С тех пор, как Райан Маккейн отомстил за отца, минул год. Многое изменилось: путь от новичка до профи теперь проходит безликий пилот, мотивация которого — не пафосные честь и долг, а… деньги. Скотт «Скотти» Ирвинт, наш учитель и комментатор, и Кет Сильва, агент и менеджер, с завидным постоянством трещат о главном элементе ToCA 2 — финансах. Codemasters, опираясь на жизненные реалии, ясно дает понять: каким бы классным гонщиком ты ни был, без дяденьки с толстым кошельком пролезть в современный спорт невозможно. Показные скандалы, грязные интрижки, контракты с нечистыми на руку телевизионщиками… Любые средства хороши.
Ушли в прошлое старые знакомые, налет интеллигентности, «живой» гараж, электронная почта и выбор спонсоров… Осталась лишь основная цель — познакомить игрока с гранями автоспорта.
Скриншоты152
Щедрая жадность
Разнообразие и масштабы — вот во что влюбляешься мгновенно и бесповоротно. Нет, «разнообразие и масштабы» в кубе. Причем ToCA 2, сильно вылезающая за рамки среднестатистических «покатушек», не мозолит глаза настырным «copy-paste», ни капли не наскучивает и не заставляет навсегда забросить карьеру на середине. Десятки состязаний по всему миру (реальных, «по мотивам» и вымышленных) — это вам не ночной город с однотипными дорогами!
Редкая игра одаривает нас уймой гоночных серий, от «классики» до разнокалиберных «формул», от овалов до ралли. Лишь ToCA 2 предложит прокатиться по солнечному Брэндс-Хетчу и туманному, дождливому, вечно сырому Донингтон-парку, по зеленому Нюрбургрингу и неизвестному заснеженному озеру, по монолитным американским спидвеям и живописным раллийным спецучасткам в Италии… За быстрой сменой пейзажей даже трудно заметить консольное качество картинки с PlayStation 2 и возросшие системные требования. К слову, не забыта и «модная» Need for Speed Underground — для «нелегалов» приготовили гонки по городам. Примечательно, что Codemasters устами нашего наставника, Скотта, так характеризует стритрейсинг: «Это — не автоспорт». Не спорим.
Вкусно и весело
Да и вся ToCA 2 связана со спортом постольку поскольку. Календари и регламенты? Зачем, если и без них интересно? Одновременно с переходами на новые ступени карьеры меняются дисциплины, а с ними — и классы техники. В целом болидов не слишком много — 35 экземпляров, но зато в гараже нашлось место «птичкам» вроде Aston Martin V12 Vanquish и концепту Ford GT90. «Фордовская» продукция ощутимо доминирует, а меж тем из списка вычеркнуты Dodge Viper GTS-R, Marcos Mantis GT3, Chevrolet Corvette, Lotus Elise… Честно говоря, так лучше, ибо молниеносные суперкары напоминали бульдозеры, впаянные в асфальт.
В общем, почти «ultimate» (вспомните отличный мультиплеер с забавной рейтинговой задумкой). Но, вопреки названию, не «simulator», хотя гораздо ближе к нему и сложнее предшественницы. ToCA 2, наряду с Colin McRae Rally 2.0, принадлежит к малочисленному племени сбалансированных с ювелирной точностью гонок, не уходящих с головой ни в сверхреалистичность (см. серию NASCAR от Papyrus), ни в примитивную «рельсовость» в духе NFS Underground. Нечто среднее с уклоном в правильную физику. Заносы, скольжения, пробуксовка — все тут. При соответствующих настройках реализма без руля не обойтись. Игра лишена бича многих аркад — одинакового поведения всех машин, и правдоподобно воспроизводит разницу в типах приводов. Ну и, конечно, «Формула 1» отличается от «Формулы Форд», а «слоны» из NASCAR непохожи на «слонов» из DTM.
AI здесь умен, злопамятен, нагл и прилично жульничает. Заезды очень зрелищны (ошибки и толчки сплошь и рядом) и агрессивны: спихнете кого-нибудь на обочину — остерегайтесь неудачника, желающего поквитаться. Впрочем, особо не пошалить — повреждения не позволят. Они чуть демократичнее, чем в оригинале, однако ездить по-прежнему надо аккуратно. Даже покрышки лопаются. Колеса висят-висят «на соплях» и отлетают, подвеска подводит в поворотах, шалят КПП и двигатель… Разве что мятый корпус выглядит неказисто, будто не разбитый автомобиль, а кусок желе.
* * *
Придирки на самом деле можно сосчитать по пальцам (например, штурман в ралли, не умеющий читать легенду, или странный пит-стоп с призраками). Как и ToCA Race Driver, вторая часть держится молодцом. Рукотворный и душевный проект.