Светлая тема

Рецензия на игру Tom Clancy’s Splinter Cell Blacklist

Мир опять под угрозой. Террористическая группировка The Engineers объявила Соединенным Штатам ультиматум: или президент приказывает всем американским войскам вернуться из-за границы домой, или террористы каждую неделю будут наносить удар по одной из важных точек страны из так называемого «черного списка». Спасти ситуацию может почему-то только «новый» Сэм Фишер (без голоса Майкла Айронсайда, но с новой прической). Именно ему поручено командование только что созданным Четвертым Эшелоном. Зачем нужны ФБР и МВБ, если есть Сэм? Дайте ему летающий штаб да нескольких напарников — и он перевернет мир.

Капитан Фишер

В летающем штабе можно пообщаться с экипажем — они расскажут о своих проблемах и подкинут дополнительных заданий. Можно выбрать новую миссию — в том числе и мультиплеерную. Можно проапгрейдить оружие и базу операций. Ну и, конечно, можно отправиться на очередную диверсию. Splinter Cell: Blacklist впервые в серии меняет нарративную структуру: вместо списка миссий — пространство-хаб, вместо динамичного и полного личных переживаний сюжета из Conviction — история в духе Mass Effect с тикающим таймером, отсчитывающим время до следующей атаки.

Побочные миссии разделены на несколько категорий, и за каждую отвечает один из соратников Сэма. Старая знакомая Анна Гримсдоттир (которую, увы, тоже озвучивает новая актриса) предложит классические стелс-миссии, где нужно всеми силами избегать обнаружения. Компьютерщик Чарли отправит на операции, напоминающие режим Horde из Gears of War — Сэм отбивается от наступающих волн противника. Плененный злодей из Conviction Андрей Кобин выдаст задания по зачистке карты от противников. Все эти миссии можно проходить как в одиночку, так и в кооперативе. Но есть и отдельная ветка исключительно кооперативных миссий — за нее отвечает новичок Биггс.

Ирония ситуации в том, что все эти побочные миссии (за исключением, пожалуй, местного аналога Horde) оказываются лучше и интереснее, чем основная сюжетная кампания. Геймплей Blacklist пытается усидеть не на двух даже, а на трех стульях — классический стелс из Chaos Theory, тихие убийства Mark & Execute из Conviction и современный шутер с использованием укрытий. За выбранный стиль прохождения начисляются деньги, которые затем можно тратить на апгрейды костюма, оружия и самого летающего штаба — он может обнаруживать на карте ноутбуки и флэшки, дающие дополнительный заработок, а также увеличивать действие вашего радара.

Диверсант-оркестр

Игра хочет одновременно понравиться всем, и тем самым загоняет себя в угол. Чтобы не дать любителям экшена заскучать, разработчики выпускают на Сэма огромное количество противников — по 15-20 на небольшой отрезок уровня. Незаметно всех обойти и получить очки стелса не выйдет — придется доставать арбалет с небольшим количеством парализующих стрел и отстреливать врагов, зарабатывая очки за несмертельные нокауты. Правда, противники приводят в чувство отключившихся напарников, одновременно переходя в состояние «тревоги» — система обнаружения здесь позаимствована из Conviction.

Самый логичный способ прохождения — огнестрельный, со смертоубийствами. Но даже такой подход проигрывает Conviction по интересу. Отметить для поражения можно всего три цели. А когда разработчики делают вывод, что нам слишком легко, на уровнях появляются собаки, наемники с ночным видением и тяжелобронированные солдаты, которым необходимо несколько выстрелов в голову. Эти же «усиленные» виды врагов превращают стелс-прохождение в крайне сомнительную авантюру.

При этом в Blacklist всегда хорошо виден подготовленный разработчиками путь прохождения. Если вы выбрали свой путь и нажали «рестарт», будьте готовы оказаться после загрузки в другом конце уровня, прямо под носом у нескольких врагов. Не то чтобы предписанный маршрут не доставляет удовольствия — просто от игры, заявляющий о верности заветам Chaos Theory, ожидаешь гораздо большего.

Чувство локтя

Такое же разочарование испытываешь и от сюжета — по сравенению с Conviction это серьезный шаг назад. Вместо личной драмы — банальная схема «мир под угрозой». Разработчики даже придумали арабского террорриста с британским акцентом, совместив два популярных злодейских клише — британцев и арабов. Да, сюжетная кампания изо всех сил старается быть разнообразной — но попытки сменить геймплей со стелса на экшен от первого лица или мини-игру по управлению беспилотником сложно назвать удачными.

К счастью, прямо из однопользовательской игры можно активировать режим Spies vs. Mercs, который был в предыдущих частях, но отсутствовал в Conviction. Это мультиплеерная забава с превосходным балансом: с одной стороны сражаются шпионы (вид от третьего лица, слабое оружие, много гаджетов), которым нужно взломать терминалы, с другой — наемники (вид от первого лица, мощные пушки и броня), которые должны помешать шпионам. Доступен как классический режим 2 на 2, так и новый 4 на 4 — в последнем добавили еще и полную кастомизацию трех классов персонажей. Новые карты не разочаровывают — компактные, с множеством мест, где шпионы могут спрятаться, но не так хорошо, чтобы наемники не могли их обнаружить.

Любопытно, что мультиплеер Blacklist использует ту же денежную систему, что и однопользовательская кампания — на заработанные здесь доллары можно апгрейдить снаряжение Фишера. Для игры в Spies vs. Mercs желательно найти хотя бы одного единомышленника — от слаженных действий здесь зависит не только исход матча, но и львиная доля удовольствия.

* * *

В Blacklist очень заметно, что перед Ubisoft Toronto стояла задача угодить всем. И отвернувшимся от Conviction хардкорным фанатам серии, и новой аудитории, требующей экшена и зрелищ — именно ради них игра усиленно «цитирует» Mass Effect и Gears of War, награждает ачивментами за каждое десятое убийство и бросает Сэма отбиваться от наступающих волн противника. Из-за всего этого Splinter Cell в буквальном смысле потеряла свое лицо: новый облик и голос Сэма, подсмотренные из других игр детали — все это не складывается в единый образ. Что, впрочем, не означает, что его отдельными элементами нельзя наслаждаться.

Рецензии пользователей
на Tom Clancy’s Splinter Cell Blacklist1

Первоклассный стелс-экшен, который подойдет как любителям старых частей, так и тем, кому новый вектор развития серии пришелся по душе.
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»