- Главная/
- Игры/
- Вторая мировая/
- Рецензия
«Ил-2 Штурмовик» доказал миру, что в России умеют делать отменные игры. Воспользовавшись прославленным движком, компания «1С» готовилась снова покорить планету, но… все пошло не по плану. Разработка затянулась на долгие годы, сменилось англоязычное название… Был момент, когда сникли даже преданные фанаты.
Однако ни самые мрачные прогнозы, ни самые радужные мечты не сбылись. В одном из интервью представители нового издателя, Battlefront.com, назвали «Вторую мировую» «единственным достойным наследником Combat Mission». Вернее и не скажешь.
Скриншоты485
Этот день мы приближали как могли
Что сильнее всего влекло нас к «ВМ»? Разумеется, обещания всеобщей правдоподобности, от честной баллистики и системы повреждений до всамделишной тактики и точного соответствия канонам истории. Предполагалось, что игра станет чем-то наподобие интерактивной энциклопедии. Собственно, так и вышло — прилагающийся справочник ценен сам по себе. Большинство его аналогов содержат лишь общие параметры атаки и защиты, здесь же — настоящие ТТХ.
Впрочем, постоянно лазить в него не нужно, вся информация о выделенном юните предоставляется прямо на поле боя. На плашку интерфейса выведена куча данных: толщина бронирования днища, маски, башни и корпуса с каждой из пяти сторон, время перезарядки пушки и пулемета, скорострельность, дальность, кучность, тип доступных боеприпасов и их остаток, вероятность попадания на указанном мышкой расстоянии, начальная скорость снаряда и шкала бронепробиваемости на различных дистанциях, максимальная скорость движения…
По идее, все перечисленное должно скрупулезно обсчитываться где-то в недрах игры. Беда в том, что заглянуть в «черный ящик» и оценить, нет ли обмана, мы не можем. Обычно результаты адекватны, хотя иногда встречаются и досадные несуразицы, вроде КВ-1, подбивающего Pz II с пятого выстрела в упор, или мотоциклистов, почесывающихся от близких разрывов. Все обставлено с должным размахом: при попадании отлетают экраны, антенны и другие выступающие части, видны пробоины. Есть шанс повредить отдельные узлы. Например, потерявшая гусеницу самоходка или танк с заклинившей башней почти беспомощны (подобное «ноу-хау» было еще во «В тылу врага»). А вот артиллерия выполнена из цельных кусков металла: прислуга гибнет десятками, но орудия удается вывести из строя в исключительных случаях.
Множество деталей и глубина игрового процесса не дают назвать «Вторую мировую» рядовой RTS. В первую очередь надо благодарить бои в масштабе 1:1, поскольку «обмен любезностями» начинается уже с сотен метров. Никто не запрещает пальнуть чем-нибудь увесистым с одного края карты до другого (целых 2 километра). Между прочим, «за красными флажками», куда нас не пускают, — не обрыв, ведущий в пустоту, а уходящие вдаль леса и поля, так что подкрепления тоже не появляются из воздуха.
Следующий «кирпичик» — учет морали. Оказавшиеся в жестокой переделке солдаты могут запаниковать и бесславно подставить спину пулям. Отсрочить позорное бегство способны офицеры с высоким показателем лидерства. Кстати, об RPG-элементах. Дабы почувствовать разницу в меткости или скрытности, нужно сильно постараться. Разумеется, чем выше — тем лучше. Мастерство вождения чуть понятнее. Дело в том, что юниты не спешат исполнять приказы, и после команды проходит несколько секунд. Отлично, но… когда «панцер», получив новые инструкции, останавливается под огнем вражеской батареи, возникают смешанные чувства. С достаточно опытным механиком будет не так страшно.
Однако некоторые несерьезные условности пугают. Самая заметная глупость — захват и использование чужой техники, ставящие крест едва ли не на половине описанных достоинств. Пехотинец, знакомый с танком лишь по наставлениям типа «Тигры горят как спички», спокойно залезает в подбитую машину, соскребает с рычагов шматки паленого мяса — и вперед. Штурмовики почему-то вооружены только пулеметами (или авиационными пушками — самолеты в энциклопедию не попали, не разберешь), что делает их совершенно бесполезными против мало-мальски защищенных целей. Орудия вообще нельзя окапывать, даже если вы начинаете сценарий в обороне. Танки умеют либо ездить, либо стрелять, причем двигаться и «вести» мишень стволом — нечто из области фантастики.
Обреченное нападение
Размазанные по шести странам-участницам (Советский Союз, Великобритания/США, Германия, Франция, Польша) сорок миссий — не много и не мало. С одной стороны, порой случаются скачки через полгода, что слегка разрывает ткань повествования. С другой стороны, исторические комментарии хороши, да и короткой «ВМ» не назовешь. Каждая битва занимает не меньше часа, а то и два-три, ведь лучше всего выбирать максимальный уровень сложности (зачем нарушать ТТХ?). Cражений хватает, чтобы продемонстрировать разнообразие танков. Тут есть многие, пусть далеко и не все мыслимые модификации. Немцам, конечно, повезло больше остальных.
Придать остроты кампаниям должен межмиссионный менеджмент. Во время брифинга игрок подбирает комбинацию сил, подходящую его манере, иногда ему позволяют кардинально перетасовать колоду (скажем, поменяв часть «панцеров» на ПТО). Так или иначе, основной ресурс — это люди. К сожалению, парни, наделенные уникальной физиономией, ФИО и послужным списком, в действительности практически безлики. При желании можно выковать из них диверсантов-терминаторов… А стоит ли? Усилия несоизмеримы с получаемой выгодой.
Сами схватки проходят неровно. Пока действие укладывается в сценарий, задуманный дизайнером, подгоняемые скриптами события захватывают дух. Сотворите что-то непредусмотренное — ждите чудес. Изредка компьютер удивляет находчивостью: преследует, обходит с фланга, отступает или вызывает подмогу. Но если ему удастся выбить вас с начальных позиций, и вы закрепитесь в расположенной поблизости деревушке, половина его солдат тупо встанет в полях. Особенно инертны убежавшие в лес и отдышавшиеся там паникеры.
Оборонительные или встречные бои интереснее атак. Неприятель ужасно пассивен и, лишившись стимуляции электрошоком, вряд ли сообразит уйти из-под обстрела, пока не увидит, откуда ведется огонь. Аналогичным недугом страдает и дружественный AI. Наступления отвратительны и тем, что взятие окопов врага наверняка спровоцирует его на контратаку, а милые разработчики «для повышения динамики» не дают ни минуты на перегруппировку. Даже разворачивать орудия будете под свинцовым ливнем. Хотя в обороне тоже приходится уживаться с определенными странностями. Да, есть возможность расставить войска и спрятать пушки в кусты, только отведенная под это зона почти всегда очень мала.
На засыпку — совершенно безумное соотношение пехоты и техники. Здорово, если на 4 единицы «брони» выделят 20 винтовок. Добавьте сюда еще более дикий дисбаланс в самоубийственных атаках на втрое превосходящего по численности противника, в которые вас посылают с полуротой. Рецепт? Или выбрать один танк и в стиле «В тылу врага» аккуратно щипать вражеские бока, высовываясь из-за холмов, или найти просчет создателей карты и ударить в оставленную лазейку всем бронированным кулаком. В стычках за ничейную территорию или принадлежащие вам укрепления тактики гораздо больше.
Рваные траки
Понимая, насколько велики масштабы игры, я не могу смириться с ее чудовищным состоянием. «Вторую мировую» стоило отложить на полгода, ведь в гонке за эффектной внешностью она уже безнадежно отстала. Да, техника прорисована с любовью. Да, камеру можно свободно вращать, заглядывая в небо или пронзая взором горизонт. Но стоит взлететь над землей, и густая растительность исчезнет, а на экране возникнет эдакий инопланетный ландшафт, совсем как в Combat Mission. Ставшая известной благодаря прекрасной машиниме анимация поначалу радует, если не обращать внимание на детали. Солдат берет пустоту, заряжает ей орудие и стреляет воздухом… Лучше и не вглядываться.
В чем же беда? В отличие от большинства набитых «жуками» игр, тут не будут трепать ваши нервы. Ошибки есть, однако никто не гарантирует, что они вообще до вас доберутся. Вы когда-нибудь пробовали играть с 5-10 кадрами в секунду? «Второй мировой» плевать на «крутые» видеокарты. Самые комплексные расчеты (видимость, стрельба, повреждения и т. д.) — не в графике, а в системе. Впрочем, обладателям гигагерцев и гигабайтов тоже может быть несладко. Настоящая русская рулетка.
Кошмарно и звуковое сопровождение. Надоевшие пафосные марши словно умоляют выключить колонки. Много вы не потеряете — речь бойцов, пусть и записанная на родных языках воюющих, сливается в монотонный, невразумительный, тихий бубнеж.
Негативное впечатление полируют огрехи интерфейса, на общем фоне кажущиеся невинными. Автосохранение между сражениями происходит до выбора войск и работы с персоналом, ну и что? При плохом раскладе будете возиться с нуля, только и всего. Нет нормального индикатора маскировки и отображения секторов обзора. Нельзя отдавать сложные, многоступенчатые приказы. Даже такая мелочь, как правильная установка орудия, — маленькое приключение с охапкой лишних кликов.
* * *
Парадокс, но, несмотря на все свои недостатки, «ВМ» — хорошая, сильная игра. Бой в ней — не зрелищные взрывы и переворачивающиеся бронетранспортеры. Он аскетичен, суров, в меру реалистичен и до конца держит в напряжении.
Из нее мог бы получиться если не идеальный наследник Close Combat, то куда более толковый, чем современные конкуренты, воргейм. К сожалению, в какой-то момент «1С» взяла курс на массовую аудиторию — и потерпела поражение. Малая толика упрощений изрядно подпортила репутацию «ВМ» как серьезного проекта, а говорить о соперничестве с Company of Heroes и «В тылу врага 2» в нише RTS смешно.
Революция отменяется. Ждем патчей.