- Главная/
- Игры/
- Завтра война/
- Рецензия
«Ну, в общих
чертах… Там страхи какие-то».
— Андрей Румянцев,
лейтенант ВКС Российской
Директории.
Мальчик с рожей потомственного зомби и щеками, где без труда спряталась бы пара упитанных хомяков, нервно озирается и берет со стола распечатанный шоколадный батончик. Впившись зубами в коричневую массу, он мотает башкой, крутит стеклянными шариками глаз, изображая райское наслаждение, и, наконец-то осилив кусок, декламирует прямо в камеру: «Большой „Шок“ — это по-нашему!».
Slav'yane in space
Нет, это не пересказ очередного рекламного ролика, а одна из первых сцен в космическом симуляторе «Завтра война». Product placement по-русски оказался пострашнее жвачки «Airwaves» в руках Сэма Фишера и огромных щитов из Battlefield 2142. «Шок XXL» — повсюду, куда ни плюнь: на телеэкранах в кают-компании, в автоматах по раздаче спонсорских конфет, на барных стойках, в устах нашего протеже, Андрея Румянцева, охотно цитирующего броские слоганы.
Фирму «1С» легко понять. Бюджет игры, просидевшей в разработке четыре года, надо отбить, и выручкой дыру в кошельке не закроешь. Однако встроить рекламу в сюжетную канву так, чтобы она усиливала (или хотя бы не убивала) эффект присутствия, умеют немногие. Глядя на то, как Румянцев ест сладости, не переставая нахваливать их продавца, хочется скорее надавить на «пробел», прогнав навязчивый образ.
Впрочем, было бы что портить. «Завтра война», чей сценарий написан Александром Зоричем (псевдоним творческого тандема Дмитрия Гордевского и Яны Боцман) по мотивам его одноименного романа, обещает больше, чем способна предложить. Внешние атрибуты на месте: сразу две зловещие инопланетные расы, коварный внутренний враг в лице клонов-зороастрийцев, любовь-морковь… Но не хватает главного — характеров и ярких персонажей. Добравшись до финала, вы не поймете, что тикало в сердцах опрятных манекенов с умело вылепленными мордашками и никакой мимикой, кроме канцелярских фраз и квасного патриотизма.
Шоу «говорящих голов», сопровождающее каждый боевой вылет, заставляет воскликнуть «Не верю!». И беда не только в деревянной анимации (где ты, Freelancer?) и фальшивых голосах, помноженных на отсутствие богатого звукового ряда, из-за чего кажется, будто мы гуляем по пустой студии. Здесь нет нормального общения. Вечно раздраженное начальство меняет настроение чаще, чем старушка с болезнью Альцгеймера. Строгая девушка Александра с повадками комсорга на стероидах признается в любви, разводя сопли, как последняя изаура из бразильского «мыла». Товарищи Андрея тонут в океане занудства и плоских шуток, порой обращаясь к приятелю так, словно он — безнадежный кретин. Все это залито мегабайтами сухого «технотрепа» в духе поздних «Стар Треков» с непременными икс-матрицами, люксогеновыми двигателями и лямбда-сферами, чья задача — внушить мысль о серьезной проработке вселенной.
Зороастрийские девушки легкодоступны
Не впечатляет и сама история, рассказанная в «ЗВ». Кадет Румянцев, с позором отчисленный из летной академии за… спасение дамы (ну странные же нравы у россиян XXVII столетия!), бесцельно дрейфует по Галактике от одного работодателя к другому, выполняя скучные задания. Уходят люди, на судьбы которых нам плевать, мелькают красивые интерьеры, а ощущения причастности не возникает. «Война» страдает от недуга многих дебютных проектов — ее создатели не рискнули взять ножницы и покромсать раздутую тушу из 34 глав.
«Приличные пилоты 90% времени летают на автопилоте», — подсказывает мануал. И ведь не врет! Три раза вхолостую промчаться от точки А до Б и обратно, засунув коту под хвост 15 минут жизни, а затем посмотреть на пятиминутный штурм крепости — обычное явление. Операция по доставке грузов противокосмическим (sic!) субмаринам: 10 минут чешем «туда», стираем в порошок горстку глупеньких врагов, тратим столько же на путь до авианосца. Куда сильнее поражает разведка шахт в неприятельском тылу — смело вешайте флуггер на следование за «Штормом-3» и идите пить кофе. Треть часа спустя вам останется лишь пристыковаться к родному ангару. Неужели в CrioLand не слышали о замечательной функции «time compression»?
Принцип построения миссий удивляет — подобного издевательства не позволяла себе даже бессердечная X-Wing Alliance. Долгое путешествие под аккомпанемент назойливой музыки — короткая стычка — снова транзит — посадка на крейсере — щедрая порция бесед — второй вылет… и еще парочка таких циклов. «Нестандартные» поручения и того тоскливей. Гонки сквозь кольца, ставшие ненавистным штампом в космосимах, установка вышек на астероидах, где надо по миллиметрам высчитывать расстояние до булыжников (иначе — мгновенная гибель), грустный «тир» в зенитной башне, садистский регбийный матч (!) в невесомости, расстрел груды ящиков на чужом аэродроме… Кстати, интересно, кому нужны танки, если 1 (один) штурмовик отправляет к праотцам целую дивизию? И, что более важно, зачем пичкать народ рутиной? Коли развитие персонажей провалилось, а драма захлебнулась в слюнях, подбросьте зрителю что-нибудь стоящее. У вас же героическая фантастика, граждане авторы!
Ретроспективная деградация
Увы, когда дело доходит до разноса кораблей противника, «Завтра война» беспомощно пасует перед корифеями жанра. Хотите взглянуть, как две махины поливают друг друга Жирными Лучами Смерти, пока десятки истребителей шныряют в скоплениях звездной пыли, выпуская в вакуум ракеты? Смахните паутину с Tachyon, Starlancer или Freespace 2. «ЗВ» лишена зрелищности. Причину выбирайте на вкус: устаревшие модели и водянистые текстуры, оппоненты, частенько забывающие о самосохранении, примитивные спецэффекты, низкая глубина рендеринга, вялое звуковое полотно баталий. Да, бесшовный переход между космосом и поверхностью — отличная идея, кабы не однопиксельной толщины облака и скудный рельеф. Астероидные поля напоминают гигантские тазики с наполнителем для кошачьих сортиров, разрушенные наземные базы — полигоны для испытания навозных бомб. После такого сравнивать местную графику с Darkstar One и X³ рука не поднимется.
Хотя CrioLand не мешало бы расширить кругозор и ознакомиться с творчеством коллег. Глядишь, узнали бы, что сегодня принято использовать кнопку «match speed», показывать сведения о цели, ушедшей за пределы экрана, и не травить душу эфирным спамом каждые две секунды. Еще в лучших домах Европы и США вручают медали за особо выдающиеся заслуги и разрешают указывать, какое оружие понесет «стальной конь» на борту. Тут же нам подсовывают недоделанное (точнее, недобитое — наследие эпохи, когда проект отзывался на имя «Звездная лихорадка») меню покупки пушек и снарядов. Поток денег иссякает уже к 20-й миссии, магазины захлопывают двери гораздо раньше, посему кушайте, что дают, и не ропщите, если на пилонах вашего «Дюрандаля» висит куча бесполезных «Мурен».
Единственное достижение «ЗВ», не считая режима «аркада с инерцией» в довесок к «симулятору» и обычной «аркаде» — быстрое сохранение в любой момент, плюс возможность создания резервной записи. Поверьте, она пригодится при встречах с многочисленными «глюками» новосибирского чуда.
В одном эпизоде мое звено послали уничтожить гиперпространственные ворота. Командир приказал держаться подальше от конструкции, дабы я не сгинул за компанию с порталом. Проторчав полчаса на безопасной дистанции, я понял, что бомбардировщики не снесут чертову штуковину до Второго Пришествия — они стреляли мимо «горячей» зоны. В другом случае мой напарник взрывался при попытке сесть на сбитый авианосец; правда, он был ни при чем — просто половина судна застряла в горе. А сколько раз я нажимал «quickload» по милости автопилота, шедшего на таран вместо стыковки (в версии 1.1.0.5)! Официальный форум изобилует историями о корявых скриптах и катапультировании в Windows. Как говорят герои игры, «горжусь Россией»…
Завтра аддон
В конце декабря «1С» анонсировала аддон «Завтра война: Фактор К». Надежда призрачная, но вдруг разработчики возьмутся за ум? Чтобы поиск ошибок протекал веселее, рекомендую им, если они читают эту рецензию, проштудировать три сезона великолепного сериала Battlestar Galactica. Господа Зоричи, вас тоже касается. Заодно изучите гениальные Firefly и Serenity Джосса Уидона (Joss Whedon). Там вы увидите, как можно нарисовать картину далекого будущего, убедительную и близкую современному человеку. Причем без глупостей «ретроспективной эволюции».