- Главная/
- Игры/
- Settlers: Наследие королей, The/
- Рецензия
Мы живем в мире массовой культуры. Музыка, кино, литература — все стремится к унификации. И компьютерные игры тоже. Успешная игра должна быть понятна любому. Потенциальному потребителю разрешено не знать о длительной истории серии, не исключено, что он вообще слабо представляет себе, чего именно ждать от конкретного жанра, но разработчики все равно обязаны обеспечить ему порцию удовольствия. Не отпугивать огромным «feature»-листом с диковинными словами, а развлекать. Точка.
Руководство Blue Byte быстро уяснило эту нехитрую концепцию. «Сеттлеры», в том виде, в каком мы их знали и любили, ушли в сказочные края, уступив дорогу молодежи. Более того — если отринуть незначительные мелочи, окажется, что Heritage of Kings никакого отношения к именитому предку не имеет. Название использовано, скорее, в маркетинговых целях, и потому очень правильно, что покупателей не стали морочить цифровыми приставками. Новичков это лишь запутает, а «ветераны» сами разберутся.
Чужие поселенцы
Сюжет уже не заикается о колонизации далеких земель. Заунывная повесть об обиженном принце, восстанавливающем некогда могущественную империю покойного отца, справляется с ролью литературного «клея», связывающего миссии одиночной кампании, но ни на что другое не претендует. Злобный сосед Мордред, воспользовавшись малолетством наследника, ввел в страну свои войска. Государство начало распадаться, и то, что получил наш герой в день своего совершеннолетия, почти не напоминало о былом величии. Выход один — собрать армию, обрубить Мордреду и его прихвостням дурацкие рога, и доказать соотечественникам, что в Старой Империи снова появился законный король.
Рядом со столь «оригинальной» байкой самые незатейливые фантазии сценаристов обретают ореол гениальности. Например, по ходу игры нам попадается городок, жители которого излишне увлекались тяжелой промышленностью, загадили окружающую среду и теперь страдают от жуткой засухи. Мы строим специальную чудо-машину, насылаем на них спасительный дождь, но остановить разгулявшуюся стихию не удается, и бедняг основательно затапливает.
Достаточно одного взгляда на монитор, чтобы в сердце пришла любовь. Облик Heritage of Kings очаровывает сразу и навсегда. Уютные домики с развевающимися флажками на крышах, медленно покачивающиеся деревья, прозрачные озера, весело прыгающие зайчики — красотища! На таком фоне даже картинки из Age of Empires 3 не выглядят чем-то запредельным. Модели ключевых персонажей сделаны безукоризненно. В кои-то веки можно не бояться, что очередной скриптовый ролик чересчур приблизит камеру, и в глаза полезут углы и графические несуразицы. Рядовые поселенцы тоже не подкачали. Вряд ли вы перепутаете каменотеса с мечником или прогуливающимся по округе алхимиком.
Однако не будем забегать далеко вперед. Светлое будущее начинается со строительства развесистой базы. Жилые дома, фермы, шахты, лесопилка, казарма, стрельбище, конюшня, кузница, лаборатория, рынок, сокровищница… Зданий немного, но зато среди них, пожалуй, нет ничего лишнего. Еще есть приличный выбор инсталляций, украшающих поселение и положительно влияющих на мотивацию трудяг. Несколько каменных истуканов, яркий цветник, беседка или астролябия внушают народу непоколебимую веру в богоизбранность монарха и скорейшее удвоение ВВП. Мы же, пользуясь случаем, поднимаем налоги и удлиняем рабочий день. Ведь никто не думал, что вся катавасия затевалась ради бескорыстного всеобщего счастья?
Сытый рудокоп машет киркой куда увереннее. Нужды подчиненных следует удовлетворять качественно и в срок, особенно с учетом того, что у каждого жителя деревни всего два стойких желания — поспать и поесть. Отсюда вытекает единственное требование к организации пространства. Фермы и дома рекомендуется располагать таким образом, чтобы какому-нибудь герою труда не приходилось тащиться на работу за тридевять земель. В мире Heritage of Kings царит социализм и человеколюбие. Чем длиннее путь, тем меньше времени лесоруб проводит в офисе.
А как же дорожки и снующие туда-сюда посыльные? Забудьте об этом. Стройматериалы летают по воздуху, избушки вырастают из земли, а вековые елки, обломав друг другу мелкие веточки, сами лезут под пилу, превращаясь в абстрактную «древесину». Не верьте суете, творящейся по ту сторону экрана! Неутомимый желудок для подданных важнее интересов государства.
Вместе с курьерами исчезли и прочие характерные черты The Settlers. Пять видов ресурсов поначалу смущают, но, уразумев отличие камня от глины или селитры, уже не испытываешь умственного дискомфорта. Производственные цепочки отсутствуют. Раньше, прежде чем нанять профессионального воина, мы искали залежи железа и угля, строили шахты, извлекали из горной породы металл, в поте лица ковали оружие, и только затем приступали к вербовке добровольца. День сегодняшний не приемлет столь заумных схем. Шахтеры потихоньку ковыряются в пыли, а выстроенные поблизости кузница и домик кирпичных дел мастера ничего конкретного не производят, позволяя совершить несколько нужных для хозяйства модернизаций.
Думаете, проще нельзя? Как бы не так. Можно вообще обойтись без постоянных шахт. Дрессируем десяток универсальных батраков и натравливаем их на беззащитные дубы и месторождения полезных ископаемых. Есть не просят. Не спят. Не митингуют под стенами дворца. Здравствуй, WarCraft 3! Мы давно подозревали, что ты прячешься где-то неподалеку.
Наука заменила возню с некогда многочисленными товарами народного промысла. Центральное здание базы — не наш «единоутробный» замок, не казарма и даже не мельница с бесплатными плюшками, а университет. Именно там происходят метаморфозы разума и рождение квинтэссенций. Исследования отнимают немало времени и материальных средств, но альтернативы не существует. Технически отсталый городишко станет легкой добычей для залетных лиходеев.
И в снегу, и под дождем…
Если в The Settlers война представляла собой необходимое зло, то почти все миссии Heritage of Kings изначально подведены под боевые действия (хотя бы регулярные разборки с лесными бандитами и мелкие, пронизанные скриптами диверсии в тылу врага). Дабы окончательно не превращать игру в клон WC3, нас избавили от возни с отдельными солдатиками — раз уж управлять, так целым отрядом (капитан и от одного до восьми бойцов), что, впрочем, не особо сказалось на интерфейсе. Выделили в рамочку, послали, наслаждайтесь результатом. Главное — следить за здоровьем командира. Он гибнет последним, и если вы успеете вытащить его из неудачной заварушки, весь полученный опыт будет сохранен. А поиск новобранцев — проблема, недостойная упоминания.
Разные типы войск — это хорошо. Авторы не стали возиться с десятками видов юнитов, ограничившись минимальным набором. Мечники бьют копьеносцев, копьеносцы бьют кавалерию, кавалерия бьет мечников, а в окрестностях, для пущего эффекта, вертятся лучники и артиллерия. Теория отличная, но на практике все зачастую сводится к печально известной свалке. Коли можно подавить волю противника количеством и более крепкой броней, кто захочет копаться в описанных сложностях? Стройте толпу мечников — остальное приложится. И еще — чтобы пушки самовольно не разгуливали по кипящему полю брани, установите галочку напротив значения «hold position». Иначе нецензурных выражений не избежать.
Своевременная реформа военной машины является первостепенной задачей уважающего себя генерала. Инвестиции, рекой утекающие в кузницу, лесопилку (там изучают стрелы и копья) и казарменные здания, вернутся сторицей. Надежные доспехи и острый меч — основа средневековой государственности.
Не обошлось и без героев. Вокруг наследного принца Дарио постепенно собирается разношерстная компания. Могучий воин Эрик, священник Хелиас, полногрудая воровка Айри — каждый из них обладает двумя уникальными умениями, которые придутся весьма кстати на поле боя. Боевой крик развеет пугливых злодеев по лесам, командный голос улучшит боевые параметры дружественных бойцов, маскировка позволит безнаказанно проникнуть в сердце вражеского поселения… Но полезнее всех оказался добрый «фратер». Элегантный взмах посохом, и неприятельский отряд переходит на нашу сторону. Навсегда.
Ну и, наконец, погода, которая (пусть и не впервые в истории жанра) стала полновластным участником боевых действий. Игра по мере сил пытается симулировать смену времен года, причем ей это даже удается. Солнце скрывается за тучами, и на экране возникает холодный осенний ливень. Видимость ухудшается, стрелы летают плохо — сплошное расстройство. Но вот заканчивается ноябрь, в свои права вступает зима. Зеленые луга покрывает слой нарядного снега, перед глазами мельтешит белое конфетти, а непроходимые ранее реки и моря сковывает ледяной панцирь. Да-да, кораблей в Heritage of Kings нет, и отдельные районы становятся доступны лишь тогда, когда температура опускается ниже нуля по Цельсию. Не упустите возможность, а то вот-вот наступит весна. И горе тому, кого оттепель застанет на середине глубокого озера!
Роковая случайность? Скорее происки врагов. Разработчики не бросили столь многообещающую задумку на полпути, разрешив игроку лично управлять погодой. Фокусы в духе Александра Невского (с заманиванием недругов на лед и их последующим утоплением) наверняка станут вашим излюбленным тактическим приемом. Сложно, но невероятно стильно.
Конец истории
Чуда не произошло. Heritage of Kings — хорошая, но стандартная RTS с замечательной графикой, легким перекосом в сторону строительства и парой-тройкой оригинальных идей. После того, как вы перепробуете все «пряники», разморозите лед под ногами вражеской армии и вдоволь насмотритесь на очаровательных зайчиков и косуль, интерес существенно уменьшится. Торт съеден. Остается сидеть в кресле, сыто икать и подсчитывать жадно проглоченные калории.
Кому-то игра понравится, кому-то — нет, но, в любом случае, искать в ней тех самых никогда не унывающих человечков, что с одинаковым энтузиазмом таскали на плече бревна, рубили уголь и размахивали мечами, я не советую. Бесполезное занятие. Только настроение испортите.