Шансы рядового обывателя пережить зомби-апокалипсис невелики. Если вы не знаете, как изготовить всесокрушающую машину смерти из весла и двух бензопил, и у вас нет трёх друзей, обладающих иммунитетом к сверхъестественной инфекции, а на лужайке перед домом не растёт скорострельный горох вперемешку с арбузными катапультами, то лучше сразу накрываться простыней. Или искать группу собратьев по несчастью, чтобы, по крайней мере, провести остаток дней не в одиночестве. Именно в таком формате – кучка обычных испуганных граждан против спятившего мира – разворачиваются приключения Рика Граймса сотоварищи в серии комиксов The Walking Dead и одноимённой экранизации. Однако для истории, которую захотела поведать Telltale Games, в рамках «канона» оказалось тесновато…
Все любят маленьких девочек
Поэтому в электронный приквел Рик не заглянет. Вместо него – рослый негр Ли Эверетт, бывший университетский преподаватель, ныне – убийца, отсчитывающий последние минуты вне тюремных стен на заднем сиденье полицейского авто. Доехать до пункта назначения машине не суждено – столкновение с вылезшим на шоссе гниющим прохожим отправляет рыдван в кювет… И начинается новый рассказ, ничуть не менее любопытный, чем у Роберта Киркмана.
Очнувшись после многочасового обморока и в порядке самообороны прострелив голову конвоиру, которого внезапно обуяла жажда человечинки, Ли ковыляет по роще с выражением искреннего «WTF?!» на лице. Вокруг - чертовщина, из-за деревьев выглядывают обглоданные тушки, за спиной раздается шарканье ног, зубовный скрежет и зловещие подвывания. С трудом перемахнув через забор, беглый преступник падает на чей-то задний двор. Здесь он встречает Клементину – милую восьмилетнюю девочку, чьи родители застряли в другом городе и, скорее всего, уже мертвы. Вариант «бросить её и дать дёру» не рассматривается. Существо в сарафанчике и бейсбольной кепке вызывает сильнейшую симпатию – надо панически бояться детей, чтобы не ощутить желание любой ценой уберечь малышку от беды. Хотя тут есть и более прозаичная причина для мгновенной приязни – ведь Клементина спасает Ли жизнь, вовремя подав молоток.
The Walking Dead верна духу первоисточника и не прячет натурализм за ширмой цензуры: в схватках с покойниками алые брызги и кровавые ошмётки разлетаются только так. Аскетичные QTE-фрагменты передают всю ярость борьбы за выживание, не подвергая пальцы чрезмерным испытаниям. Смысл – помочь игроку войти в роль. Кнопок задействована всего парочка, помереть практически нереально, разве что вы случайно уроните геймпад на пол. Зато какой накал страстей! Удар, еще удар, еще… Когда исчадие ада наконец замирает на земле, хочется отдышаться, точно после настоящей драки.
Само собой, большую часть времени Ли проводит не в боях с мертвечиной. Telltale потихонечку перенимает опыт Quantic Dream и уходит от концепции «видеоролик с долбёжкой», загубившей Jurassic Park: The Game. Герой теперь может привольно гулять, вернее, хромать по локациям аки зомбик (авария не прошла бесследно – Ли повредил ногу). В диалогах появилась временная шкала а-ля Fahrenheit, и ответы нужно выбирать быстро, инстинктивно, не раздумывая о возможных последствиях. А они будут, пусть и незначительные. The Walking Dead позиционируется как триллер с упором на психологизм, что вылилось в почти полное отсутствие головоломок, зато превратило игру в симулятор переговорщика. Как повести себя с собеседником? Соврать? Нахамить? Или ничего не нажимать, дабы Ли многозначительно промолчал? «Правильной» линии не существует, но неосторожный выбор реплики непременно аукнется. Это подчёркивают специальные подсказки.
– Ты её убил?
– Не знаю. Наверное…
«Клементина запомнит это», – бесстрастно сообщает надпись вверху экрана (если указать стиль отображения «Standard»; те, кто изберет альтернативу без «хинтов» – «Minimal», – значимость момента будут оценивать сами).
Рассчитывать на подлинную нелинейность не стоит. Очерёдность поступков жестко прописана. Свобода иллюзорна. В каждом из пяти актов авторы подбрасывают дилемму, но в четырёх случаях ваше решение ничего не меняет, что, честно говоря, смахивает на издевательство. Эффект заметен в разговорах, а толку…. Ну, в следующий раз вместо «Привет!» обиженный персонаж скажет «Пошёл ты!», и дальше обмен фразами продолжится как ни в чем не бывало. Ли в принципе не способен быть плохишом. Расчётливый грубиян – максимум, что можно выжать из «злой» версии, да и такой отыгрыш вполне безобиден. Каких только гадостей я ни высказывал Кенни, как ни старался скормить его сына упырям, а в итоге сердобольный усач вытащил меня буквально с того света… Реальная развилка возникает под конец – и до чего же она искусственна! Словно в бородатом анекдоте: «Две женщины, старая и молодая. Кого давить будешь?».
Бедноватую механику The Walking Dead компенсирует атмосферой. Далеко не все заставки голливудского качества, но местами определение «интерактивный фильм» оправдывает себя на 100%. Музыка навевает грусть, заставляет сопереживать. И попутчики в этом апокалиптическом путешествии подобрались колоритные – к их судьбе испытываешь неподдельный интерес. Кто знаком с оригинальным произведением, тот наверняка будет рад встретить корейца Гленна, здешнего «сталкера», шастающего по округе в поисках полезного барахла. Также мелькнёт фермер Хершел Грин с многострадальным Шоном. В каждом из компаньонов видна Личность, и озвучка выполнена на ура. Приятно потрепаться после заварушки, провести эмоциональный разбор полётов…
А заодно поглазеть на обведённые карандашом физиономии. В адвенчуре по мотивам комикса cel-shading выглядит крайне уместно, хотя надо изо всех сил прищуриться, чтобы не заметить мутные текстуры. Когда доходит до движений, синдром Буратино даёт о себе знать. И все же по сравнению с Jurassic Park прогресс очевиден. Telltale вообще можно похвалить – обошлось почти без глупостей, что в сценарии, что в геймплее. Срезаны под корень убогие сценки наподобие «жми быстро-быстро, чтобы осмотреть предмет». Нет идиотских пазлов. Люди похожи на живых людей, если не упоминать девицу Карли, которая метко разит мертвецов из пистолета и при этом не в состоянии правильно вставить батарейки. Мышкой пользоваться все равно не очень удобно (что за блажь – переключать действия колёсиком?), однако курсор больше не пропадает.
* * *
Episode 1 — A New Day едва ли не целиком состоит из болтовни, а пресловутое «влияние на сюжет» сродни морковке на верёвочке. Картина повествования, меняющегося на ходу, заманчива, но лишь грядущие эпизоды покажут, насколько правдивы посулы Telltale.