- Главная/
- Игры/
- Tomb Raider: Последнее откровение/
- Рецензия
Лара Крофт как источник вдохновенья
Долго я думал, признаваться или нет в том, что не довелось мне видеть ни первой, ни второй, ни третьей части Tomb Raider’а. В конце концов решил признаться: да, до сих пор я вел скучную и серую жизнь любителя стратегий и симуляторов, некоторое разнообразие в которую вносило лишь редкое появление на моем винте 3D-шутеров. Занимая ум и пальцы, все эти порождения компьютерных гениев ничего не могли дать моей душе. Но вот, свершилось! Пришла ОНА, помахала косой, повела плечиком, повертела... Впрочем, лучше сказать об этом словами поэта:
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла...
Первое свидание
Нет, это вовсе не была любовь с первого взгляда. Запустив игру, я был поначалу просто разочарован. Как, вот эта угловатая девчушка в мешковатых шортиках и с двумя смешными косичками и есть та самая Лара Крофт, которую уже успели окрестить секс-символом девяностых? Не может быть! И действительно, это была Лара, да не та, точнее, Лара в шестнадцать лет. На этот раз разработчики в качестве тренировки не стали заставлять Ларису слоняться по собственному дому и разминаться в спортзале. Они показали нам, «как это начиналось».
Итак, Камбоджа. 1984-й год. Начинающий археолог Лара Крофт исследует свою первую гробницу под руководством матерого грабителя могил профессора Вернера фон Крой. Надо сказать, этот самый Вернер мне сразу же активно не понравился. Какими глазами он смотрел на Лару... То есть, извините, я хотел сказать, как он измывался над бедным ребенком! Перепрыгнет через пропасть, потом стоит на другом краю и смотрит, как Лара раз за разом пробует преодолеть препятствие, стукается лбом об угол и разбивает в кровь коленки. Хоть бы руку протянул, гад, помог бы девушке. Или вовсе пошлет ее ползать по низкому проходу, а сам сзади подсматривает, педофил несчастный. А в конце этого прохода их незадачливый предшественник валяется в виде скелета, насаженного на острые колья, каково это, спрашивается, видеть юному созданию? Правда, у Лары и в те годы нервы были хоть куда, разглядела в руке у скелета что-то полезное, да и оторвала вместе с рукой. Вот так, между прочим, появился у нее знаменитый рюкзачок, такой маленький снаружи, но такой емкий внутри.
Вообще-то во время этой своей первой миссии Лариса показала себя хоть куда, и прыгала, и ныряла, и по канату лазила, всякие рычаги-колеса вертела. Только вот повоевать ей не пришлось, не положено малолеткам оружие иметь, так что от диких кабанов профессор отбивался мачете, только вяло как-то. Да и вообще, недотепистому профессору до Индианы Джонса явно далеко, так что, когда его в конце миссии за ногу подвесили, а Лара от него смылась через рушащийся проход, я только порадовался. Ну а саму Ларису в юности я за это краткое вступление успел полюбить (только не нужно приписывать мне порочных наклонностей, как дочь полюбил, или, там, как младшую сестру).
Египет. Гробница. Действие первое.
Дальше мне показали, как две закутанные в бурнусы фигуры пробиваются, ведя на поводу верблюдов, сквозь пустыню, как находят вход в катакомбы и проникают туда. Вот тут-то одна из фигур сбросила с себя все лишнее, и передо мной предстала Лара Крофт, во всем своем великолепии. Однако описывать похождение зрелой Лары прозой просто кощунство. Тут нужно писать стихи, причем не какие-нибудь примитивные частушки типа:
По Египту ходит призрак,
Побледнел, усох.
Призракам не стало жизни
От Ларисы Крофт.
Нет, тут нужна высокая поэзия, которая по плечу только классикам. Скажем, Ярослав Смеляков, познакомившись с похождениями всеми обожаемой Ларисы, наверняка написал бы что-то вроде:
Вдоль сонного берега Нила, где пальма и финик цветет,
Хорошая девочка Лара на дело спокойно идет.
Ее золотая косица мелькает меж сфинксов седых,
Отрада для глаз престарелых, приманка для молодых.
В застойной воде отражаясь, могилой идет не спеша
Хорошая девочка Лара. Да чем же она хороша?
Спросите об этом злодея, что в той же могиле живет.
Промолвит он: «Лара!?», бледнея, и тут же на месте умрет.
Недаром на каменных плитах, где тяжкий ботинок ступал:
«Зараза! Убил бы на месте!», в отчаянье он написал.
Не может людей не затронуть, злодея угрюмого брань.
«Педрила ты мерзкий, наверно, и Ларочку нашу не тронь!».
Хотя это как-то грубовато, не подходят такие слова великолепной Ларисе, вот Александр Сергеевич сказал бы лучше:
И вдруг прыжок, и вдруг летит!
Летит как пух от уст Эола.
То стан совьет, то разовьет
И ножкой зомби в морду бьет.
Вообще-то Лара ногами драться не умеет, это ведь не файтинг какой-то, но простим классику некоторое преувеличение. Тем более что, глядя на прыжки и кульбиты нашей героини, так и ждешь, что вот сейчас она врежет очередному неприятелю ногой по челюсти. Впрочем, для разборок с врагами ей хватает обычного арсенала: пистолетов, шотгана, автомата «Узи». Боеприпасы по египетским гробницам разложены скупо, но все же встречаются (наверное, Индиана Джонс потерял из первой серии одноименного фильма). Если же боезапас кончится, воевать приходится одними пистолетами (у них запас патронов не ограничен). Но было бы лучше, если бы наша героиня могла орудовать всякими подручными предметами, как в Кингпине хотя бы. У меня даже сложился такой стих на тему «Лара Крофт - победитель нечисти»:
Сжимая лилейной рукою
Шотган проверенный свой,
Идет она темной тропою,
Могилою очередной.
Скелеты зубами скрежещут
И мумии подняли вой,
Пусть лучше вся нечисть трепещет,
Лариска идет на разбой.
Не выдержит встречи с девицей
Ни зомби, ни волк, ни злодей,
Махнула игриво косицей -
Осталась лишь груда костей.
По ребрам прошлась монтировкой,
Скелет разнесла на куски,
С такой как у Лары сноровкой
Любые враги - пустяки.
Хотя не это главное, не за то мы любим Ларису, что она с врагами споро и без лишних слов разбирается, а за то, как она двигается, как управляет своим телом (и каким телом!) Уж в этой области она умеет все (нет, я совсем не о том, о чем вы подумали). Нажимаешь комбинацию клавиш, и Лара взвивается над пропастью. Жмешь другую - совершает невиданное по красоте сальто-мортале. Давишь третью, и следует фантастический кувырок в сторону. Красота, да и только, а если еще знать, что женщина с такой фигурой мгновенно выполняет все твои желания... Ну вот, вы опять думаете совсем не о том, о чем я хочу сказать. Так что лучше завяжем с этой скользкой темой.
Третий лишний
Ну почему я никак не могу остаться с Ларисой наедине? Опять двусмысленность получилась, только мне уже надоело оправдываться, так что говорю раз и навсегда: я, Лара и грязные мысли - эти три вещи несовместимы. Все, что я о ней говорю, нужно понимать в самом высоком смысле. Вы же не станете искать нехорошую подоплеку в пушкинских строках: «А после ей наедине давал уроки в тишине». Вот и тут, говоря «остаться наедине», я имел в виду, что в странствиях по гробницам на этот раз Лару сопровождает проводник (евнух, судя по его невозмутимому виду). Он зажигает факелы, освещает потаенные уголки, иногда предостерегает от возможных ошибок. Да и дорогу к цели этот мужик в тюрбане более-менее знает. Только вот дорога эта весьма непроста, так что проводник постоянно утыкается в какие-то препятствия и нужно их устранять. Тут чертов бедуин ведет себя вроде покойного профессора Вернера фон Крой, останавливается перед препятствием и ждет, когда Лара это препятствие уберет. Но профессор хоть объяснял, что и как, а проводник только намекает жестами, или вообще торчит на месте, и ломай голову сам, как ему очередную дверь открыть (наверное, у него не только то, что у всех евнухов отрезано, но и язык заодно, на всякий случай).
Впрочем, сопровождает он нашу ненаглядную героиню не долго, даже не до конца первого уровня. Потом, прочитав какую-то надпись на стене и заорав дурным голосом, убегает сломя голову. Не знаю, доведется ли с ним еще встретиться, по мне, так лучше бы не нужно. Потому как, оставшись наконец-то вдвоем с Ларой, я смог осуществить все свои мечты. Ну вот, и опять, не смотря на все мои предупреждения, у вас не те мысли в голове появились. Ладно, раз так, я ничего больше рассказывать не стану, и вы не узнаете, как умеет Лариса управлять джипом, как она лихо раскатывает на мотоцикле по темным коридорам пирамиды, как ловко орудует монтировкой, как собирает хитрые устройства из случайных деталей, как мы с ней... Ну нет, все, умолкаю.
Лара Крофт онли энд форева!
Да-да, именно так, отныне я бросаю все эти нудные стратегии, утомительные симуляторы и жестокие шутеры. Теперь я буду бродить с ненаглядной Ларисой по темным гробницам, разгадывать замысловатые головоломки, совершать головокружительные прыжки, проходить по узким карнизам над зияющими пропастями. По моим подсчетам, меня ожидает сорок с лишним уровней, так что исчезаю я надолго. Ну а потом, если к тому времени создатели не разродятся пятым Tomb Raider’ом, могу ведь и первые три пройти.
Говорите графика там похуже, полигоны выпадают, Лара все время норовит в стену или ступеньку провалиться? Так ведь и в четвертом такое случается, хотя тут, говорят, движок практически новый (на 95%, как утверждают разработчики). К тому же, знатоки намекают, что в третьей игре у Ларисы фигура покруче была в некоторых местах, да движения более... интересные.
Да, между прочим, может кто подскажет, какие есть сайты поклонников Лары Крофтовой? Только не таких, которые ее все норовят в непотребном виде выставить, а настоящих поклонников, которым не тело важно, а душа. Киньте адресок, если не жалко, я бы туда свои стихи отправил, начало вот уже придумал:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Ну обалденной крутизны...