Светлая тема

Рецензия на игру Settlers. Расцвет империи

Сериал The Settlers — долгожитель-рекордсмен. 15 частей (включая дополнения) и 13 лет живой истории говорят сами за себя; Ubisoft не прогадала, когда приняла Blue Byte под свое могучее крыло. Поглощение, правда, не прошло без последствий. Всемирно известная сага про «человечков, таскающих бревна» под мудрым руководством французов превратилась в скучную, монотонную игру. Осознание и исправление ошибок растянулось на два с половиной года. Зато The Settlers: Rise of an Empire — достойный продолжатель дела отцов, лучшая вариация на тему «Caesar meets Warcraft» и, по совместительству, самая спокойная стратегия нынешнего сезона.

В далеком-далеком королевстве…

Политические интриги и внешние враги почти уничтожили великую империю Дарион. Все, что осталось от некогда процветавшего государства, — несколько разобщенных провинций, страдающих от нищеты, беззакония и самодурства. Получив неказистое хозяйство от папы-короля, наследник не пожелал сидеть сложа руки. Там викинги пиратствуют, здесь губернатор с катушек съехал. И ведь реформами да кадровыми перестановками не обойтись. Нужно приехать в проблемный регион, основать город-сад и объяснить туземцам, что счастье и достаток возможны лишь в обмен на верность.

Точнее, не основать, а развить. Неведомые благодетели уже проложили дороги, расчистили базарную площадь, построили склад, крепость и церквушку. Обилие вариантов с непривычки пугает. Лесопилка, ферма, избушка охотника, каменоломня, пасека, сыроварня, коптильня, ткацкая мастерская, кузница… Длинные производственные цепочки вымерли как динозавры. Дровосек срубил дуб, столяр-швабродел отсек лишнее, а его друг колбасник подмел пол и удовлетворил свою потребность в чистоте.

Такому упрощению нетрудно найти логичное обоснование. Подобно Castle Strike (кстати, ее авторы тоже из Германии), Rise of an Empire пытается провести черту между деревней, поставляющей сырье, и городом, создающим товары и услуги. Способ прост: нам запретили сооружать дополнительные склады. Ремесленники не могут брать материалы напрямую и, дабы не начинать день с многокилометрового забега, вынуждены жаться к единственному и неповторимому хранилищу. К тому же они регулярно платят налоги. Процесс отлажен до автоматизма. Кавалькада чиновников выезжает из замка, изымает наличность у населения и возвращается с изрядно потяжелевшими сумками. Чем дальше живут «жертвы», тем позже доедут денежки. Маловато? Запустите лапу в ящик для пожертвований. Проповедь отвлекает подданных от работы, зато по ее окончании так приятно понаблюдать за священником, несущим туго набитый мешочек казначею…

Торговля с соседями реализована столь же наглядно. Посещаем дружеское поселение, заключаем сделку, и два каравана отправляются в путь: первый везет покупки, второй — золото. Дорога обычно неблизкая; не удивляйтесь, если в итоге все приберут какие-нибудь робингуды. Любовь к мелочам заметна повсюду. Обратите внимание — на стенде мясника висит именно то количество сосисок, которое указано в информационном окошке (то же самое было еще в Knights and Merchants). The Settlers с младых ногтей приучала нас получать удовольствие от созерцания. По улицам торопливо катятся тележки, озабоченный пекарь семенит за мукой, вальяжно разгуливает равнодушная кошка, мелькают яркие женские платья… Реалистичные пропорции подчеркивают атмосферу преуспевающего средневекового городка. Не бойтесь приближать камеру. Вполне приличные для RTS модели лишь усилят ощущение причастности к происходящему по ту сторону экрана.

Не знаю, знакомы ли дизайнеры Blue Byte с историей СССР, но бессмысленным брежневским лозунгом «экономика должна быть экономной» пропитана вся игра. Почему одно трехэтажное здание полезнее трех одноэтажных? Потому что производит столько же, а потребляет в три раза меньше. Вот и все «хитрости». Жилищный вопрос вообще остался за кадром. Несостоявшиеся стахановцы согласны спать в обнимку со станками да мотыгами и при этом трепетно относятся к размеру личных сбережений. Если в «миниполисе» мало толстосумов, герою не перепадет очередной титул, и развитие застынет.

Да-да, герою. Перед началом миссии игрок выбирает, кого из рыцарей (постепенно их число растет) послать на задание. От каждого по возможностям: леди Аландра увеличивает церковные сборы и прикосновением исцеляет больных, викинг Тордал промышляет сватовством и развлекает народ песнями, разбойница Кестрал помогает собирать подати и иногда подворовывает на благо отчизне. Кроме того, наш ставленник умеет присваивать бесхозные участки (карта заранее порезана на куски). Впрочем, борьба за землю, отличительный признак «классической» The Settlers 2, в Rise of an Empire отошла на задний план. Свободное управление боевыми юнитами избавило от «войны периметров», а ресурсы в случае чего можно купить.

Нюансов хватает. Взять, к примеру, смену времен года и разные климатические зоны. Зимой поля не плодоносят, пчелы не жужжат и щуки не ловятся, одна надежда на охотников и припасы. Что же делать тем, у кого зима десять месяцев кряду?.. Да и жителям жарких районов живется не лучше. Посевы высыхают, коровы грустно жуют колючки, а самое главное — никто не перерабатывает кактусы на богатую витаминами текилу!

Огнем и мечом

Линейные, достаточно однотипные миссии не вызывают трудностей. Отстроился, поговорил с тем-то, убил того-то — глядишь, и финал не за горами. Несмотря на социальную суть игры, воевать приходится часто. Боевая система — попытка объединить неспешные «осады» The Settlers 2 и динамику Heritage of Kings. Наштамповал юнитов, обвел рамкой — готовься вкушать плоды победы. Преодолеть каменные укрепления поможет таран или осадная башня, а если враги пожадничали и ограничились деревянным частоколом, под рукой всегда есть огонь. Интересная деталь: пехота не в состоянии повредить дома обычным оружием. Всякий раз надо использовать факелы, чей запас пополняется только на своей территории.

Крушить все подряд и не нужно. После захвата аванпоста прочие постройки, как и раньше, рассыпаются в пыль. Такая условность особенно «радует», когда мелкий рейд, на который мы не успели среагировать, приводит к обрушению части стены. Правильно, нечего размазывать инфраструктуру по трем районам; размечая улицы, сразу прикидывайте расположение городских границ. На природные преграды рассчитывать не стоит. Помните Heritage of Kings? Управляющую погодой вышку выкинули, но ведь незваные гости могут подождать и перебраться по льду…

Этим коварным и неожиданным приемом тактика исчерпывается. Скромный набор «мечники-лучники-катапульты» оставляет минимум пространства для умственных упражнений. У кого больше народа, тот и прав. Странно другое — экономика, казалось бы, мирной игры подчинена исключительно военным нуждам. Заработанная потом и кровью репутация города влияет на профессионализм солдат и… все? Месяцами не кормите крестьян, душите налогами предпринимателей, наплевать на их дурацкие прихоти; худшее наказание нерадивому правителю — молчаливая забастовка на главной площади. Бедолаги будут мозолить вам глаза, пока в невидимые магазины не завезут колбасу, после чего утрут сопли и продолжат вкалывать. Rise of an Empire из тех редких игр, где тяжело потерпеть неудачу. Среднестатистический уровень может отнять несколько часов, однако начинать заново точно не придется.

Враг хорошего

Лучше, наверное, уже не будет, идея выработана сполна. Утопический средневековый коммунизм привлекает не логикой и сложными игровыми ситуациями, а всеобщим счастьем. Здесь даже грабители сытые, причесанные и улыбчивые. Мельтешащие перед носом человечки не скандалят из-за пустяков, не пьют, не воруют, не завидуют, не сибаритствуют… Идеальное общество муравьев без страха и упрека, о котором мечтали поколения философов от Платона до Маркса.