Светлая тема

Рецензия на игру Крутой Тони: Похождения балбеса

Tony Tough 2 не из тех продолжений, что ждут с замиранием сердца. Да мы, признаться, и не ждали. Еще свежа была в памяти первая часть, посвященная эре LucasArts. Блеклый перевод от «МедиаХауз» усугублял и без того неровное приключение. Вышло мило, весело, но чересчур вторично. Синдром, свойственный многим подражателям.

Прогрессивный балбес

Однако итальянцы порадовали. A Rake's Progress — игрушка совсем иного сорта. Вместе с членством в редкой когорте «приквелов» она обзавелась новым движком, мирком и юморком. Смелый индивидуализм сразу бросается в глаза. Даже издатель сменился, причем радикально: за работой следила Anaconda, германский аналог The Adventure Company. Судя по шуткам, в процесс производства немцы не вмешивались.

Только идеологи никуда не делись. Стефано Гуалени (Stefano Gualeni) и Валерио Массари (Valerio Massari) вновь у руля. Tony Tough — авторский проект и потому может позволить себе многое. Он не стесняется в средствах самовыражения, равно как и в выражениях. Это дерзкий, развязный, порой грубый стеб над совершенно разными вещами. Меланхоличного детектива сменил тринадцатилетний хулиган, а действие перенеслось в 1950-е годы. Городок Вашингтон, что на задворках штата Нью-Мексико, потрясает новость: грабитель проник в дом престарелой леди и основательно в нем порылся. Схваченный полицией бандит сумел бежать из-под ареста. От нервного шока женщина скончалась, тем самым сократив население провинции до 22 человек…

У маленького Тони свои проблемы. Система образования ставит палки в колеса частному сыску, его главному увлечению. Вместо борьбы с жульем Крутони (фамилию локализаторы оставили прежней) вынужден коротать время в школьных застенках. За опоздание, изжеванное песиком домашнее задание и эксперименты с едой учитель готов душу вытрясти! Нет, нужно срочно вырываться на свободу. Глядишь, и дельце подвернется.

Сатана там правит бал

За основу пародийной адвенчуры решили взять… живопись XVIII века. Восемь гравюр из серии «Похождения повесы» Уильяма Хогарта (William Hogarth), также известные в изложении Игоря Стравинского, преобразились в восемь «сцен». В роли «балбеса» (молодцы переводчики) — сами догадайтесь, кто. За сим параллели заканчиваются, а нам предлагают прожить день в шкуре американского пацаненка, ввязавшегося в авантюру. Не случаен же душераздирающий пролог? Впрочем, первые несколько глав история держится особняком. Нас знакомят с Тони.

Тони — настоящая ходячая катастрофа. За что бы он ни брался, во что бы ни встревал, — все чревато травмами и бедствиями. Чем-то напоминает другого сорванца, из Англии. Эгоист, лицемер и пакостник, наш герой одинаково легко строит козни (м)учителю и разрушает святыни, не гнушается воровства, подлога, шантажа и обмана. Аморальный тип, аморальный квест. Мы уж и забыли о жанре черной комедии. Сущее раздолье для истосковавшихся душ.

Труп в холодильнике или выпады озлобленного почтальона в адрес Бога, понятно, оценят немногие. Свободное использование соленых (не матерных!) словечек отпугнет эстетов. Оно и ладно, пищи для насмешек хватает. Отсылки к фильмам сопутствующего периода (вестерны, noir), жонглерство фразами и стереотипами, неподконтрольные вылазки, измывательства над жанром… Естественно, и LucasArts с ее наследием помянули. Охват широк.

Отдельным пунктом идут персонажи, чья функция «элементов для решения задачек» отошла в тень. И немудрено, ведь в их компании предстоит мотаться на протяжении всего путешествия, благо, за пределы города выпустят лишь под финал. Каждый встречный наделен характерными бзиками. Пухлая медсестра без ума от скряги-гробовщика Хесуса Хуареса, готового удавиться за лишний цент; отмороженный папаша хватается за сердце при малейшем потрясении; лучший друг грезит гуманоидами, подозревая в заговоре собственных родителей… Сыщик в долгу не остается и непрестанно паясничает перед взрослыми. Те в ответ раздраженно посылают куда подальше. Даже приятель не прочь отправить бедолагу на тот конец селения в отместку за грязные намеки в отношении его мамаши. Славный народец.

«Во имя летающих тарелок!»

Старое, давно позабытое чувство накатывает при запуске игры. Как там оно называлось? Ув-ле-ка… Fun, короче. Засев за ARP вечером, я с трудом оторвался только поздней ночью. Непросто объяснить причины, по которым адвенчура затягивает с головой. Целостность мини-вселенной, относительная свобода действий, замечания по поводу и без — да мало ли? Рассекать земли рысцой, без карты в кармане, не надоедает. Хотя ни обещанных красот, ни музыки и нет толком. Серые «задники» и помятые модельки запоздали лет эдак на… много. И ничего, весело и атмосферно.

Ощущений добавляют и ролики. Точнее, ролик, выставляющий события в различных ракурсах, на манер тарантиновского кино. Сюжет последовательно обрастает кучей отростков. Нас очень аккуратно подводят к не очень аккуратной развязке. Смазано получилось, пропала хваленая абсурдность. Сразу мысли нехорошие полезли, про ошибки да про озвучку.

Ошибки одолевают вызывающе часто. Представьте, «Похождения» напрочь отказываются работать на картах серии GeForce 8800! На официальном форуме с прошлого года слышны мольбы несчастных игроков, требующих патча… Кроме того, бывают непроизвольные вылеты при исследовании локаций. Тем более досадно, учитывая богатый набор заготовленных реплик. Тони охотно комментирует свои поступки/комбинации, но дослушать иногда не удается. Ну и по мелочи: исчезновение диалоговых окон, застрявший на месте болванчик…

Озвучка оставляет странное впечатление. Lazy Games предпочла не трогать оригинальные голоса, ограничившись переводом субтитров. Конечно, немецкий — не английский, и знатоков поменьше наберется, однако инициатива достойная. Тем паче, что перевод традиционно хорош. С другой стороны, актеры ничего особенного не показывают. Мальчуган и вовсе потихоньку раздражает гнусавыми присказками «ню-ня». Будет обидно, если публика начнет судить подобного рода опыты по средненьким, в общем-то, работам.

Позмеемся?

Несмотря на досадные просчеты, из Tony Tough 2 вышел замечательный приквел. Первая часть посрамлена, посрамлены и многие юморески последних лет. Итальянцы доказали, что для настоящей комедии не существует преград. Но отдельное «спасибо» хочется сказать издателю.

Anaconda — лучик света в царстве теней. На сегодняшний день под ее крылом, помимо Prograph Research, трудятся легендарная американка Джейн Дженсен (Jane Jensen), наконец-то получившая грант на пестование долгостроя Gray Matter; французы из Wizarbox, доверившие писать сценарий для So Blonde англичанину Стиву Инсу (Steve Ince), выходцу из Revolution; чехи из Centauri Production с отдающей русским душком Memento Mori. Интернациональный коллектив, сборище талантов из разных уголков мира. У TAC появился серьезный конкурент, у игроков — серьезная надежда на будущее жанра.