Трудно придумать что-нибудь более скучное и банальное, чем аддон к The Settlers. История повторяется. Blue Byte с истинно немецкой педантичностью доит популярный бренд, не оставляя всеядным фанатам ни единой свободной минуты. Я искренне завидую тому человеку, который приобрел и добровольно прошел «золотое» издание (Heritage of Kings + Nebula Realm + Legends). Возможность впустую угробить такую уйму времени нынче дорого стоит. В плане нововведений Legends совершенно нечем похвастаться, но это вовсе не означает, что вы пробежите ее за несколько вечеров.
Приключения чОрного рыцаря
Размер действительно внушает уважение. Не дать в обиду нетрезвых овцеводов, предотвратить гражданскую войну, спасти народ от засухи, скинуть поганца Дарио с трона… Накормив нас стандартной байкой о борьбе «хороших парней» с внезапно нагрянувшим злом, игра в конце концов представляет альтернативный взгляд на события.
Сценарист не остановился на извечном «защити родину от иноземных варваров» и познакомил игроков с прирожденным злодеем и типичным «чОрным рыцарем» Кербером. Пара часов в рогатом шлеме — и я начал ощущать извращенное удовольствие от дурацких заданий и не в меру пафосных речуг. «О, как долго я ждала этого мига! Пять лет провела я в изгнании, и единственное, что скрашивало эти годы — мысли о мести Дарио и его дружкам». Замечательный пассаж, который очень емко характеризует авторов, целевую аудиторию и, разумеется, локализаторов, превративших брутального мужика в чокнутую девицу. Эх, жаль, озвучки нет! Если бы славный завоеватель, помимо прочего, пищал фальцетом, невзрачный фэнтезийный трэш мог бы вырасти в стильную монтипайтоновскую комедию.
Для случайного зрителя все просто. Вот наша база, вот враги — построил армию, разгромил кого надо и под барабанный бой завершил уровень. К теории не подкопаешься, однако на самом деле среднестатистическая миссия растягивается как резина. Пока наладишь экономику, снабдишь подданных постелями и горячими плюшками и родишь десяток-другой храбрых воинов, куранты успеют пробить не раз. Сбор ингредиентов, необходимых для создания магического зелья, меня подкосил. За лапой волка последовал корень редкого растения, потом перо сокола, ведерко воды из заколдованного источника… Конечно, спасибо разработчикам за робкие «элементы RPG», но почему нельзя было сразу огласить весь список?
Мелькающие перед глазами пейзажи отвлекают от мрачных раздумий. Зайчики, скачущие по холмам, заросшие подсолнухами полянки, дремучие чащи, «мертвые» горы, выжженные земли дикарей — приятно, что подобное буйство природы можно встретить на одной карте. Использование знаменитого генератора погоды жестко ограничено советами старших товарищей. Наслав зиму, мы сможем по льду перейти в ранее недоступную область… но только в том случае, если это предусмотрено брифингом; важные речки в Legends не замерзают. Условности, перекочевавшие прямехонько из Heritage of Kings, потихоньку начинают раздражать.
В качестве формального утешения предлагают настоящую тактику. Не рассчитывайте отделаться толпой прокачанных меченосцев. Дальнобойные пушки (не забудьте повесить на них апгрейды) и прибывшие из Nebula Realm мушкетеры иногда доставляют противнику куда больше хлопот. Осада — не слово из учебника, а действенный прием. В остальном все привычно и предсказуемо, хотя нюансы тоже есть. Например, дуболомы ни при каких условиях не закрывают ворота и брезгуют поднять цепной мост. После такого цирка критиковать Stronghold 2 мне, право, не с руки.
Апатичный AI даже не пытается реагировать на бесчинства игрока, постоянно подставляясь под огонь и совершая неуклюжие, обреченные на провал «рейды». Оптимальный выбор целей — давняя беда RTS. Еще нескоро компьютер сообразит, что надо сперва уничтожить стрелков, а затем спокойно заниматься «танками». Любой маневр, отличающийся от классического «все в атаку!», приведет вас к победе. Не обошлось и без курьезов. Сомневаюсь, что на свете существует что-то прекраснее вражеского городка, окруженного густым частоколом наших стреляющих башен. Строить разрешено где угодно, лишь бы рабочие сумели добраться до участка.
Графическое исполнение «прекрасным» не назовешь. С каждым днем игры становятся технологичнее — вчера мультяшные зверюшки и маслянистый блеск лесных озер смотрелись на «ура», а сегодня вызывают сдержанное недоумение. В видеороликах камера подлетает вплотную к лицам, демонстрируя несовершенство мира по ту сторону экрана. Впрочем, кто мешает его изменить? В комплекте с Legends идет редактор, позволяющий сколотить пачку «долгожданных дополнений» и избавить коллектив Blue Byte от лишних телодвижений.
Возвращение в детский сад
На Legends впору лепить стикер «kids only». Убийственно однообразный игровой процесс, картонные персонажи и детсадовский сюжет усыпляют не хуже валерьянки. Игра с поразительной точностью повторила судьбу The Settlers 4, которая стараниями собственных пап и мам превратилась из интересной стратегии в дешевый балаган и выжимание денег. Вот спасибо-то!
P.S. Зато к многопользовательской части претензий нет — она способна помирить закоренелых вояк и хиппи-пацифистов. Правда, относить это к заслугам Legends нечестно. Разве в самой Heritage of Kings было иначе?