Как известно из курса философии, в своем развитии любая цивилизация переживает четыре основных этапа — зарождение, рост, созревание и увядание. То же самое относится к игровым сериалам. Пускай это звучит мрачновато, но однажды все популярные ныне блокбастеры превратятся в прах под нашими кроссовками. Закон истории не терпит исключений.
Впрочем, современная Европа была создана на обломках древнегреческого мира, а из камней полуразвалившегося замка Rainbow Six какой-нибудь мастер построит хитовый, по-хорошему кинематографичный военный шутер или «убийцу Counter-Strike». Пришла пора сказать вслух то, о чем постоянные читатели AG узнали уже три недели назад. Rainbow Six умерла. Найдутся ли желающие подхватить упавшее знамя — тема для совершенно иной статьи.
Lock Hawk Down
Для затравки — краткое перечисление реквизированных богатств. Предварительного планирования операции нет. Ролевых параметров нет. Сюжет? Разумеется, я верю, что куцые брифинги сочинял сам Том Клэнси (Tom Clancy), но от этого не легче. «Миллион терзаний» разворачивается вокруг сконструированного африканскими учеными нано-вируса, к которому тянут лапы разнообразные экстремистские организации. На начинку игры сценарная обертка почти не повлияла. Мы хладнокровно расстреливаем сотни злодеев, деактивируем бомбы, расстреливаем сотни злодеев, освобождаем заложников, расстреливаем сотни злодеев и потом еще раз расстреливаем сотни злодеев.
Каждая карта разбита на несколько подгружаемых кусков. Вопроса «куда идти?» не возникает — развилки носят сугубо формальный характер, а удобная система «чекпойнтов» спасет даже фанатов Quake 4. Архитектура великолепна. Узкие французские улочки, подземные переходы, засыпанные песком городки, украшенные картинами коридоры шотландского парламента, романтичные развалины… Не обошлось и без курьезов. Знаете, как выглядит типичный кабинет на вилле алжирского толстосума? Деревянный стол, жесткий стул и дырка в полу для отправления естественных надобностей.
Отвратительный AI — настоящее проклятие Lockdown. Враги регулярно впадают в ступор, забывают стрелять и с детской непосредственностью «прячутся» за углами, оставляя на виду солидную часть руки, ноги, а то и головы. Чудо-юдо, развернувшееся спиной к игроку и грустно бодающее стену, меня давно не шокирует. Да и напарники ведут себя не лучше. По сравнению с бета-версией прогресс налицо, но до профессионализма оперативников Raven Shield шалопаям чертовски далеко. Сложно без ностальгических слез вспоминать те славные времена, когда братья по чужой крови старались не мельтешить на линии огня и умело прикрывали тылы.
Справедливости ради отмечу положительные тенденции. Команды типа «flash & clear» теперь не приводят к «гибели человеческих жертв» среди личного состава (хотя врываться в комнату стоит порезвее). В Red Storm поиграли в SWAT 4, и на них снизошло озарение — метать гранаты, стоя в дверном проеме, вредно для здоровья. «Хлопушки» (в том числе моя любимая «flashbang», действующая, по идее, на всех, кто не успел отвернуться) неоправданно слабы. Другое дело, что ими можно вообще не пользоваться.
Добавьте сюда универсальную связку «quicksave/quickload» (игрокам со стажем она не понадобится — твердолобые контртеррористы выдерживают четыре-пять прямых попаданий) и вы пройдете Lockdown за день. Переключаться между бойцами почему-то нельзя. А поскольку персональный счетчик убийств у помощничков редко переваливает за десяток, пропадает всякий смысл по-разному их вооружать. Со смертью главного героя приключения заканчиваются.
Rainbow of Fortune
Перейдем к «матчасти». Из диковинных устройств, доступных секретным спецслужбам XXI века, сотрудники «Радуги» выбрали незаменимый прибор ночного видения и жутковатую помесь детектора движения и тепловизора — специальные очки позволяют проникать взглядом сквозь толстые стены. Фокус, конечно, забавный, но… Палить в фанерную дверь, за которой притаился подлый негодяй, так же бесполезно, как и биться об нее кевларовой каской.
Вас интересует арсенал? Достаточно подробный рассказ о нем есть в превью. Снайперские винтовки не появились. Убойность отдельных образцов была скорректирована в соответствии с пожеланиями тестеров, а дурацкий логотип М8, придававший автомату сходство с дорогой электродрелью, наконец-то закрасили под цвет корпуса. «Secondary weapon» с бесконечным боезапасом — прекрасный подарок тем, кто не хочет размышлять о будущем (и не верит, что четверка спецназовцев способна за полчаса сгубить армию). Вместо могучего Desert Eagle можно засунуть в кобуру пистолет-пулемет с чудовищной отдачей (для патриотов припасен отечественный ПП-2000) или бестолковый короткоствольный дробовик с тремя патронами.
Упрощения окружают нас. Как вы думаете, что будет, если ненароком прострелить контейнер с вирусом, от одного упоминания о котором лабораторные крысы дохнут целыми выводками? Уничтожение всего отряда и заложников, дрожащих в полуметре от зеленого облачка? Экологическая катастрофа в масштабах страны? «Непредвиденная ошибка» компьютера? Перекрывающая перечисленные кошмарики надпись «mission failed»?.. Вовсе нет. Встревоженный голос в наушниках пробурчит что-то в духе «держитесь подальше от источника заражения», и через пару минут в воздухе вновь запахнет «зимней свежестью». А чего стоят «попсовые» скрипты! Мы ловко снимаем часовых, подходим к пленникам, наступаем на триггер… И отовсюду с улюлюканьем несутся выпрыгнувшие невесть откуда «упыри». Здравствуй, Serious Sam.
Лишь когда в кадр попадают мирные жители, организм стряхивает оцепенение. Один неверный выстрел — и все. Сумасшедшая схватка на базаре Марселя — одна из ярчайших сцен в игре (причем технологические ограничения запрещают гражданским лицам ложиться носом в землю). А вот классическая оборона дома не впечатлила. До прибытия вертолета охранять единственный вход? Напугали! После Call of Duty — туристическая прогулка по грибы.
Некоторые детали исчезли. К примеру, полюбившийся шорох одежды — тот самый, что делал мир Raven Shield поразительно живым. Зато движок стал бегать заметно шустрее; противные тормоза остались в «бете». Текстуры в основном четкие, модели спецназовцев трогают эстетические струнки души (смущают разве что неестественно выгнутые кисти), тогда как террористам не помешала бы добрая порция нашинкованных полигонов. Из эффектов хорош мягкий свет, льющийся из окон, и клубящийся дымный след от заряда РПГ-7. Физика, увы, на уровне средней школы. Сбитая неаккуратно брошенной гранатой бутылка неспешно катится по столу, падает и разбивается вдребезги, но на таком фоне особенно режет глаз неказистая анимация. Явные подергивания персонажей при движении и странноватые позы позорят игру.
Многопользовательские баталии не вызывают той эйфории, что возникала при знакомстве с аналогичными режимами Raven Shield и SWAT 4. Шесть стандартных развлечений (включая обожаемый «квейкерами» «free for all») пытаются продлить общение с Lockdown. В качестве сюрприза нам предложили винтовку с компьютерно-оптическим прицелом. И за что ее выкинули из «сингла»?
First to Lockdown
«Милая „стрелялка“ на пару вечеров»… Мог ли я представить, что повешу такой ярлык на Rainbow Six? Легкая, симпатичная, максимально дружелюбная к игроку — если бы маркетинговый отдел Ubisoft в полном составе внезапно сошел с ума, выпустив проект под никому не известным «левым» лейблом (и отказавшись от «лишних» миллионов евро), я был бы счастлив. По крайней мере, это честно. То, что мы имеем сегодня — обыкновенная попытка усидеть на двух стульях. Ветераны жанра купят игру независимо от мнения журналистов (ибо культ), а мифические «casual gamers», о чьем благе неустанно пекутся работники игровой индустрии, полезут в кошелек в надежде порубиться в очередной Black Hawk Down.
Как ни печально, разочарованными окажутся и те, и другие. Кучка, в которую вляпались создатели Close Combat: First to Fight, недолго грустила в одиночестве. «Плохой симулятор» — вовсе не синоним «хорошей аркады».