Выпустив «Искусство войны: Африка 1943», создатели «Второй мировой» еще на ступеньку подобрались к пьедесталу идеального трехмерного воргейма. Занять пустующую вершину вновь помешали плохая оптимизация и скромное число миссий. Но в дополнении «Итальянский вариант» авторы избавились хотя бы от одного из этих недостатков.
Битва инвалидов
Несмотря на важную роль в конфликте, армия Муссолини в оригинальную «Африку 1943» вообще не попала. Нет ничего удивительного в том, что «1С» «забыла» об итальянцах, которые прославились поражениями и дурным дизайном техники. Как и в жизни, за них отдувались немцы: разработчикам было легче найти справочные материалы о гитлеровцах, да и фанатам они интереснее. Тем не менее, выход «итальянского» аддона – приятное событие. И дело не только в исторической справедливости. Главное, что игра стала более разнообразной и длинной.
Основная кампания из восьми сражений рассказывает о подвигах 151-й бронетанковой дивизии «Чентауро». Стереотипное мнение, будто подданные дуче – трусы и неудачники, на нее не распространяется. Наоборот – сущие львы на фоне необстрелянных янки. Чтобы вести в бой уродливые «консервные банки», действительно нужна отчаянная храбрость.
Арсенал фашистов оставляет двоякое впечатление. По количеству типов танков и бронеавтомобилей — наравне с «союзниками», уступая лишь немцам. С артиллерией не все гладко — нечем похвастаться, кроме самоходных орудий «Семовенте». Нет ни ПТО, ни гаубиц, ни зениток. Кстати, обновка перепала и британцам – три модификации «Крусейдеров».
Гонять «панцеры» по карте по-прежнему занятно. Как и в «Африке 1943», авторы разумно используют скрипты и не дают нам скучать. Например, к неприятелю может подойти подкрепление. Если разбить его силы по частям не выйдет, прохождение усложнится. Впрочем, «ИВ» несколько проще оригинала – решение головоломок не составит труда для опытных ветеранов.
Мал да удал
За битвами с участием «Чентауро», о которых «1С» трубила во всех пресс-релизах, в «Итальянском варианте» спрятан сюрприз – мини-кампания «Командир „Стюарта“». На протяжении трех эпизодов игрок руководит единственным легким танком. Сам по себе он много не навоюет – для расправы над хотя бы одним PzKpfw III не обойтись без смекалки и везения. Дабы выполнить поставленную задачу, необходимо действовать совместно с другими американскими войсками, подчиняющимися искусственному интеллекту. Игровой процесс похож на «В тылу врага», даром что в «Африке 1943» нет прямого управления. Лучше всего это заметно в первой миссии, где бойцам нужно покинуть «Стюарт» и добить защитников деревни, скрывающихся в уцелевших домах.
Гибрид, выращенный «1С», объединяет достоинства воргейма и RPG. «Прокачка» сильно влияет на исход схваток и в стандартном режиме, но когда в вашем распоряжении одна машина, от нее зависит почти все. Подопечных надо холить и лелеять, ведь после их гибели на смену придут желторотые новички. Смерть главного героя вообще недопустима.
Сходство с ролевыми играми не сводится к росту характеристик. Помимо сухих текстов, сюжет раскрывают ролики на движке, напоминающие о «Санитарах подземелий». Да, заставки дешевые и непритязательные, однако у прочих представителей жанра нет и этого. Важны ли подобные «рюшечки» для суровой стратегии – спорный вопрос. В «ИВ» они помогают привязаться к солдатам и потому уместны.
Необычный геймплей примут не все поклонники серии, но в целом эксперимент удался. Если довести идею до ума (скажем, добавить более глубокое развитие параметров и навыков), она может породить отдельную ветвь военно-исторических игр.
* * *
Без оглядки на обстоятельства «Итальянский вариант» — заурядный аддон. Десятком новых карт и юнитов сегодня никого не удивишь. Но благодаря тому, что в дополнении почти столько же сценариев, сколько в самой «Африке 1943», оно выглядит солидно.