- Главная/
- Игры/
- Искусство войны: Африка 1943/
- Рецензия
«Вторая мировая» — одна из самых спорных российских игр. Лучший в своем роде трехмерный воргейм страдал от серьезных недостатков. К счастью, авторы вняли критике и начали шлифовать геймплей: сперва вышло «Второе издание», затем — наборы миссий «Нормандия» и «Освобождение Белоруссии». Каждая версия на шаг приближалась к идеалу, а признание все не наступало. Тогда «1С» сделала хитрый маркетинговый ход, перезапустив серию под названием «Искусство войны».
Ее первая ласточка — «Африка 1943». Создатели настаивают, что это — независимый проект на обкатанном движке, но его правильнее считать аддоном. Западная публика, получившая сразу Wargame Edition, относится к творчеству «1С» терпимее, поэтому за рубежом «Африку» именуют сиквелом — Theatre of War 2: Africa 1943.
Роммель начинает и проигрывает
Как и в Combat Mission: Afrika Korps, выстрелы гремят на Черном континенте. Зеленых пейзажей нет совсем — в отличие от Battlefront.com, «1С» Италию не трогала. Но хотя песчаные декорации однообразны, колониальная экзотика подкупает — гонять солдат в шортах между пальм увлекательнее, чем в Европе. Вместо привычных полей и пологих холмов часто приходится действовать в величественно выглядящих горах, напичканных местами для засад. «Африка 1943» заметно красивее предшественниц, несмотря на засилье желто-коричневой гаммы: разработчики улучшили модели, обтянули их более четкими текстурами и добавили спецэффектов. Для RTS это графика «второй свежести», однако по меркам воргеймов она прекрасна.
Увы, над «Африкой» довлеет проклятие «Второй мировой» — игра ужасно требовательна к «железу». В погоне за реализмом авторы еще плотнее набили ее сложными расчетами, невыносимыми для одноядерных и старых двухъядерных процессоров. Если вы сбросите визуальные настройки до минимума, выше 5-10 кадров в секунду все равно не подниметесь. А уж когда на экран попадает крупное подразделение, буксуют и современные системы.
Другая проблема — скоротечность кампаний. На похождения британцев, американцев и немцев выделено всего 15 сценариев, к тому же некоторые карты повторяются по несколько раз. Зато схватки азартнее, нежели в «ВМ» — напряжение не ослабевает до конца. И все-таки битв маловато даже для аддона, а о полновесной игре и говорить нечего. Едва вы распробуете нововведения, как воевать будет уже не с кем.
Плоды трудов «1С» видны задолго до начала канонады. Брифинги, рассказывающие о судьбе конкретных командиров, стали чуть живее, доработанное меню межмиссионного менеджмента — удобнее. Перед боем теперь разрешено расставлять и юнитов, и укрепления для орудий и «панцеров». Кроме того, площадка для подготовки значительно обширнее, чем прежде. А вот рыть окопы опять нельзя.
Меж тем, инфантерии в «Африке 1943» отведена большая роль. Танки можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те нередко бывают уродцами вроде «Стюартов». Не сетуют на качество разве что фрицы — у них есть Pz.Kpfw. IV, зенитки 88 мм и предсерийные образцы «Тигров». Пехота же гуляет толпами по 50 человек. Такой отряд нестрашно посылать в атаку — лишь бы не в лоб на пулеметы.
Солдаты освоили множество трюков: занимают дома, «прилипая» к окнам изнутри, самостоятельно отыскивают укрытия, автоматически подбирают оружие с трупов, сходятся на кулаках. С другой стороны, отдельные моменты реализованы топорно и только мешают. Например, стрелки в зданиях регулярно забывают, что врага, забежавшего в дверь, нужно убить.
Прятки в пустыне
Ситуации, когда все пошло наперекосяк, — обычное дело в хороших воргеймах. В «Африке» они сплошь и рядом. Воины, которых прижимают к земле огнем или давят гусеницами, без спроса покидают технику, бросают позиции, сверкая пятками, или впадают в ступор и не выполняют приказы. Легче всего сломить дух у раненых, причем урон рассчитывается по иной схеме. «Полоску здоровья» сменила система зональных повреждений, как у машин. Контуженый боец хуже соображает, подстреленный в руку — с трудом целится, с перебитыми ногами — не может никуда убежать.
От нелепых поражений сберегут офицеры на ключевых участках. Находясь неподалеку от начальства, солдаты реже трусят и шустрее приходят в себя. Вдобавок у командиров есть бинокли, помогающие раньше заметить врага. Это важно в любой стратегии, но в «Африке 1943» «1С» особенно постаралась: каждый юнит видит лишь то, что попадает в сектор обзора. Более того, некоторые детали порой ускользают от его взгляда — игра учитывает всевозможные помехи. Бронированные монстры вообще превратились в слепых котят, без поддержки пехоты способных угодить в смертельную ловушку.
Чтобы скрыть войска от чужих глаз, пригодятся специальные снаряды для постановки дымовой завесы. Правда, когда ваши подчиненные подойдут достаточно близко, неприятель вычислит их по лязгу металла и топоту. Эти нюансы делают схватки еще сложнее и интереснее, чем во «Второй мировой».
За уймой параметров уследить непросто, хотя интерфейс не сует палки в колеса. Главное — не испугаться его мрачности (в «ВМ» он смотрелся дружелюбнее) и вникнуть в значение кнопок и индикаторов. Поднять камеру на высоту птичьего полета и охватить поле брани целиком выходит не всегда. Тогда выручает тактический экран, совмещенный с меню статистики потерь и списком заданий. На плоском плане легко оценить обстановку и обдумать действия, но отдавать распоряжения с него нельзя.
Иными словами, вы вряд ли запутаетесь, тем более что здесь не слишком много видов техники. Те, у кого возникнут какие-то вопросы, могут почерпнуть сведения о машинах из встроенной энциклопедии. Увы, хроники или стратегической карты с линией фронта нет, из-за чего события «Африки» кажутся слабо связанными с общим ходом Второй мировой.
* * *
Впрочем, «1С» наверняка заполнит пробелы — вскоре на прилавки ляжет «итальянский» набор миссий и игра о Курской дуге. Для поклонников с тугим кошельком, готовых собирать войну по кусочкам, наступают сытные времена. Да и остальным грех жаловаться — несмотря на кошмарную оптимизацию, «Африка 1943» на голову выше прочих представителей жанра.