Светлая тема

Рецензия на игру Эпоха завоеваний: Александр Великий

Любая крупная кинокартина привлекает внимание публики к тем событиям, которым она посвящена. Что говорить о «Властелине колец», раз уж «голубая» мелодрама про Александра Македонского породила книгу и охапку компьютерных игр?

Самые дотошные заметят, что Tin Soldiers: Alexander the Great вышла за месяц до релиза Alexander, Alexander: The Heroes Hour и фильма Оливера Стоуна (Oliver Stone), но если это совпадение — в Koios Works работают чертовски везучие люди.

Верхом на Буцефале

Не секрет, что электронные воргеймы ведут родословную от настольных версий. Жизнь «диванных генералов», расставшихся с горстями кубиков и картонными дивизиями, стала удивительно комфортной, однако атмосферу дружеских посиделок не заменит даже зажигательный мультиплеер.

Tin Soldiers: Alexander the Great — милое, пусть и неряшливое возвращение к истокам. Неприметная историческая игра преображается, когда движок расставляет пластиковые деревья и фигурки древних воинов на обтянутом материей «столе». К сожалению, верную задумку портит очень бедное исполнение. Трехмерное поле брани вылеплено так плохо, что порой трудно понять, где же протекает река. Зато его можно свободно масштабировать, а одним щелчком мыши включается удобная «карта высот». Здесь действительно много видов «солдатиков», хотя все они не блещут детализацией. Страшно подумать, но дремучая The Great Battles of Alexander выглядела куда приятнее.

В остальном Tin Soldiers — сборник давно озвученных идей. Сражение начинается с аляповатого брифинга, который знакомит командующего со всеми подробностями, за исключением самого важного — что он должен сделать для убедительной виктории. Сценарий почти всегда состоит из нескольких этапов, но на старте сообщают лишь о первом. Справившись с заданием, вы можете узнать, что пять ходов назад промаршировали мимо следующей цели. Нет и толковой информации об армии соперника. Сомневаюсь, что Александр выстраивал войска вслепую.

Koios Works удачно вывела число доступных приказов. Вряд ли кто-то перепутает атаку с места и с разбега и соответствующие оборонительные команды. Кроме этой малости, игроку надо освоить своевременные развороты. Дело в том, что полководцы планируют не шаги отдельных юнитов, а ход целиком. После нажатия кнопки «Go» бойцы по очереди (в зависимости от инициативы) выполняют их распоряжения. Посчитать, в каком порядке будут маневрировать подразделения, сложно. «Отстающие» нередко лупят в пустоту, пробегая рядом с отошедшими врагами и подставляя спину их соратникам.

Впрочем, для таких случаев есть особая хитрость. Ход разбит на фазы, и некоторым юнитам (например, пытающимся встать на только что занятую клетку) дается возможность исправить неверное решение. Одни условия для этого срабатывают постоянно, другие — время от времени. Несмотря на «пробки» из воинов с одинаковой инициативой, управление в Tin Soldiers интереснее и честнее традиционной схемы.

Рукопашная не вызывает вопросов. Опытность, преимущество высоты, тип оружия и броня — чем выше параметры, тем лучше. Обойдите противника сбоку, взгляните на подсказку, считающую сумму бонусов, и смело атакуйте. Если выбьете из отряда достаточно «очков здоровья», великая летающая рука унесет одну из его фигурок в царство мертвых.

Размен 1:1, к которому неизбежно скатываются битвы, пущенные на самотек, никогда не идет на пользу. Идеальное средство для победы малой кровью — «сломать» врага. Боевая единица, получившая наибольший урон, часто начинает колебаться и отступать. Пока она не восстановит мораль, ее эффективность будет низкой. Вывод напрашивается сам собой — нужно колотить неприятеля посильнее, затем догонять и добавлять. Вот что заставляет выдерживать высокий темп наступления, а вовсе не ограничение на количество раундов.

Расчетом итогов занимается алгоритм, учитывающий потери с каждой стороны, погибших лидеров, выполненные задачи и потраченные ходы. От всего этого зависят премиальные. На деньги можно нанять новые и пополнить уцелевшие отряды или купить различные «коллекционные карты» (лечение, воодушевление, яд, разведка, испуг, огненные стрелы и т. п.). Правда, весь поход Александра уместился в шесть сражений. Не разгуляешься…

* * *

Обычный воргейм в нестандартной обертке. Надеюсь, «война солдатиков» еще подрастет.