магазинчик Uplay – после тестирования в нём наверняка будет масса милых глупостей для фанатов.
Неблизкий путь
Несмотря на небольшие огрехи, Paths to a Kingdom — лучший проект в серии. Симпатичный, качественный, в меру сложный и одновременно доступный. Правда, слегка затянутый «сингл» разочаровал – завоёвывая королевство для Зои, я клевал носом. То ли дело мультиплеер! С реальным соперником не заскучаешь. Защита, требующая постоянного интернет-соединения, почти гарантирует, что каждый обладатель лицензионной копии однажды решит пощупать сетевую игру.