Среднее время в игре: 3 часа

The Stanley Parable

Добавить в
Мои игры
Добавить в
Вишлист 101
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
541
344
Так себе
82
Ужасно
30

Рецензия

В один прекрасный день все офисные коллеги Стэнли таинственно исчезают, а в голове у него возникает голос, указывающий, что ему следует делать и куда идти. Этот ехидный голос с британским акцентом называет Стэнли рабочим 427 из кабинета 427 и утверждает, что дело жизни Стэнли — нажимать кнопки на клавиатуре, следуя инструкциям. Сегодня, однако, в этом идеально отлаженном мире что-то сломалось, и для Стэнли пришло время узнать СТРАШНУЮ ПРАВДУ.

Insane Office Escape

Вышедший в 2011 году мод для Half-Life 2 под названием The Stanley Parable некоторые поспешили назвать революцией в мире видеоигр. Это, конечно, преувеличение. Революцией был, например, Portal, на который творение студии Galactic Cafe сильно смахивает — тот же движок Source, закадровый голос, одиночество, минималистичные декорации.

Но если Portal предлагал оригинальную игровую механику, то козыри The Stanley Parable лежат в области нарратива. И тогдашний мод, и его свежий HD-ремейк предстают перед нами эдаким бесконечным блужданием по коридорам постмодернизма. Уже в главном меню авторы намекают на то, что у истории нет дна: рядом с привычными пунктами «Настройки» и «Новая игра» мы видим монитор, в котором отображается точно такое же главное меню игры, и даже курсор мыши двигается синхронно с нашим. В том мониторе, разумеется, виден еще один монитор с той же картинкой — и так далее. Дно у The Stanley Parable все же есть — игроки обнаружили 18 разных концовок. Но, как уверяет один из загрузочных экранов, «конец — никогда не конец», ведь даже после смерти Стэнли вновь оказывается в кабинете 427.

Согласно Сиду Мейеру, «игра — это последовательность интересных выборов». The Stanley Parable в таком случае — это своего рода антиигра. Выбор пути здесь — не способ куда-то попасть, а лишь средство позлить педантичного Рассказчика, одержимого порядком и нехитрой фабулой своей истории. Его голос пытается предопределить наши действия — при первой же развилке он говорит: «Стэнли зашел в дверь слева». Понятно, что следовать указаниям Рассказчика будут разве что самые послушные и слабовольные — для всех остальных дверь справа гораздо интереснее. Так неповиновение оказывается главным способом взаимодействия с окружающим миром. Да, иногда нужно нажимать на кнопки и отпирать закрытые двери, но самый наглядный эффект на игровое пространство оказывает «неправильный» выбор игрока.

Поворот не туда

На определенном уровне The Stanley Parable — очень смешная игра. Здесь можно запереться в чулане и давиться от хохота, слушая нарастающее возмущение Рассказчика вашим поведением. Он сменит сдержанную иронию на неприкрытые оскорбления в попытках вас расшевелить, а потом сделает «единственный логичный вывод» — игрок за клавиатурой умер — и примется звать на помощь.

Табличка возле грузового лифта заботливо сообщает, что прыжок с движущейся платформы приведет не только к смерти, но и к штрафу в 5000 долларов. На звонящий телефон можно не отвечать, а отключить его, поставив тем самым Рассказчика в тупик. Он примется отчитывать вас за совершенную «ошибку» («Вы могли ведь и игру сломать!»), пытаясь найти выход из ситуации — например, покажет вам обучающее видео о том, как правильно вести себя в видеоиграх. Для самых упрямых и непослушных игра в конце концов проложит вполне буквальную Сюжетную Линию — на полу появится желтая линия, по которой нужно идти к хэппи-энду. Впрочем, и она чуть погодя сходит с ума, начиная вилять по стенам, фонарям, потолкам.

Контора Стэнли обезумела задолго до начала наших коридорных скитаний: как еще объяснить тот факт, что доска в конференц-зале исписана словом PROFIT (прибыль), а на вопрос «чего хотят люди?» есть только три правильных ответа: деньги, вещи и графики о деньгах и вещах. «Счастье» — ответ неправильный, зачеркнутый, с припиской: «Ты уволен, Майк Джеймс». Возникает ощущение, что, не исчезни коллеги из офиса, The Stanley Parable могла бы стать жестоким шутером среди ксероксов, проекторов и залитых кровью белых воротничков. Но здесь нет иной механики, кроме блуждания по коридорам — отбрасывая геймплейную шелуху, The Stanley Parable насмехается над играми, которые сначала убеждают игрока в том, что его действия имеют значение, а потом сводят его свободу к выбору из условных дверей.

Хорошо, что авторы не увязают в иронии над игровой индустрией, а при каждом удобном случае отправляются напрямик к общечеловеческим вопросам. «Когда все возможные пути для тебя созданы заранее, жизнь становится бессмысленной. Как и смерть», — без тени улыбки чеканит женский голос, на время вытеснивший Рассказчика из головы Стэнли, и предлагает выйти из игры — ведь это единственный способ победить. Да и вообще, у Galactic Cafe получилась не столько компьютерная, сколько кинематографическая игра в постмодернизм. Порой здесь отказывают законы физики, логики, времени и пространства — Рассказчик может поднять вас в воздух, к звездам на ночном небе, которое по его велению проступило прямо сквозь офисные стены. А падение с большой высоты не обязательно заканчивается смертью — слышен хруст костей, но Стэнли не больно. Больно лишь незримому ангелу-хранителю, который с грустью будет укорять вас в желании покончить с собой, когда вы снова полезете наверх.

The Stanley Parable — это «День сурка», где нет главного: кудрявой красавицы, сердце которой нужно покорить. The Stanley Parable — это «Шоу Трумана», где декорации мира не только не скрывают своего назначения, но и не желают заканчиваться фанерой и клеем. The Stanley Parable — это «Побег из Шоушенка», где в вашей камере за плакатом кинодивы нет ничего, кроме цельного гранита. Эту антиигру можно осмыслить только через отрицание, вычитая из привычных знакомых форм то, что казалось самым важным: возможность и право на любовь, побег и освобождение.

Мир Стэнли — это пробирочный мир, празднующий свою искусственность, где в победу добра над злом верит только сумасшедший Рассказчик. Условность доводится до предела, когда Стэнли попадает в музей современного искусства, экспонатами в котором служат игровые элементы и декорации The Stanley Parable: картины из офиса, кнопки, столы, мини-модель коридора с двумя дверями и прочие знакомые вещи. Даже хэппи-энд, лелеемый Рассказчиком, очень похож на пасторальную декорацию на ярком экране в темном кинотеатре — и стоит сделать шаг по ту сторону экрана, как ты теряешь контроль над Стэнли, который больше не реагирует на мышь и клавиатуру, потому что «он счастлив». Так счастье становится синонимом потери контроля над собой, а отсюда — полшага до рабства. Можно ли поверить в такое «счастье»?

***

Сомнений нет в одном: The Stanley Parable — уникальная вещь. Интерактивная комедия, в которой порой сгущаются экзистенциальные тучи, громы, молнии и даже одно северное сияние — мимо такого нельзя пройти. Здесь бывает по-настоящему весело, но иногда рука на мышке холодеет от ужаса, ведь чем дольше вглядываешься в игру, тем прозрачнее становится метафора: у каждого из нас в голове живет такой Рассказчик — многоликий голос разума, амбиций и плоти, ежесекундно указывающий нам, что делать. Просто в отличие от Стэнли мы слышали этот голос с рождения и привыкли к нему настолько, что считаем своим собственным.

Впрочем, я уверен, немало людей промчит по коридорам The Stanley Parable ради смеха, гэгов и обрушенных непослушанием текстур, не задаваясь вопросами, которые ставит игра. Даже ядерную аннигиляцию здесь подают так, что у одних перехватит дыхание от ужаса, а другие будут хохотать. Меня же волнует главное: если Galactic Cafe могут рассказать столь сильную историю небрежно, насмешливо, мимоходом, то что будет, когда они возьмутся за дело всерьез?

Системные требования для PC

Win Xp 32 CPU 3.0GHz GeForce 7600 GS/Radeon X800 GT 2 GB RAM 3 GB HDD
Win 7 64 Dual-Core CPU 3.0GHz GeForce GT 545/Radeon HD 5670 2 GB RAM 3 GB HDD

Системные требования для Linux

Minimum:
  • OS: Ubuntu 12.04
  • Processor: Dual core from Intel or AMD at 2.8 GHz
  • Memory: 2 GB RAM
  • Graphics: nVidia GeForce 8600/9600GT, ATI/AMD Radeon HD2600/3600 (Graphic Drivers: nVidia 310, AMD 12.11), OpenGL 2.1
  • Storage: 4 GB available space
  • Sound Card: OpenAL Compatible Sound Card

Системные требования для macOS

Minimum:
  • OS: Mac OS X 10.8 or higher required
  • Processor: 3.0 GHz P4, Dual Core 2.0 (or higher) or AMD64X2 (or higher)
  • Memory: 2 GB RAM
  • Graphics: ATI Radeon 2400 or higher / NVIDIA 8600M or higher
Больше…

Где купить

Steam

Редакторы

Parham

2 правки
0
+76
"Скорее нет, чем да"
79 игр
2 торта
+144
Заебись, но не совсем
147 игр
50 тортов
+104
Мультяшно и смешно
107 игр
0 тортов
Посмотреть всё

Игры как The Stanley Parable

Посмотреть полное видео
Посмотреть полное видео
86
    Посмотреть полное видео
    THIS IS AMAZING | The Stanley Parable #1
    19 окт. 2013 г.
    Markiplier
    ПОРТАЛЬНЫЙ СТЕНЛИ. ФИНАЛ ► The Stanley Parable |5| Русская озвучка. Прохождение
    1 сент. 2018 г.
    ViteC ► Play
    ПРИТЧА О СТЕНЛИ ► The Stanley Parable |1| Русская озвучка. Прохождение
    28 авг. 2018 г.
    ViteC ► Play
    ЖЕЛТАЯ ЛИНИЯ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ► The Stanley Parable |2| Русская озвучка. Прохождение
    29 авг. 2018 г.
    ViteC ► Play
    ► WTF Is/Isn't... : The Stanley Parable ?
    22 окт. 2013 г.
    TotalBiscuit
    ТАЙНЫЙ РАССКАЗЧИК ► The Stanley Parable |4| Русская озвучка. Прохождение
    31 авг. 2018 г.
    ViteC ► Play
    Показать все видео
    195,428 items
    🔥Притча о Руссаке😈
    Вы тоже видите ЕГО?
    The Stanley Parable, например
    View all streams
    41 items

    Рецензии и комментарии The Stanley Parable

    Однажды Стэнли не хотел оставлять рецензию на эту игру. Потому что игра самодостаточна и без всяких рецензий критиков.
    «Ещё один ход»
    «Проверено временем»
    больше