Светлая тема

Рецензия на игру Ускользающий мир

The Whispered World — из тех вещиц, которыми лучше восторгаться издалека. Красочные пейзажи будят сокровенные фантазии из детства, нежные клавишные переливы убаюкивают сознание и стирают грань между реальностью и диковинным королевством по ту сторону экрана. Сказка… Но стоит поискать хоть одну деталь, выделяющую игру из сонма ей подобных, — и затылок придется чесать долго и усердно. В наше время формулировка «двумерная адвенчура, следующая всем канонам жанра» — почти приговор.

Нашептанный мир

Знакомьтесь. Этот мальчик с синюшным лицом — Седвик, грустный клоун из труппы странствующих циркачей. Делать ничего особо не умеет, по натуре своей трусоват, да и нытик тот еще. Как следует из вступительного ролика, тщедушному пареньку в шапке с пумпончиками предстоит в скором времени уничтожить мир. Добавить тут нечего – внятной экспозиции нет. Каково прошлое Седвика, почему из родственников у него остались лишь брат с дедулей и что, собственно, представляет собой волшебный мир – поди догадайся.

The Whispered World — квест настолько «классический», что, принюхавшись, можно учуять запах нафталина. Берите в руки блокнот и отмечайте по пунктам: статичные «задники» – есть, карикатурно прорисованные персонажи – есть, бездонные карманы (вмещающие даже стремянку, которая в два раза больше самого Седвика) – есть, несовпадение озвучки с движениями губ и звуков шагов с непосредственно шагами – есть, пришитые белыми нитками пазлы – есть… Странно, что в скроенной по старинным лекалам игре не нашлось ни единой загадки с заглядыванием под ковер или кручением глобуса. О нелинейности, нескольких способах решить одну и ту же головоломку и тем более разных концовках говорить не приходится.

Главного героя повсюду сопровождает его ручной питомец – гигантская гусеница по кличке Спот. В отличие от Фродерика из A Vampyre Story, этот зверек не разговаривает, и к нему быстро проникаешься симпатией (куда быстрее, чем к мальчику-клоуну, чей голос на первых порах чертовски раздражает). Спот обладает необычной способностью: он может по нашему желанию менять форму. Поначалу многолапый друг только надувается точно футбольный мячик, но по ходу приключения он освоит еще несколько полезных трюков.

Первые полчаса не покидает чувство, что сейчас перед нами развернется эпичная история, по масштабам сравнимая с «Властелином колец». Впечатление, однако, обманчиво – повествование не дотягивает даже до уровня «Пиноккио», а эпичность к занавесу бесследно исчезает. Шутка ли – грозная армия асгилов, вознамерившихся остановить само время, представлена всего двумя злыднями, причем оба ведут себя как законченные придурки.

С драматизацией у игры вообще беда. Авторы не додумались сменить ракурсы или хотя бы перейти на крупный план в поворотные моменты сюжета. Мультипликационные вставки показывают строго по праздникам. Персонажей до смешного мало (прямо Myst какой-то). Атмосферу вытягивает на себе разве что роскошная музыка да пронизанные иронией диалоги, напоминающие о лучших творениях LucasArts.

No logic beyond this point

В The Whispered World можно встретить логические головоломки всех мастей: от изысканных комбинаций, выступающих в роли массажера для мозга, до полного бреда, с которым нужно бороться старым добрым методом «перебора предметов». Здравый смысл отдыхает, когда мы доим корову, чтобы получить масло (отнюдь не сливочное), или засовываем Спота под формовочный пресс. Но, по крайней мере, выглядит забавно. Выманить с помощью «сырного» запаха грязного носка мышь из норы – остроумный ход, а вот какое применение ей уготовано… «Это безумие. Даже не знаю, зачем я это делаю», — вздыхает Седвик. Мы тоже не знаем, малыш, мы тоже.

Вся история разделена на четыре главы. Первые две — осенний лес, ночные прогулки по острову — проходятся с интересом, зато в третьей игрок вынужден бродить по пустынному поселению асгилов, где толком и поговорить не с кем, и решать на редкость унылые задачки. Нажать кнопку, проследовать через n экранов, вернуться, нажать кнопку… Скука! В четвертой главе авторы, словно осознав свою вину, выполняют «финт ушами», отодвигают Седвика в сторону, и в центре внимания оказывается миляга Спот. Это едва ли не самый любопытный момент в игре, однако длится радость недолго. Затем нас добивают целым ворохом будто свалившихся из другого измерения пазлов: «пятнашки», «водопровод», упражнение на память, упражнение на логику… И это кульминация? Puzzle Agent делала то же самое намного эффектнее.

Но настоящая катастрофа произошла с традиционно сильным элементом жанра — речь, конечно, о сюжете. The Whispered World — первый на моей памяти квест, в котором создатели умудрились «заспойлерить» собственный сценарий. Только совсем неискушенный игрок не сообразит, в чем секрет, когда Внимание, спойлер! Нажмите здесь, чтобы увидеть скрытый текст. уже под конец первой четверти повествования герою многозначительным тоном заявят: «Ты спишь, Седвик. ПРОСНИСЬ». Дальше можно лишь надеяться, что подводка к финальному «откровению» будет оформлена достаточно красиво и убедительно. Нарастающий сюрреализм происходящего, яркие символы и глубокие аллегории, странные детали тут и там, в итоге складывающиеся в цельную картину и подталкивающие нас к единственно возможному выводу… Всего этого в The Whispered World нет. Мастера из Daedalic посчитали, что если сделать концовку трогательной, мы смиримся с бессмысленностью всех предыдущих действий и событий. Увы, после просмотра титров остается ощущение потраченного впустую куска жизни.

* * *

Если вы очень, очень сильно соскучились по 2D-квестам с хорошей рисовкой, можно провести за The Whispered World пару вечеров. Но велика вероятность, что вы быстро плюнете на прохождение и займетесь более интересным занятием — выдергиванием из игры «обоев» для рабочего стола.