Светлая тема

Рецензия на игру Торренте ла бомба

Для начала определимся с датами. «Энциклопедия GEO» не врет: игра, известная в Испании как Torrente: El Juego, появилась на свет еще в 2001-м. Для чего «1С» понадобилось спустя почти два с половиной года выпускать русскую версию — вопрос открытый. Увы, причина номер один — высокое качество игры — отпадает еще в четвертьфинале. И вот почему.

Torrente: La Bumer

Частный детектив Торренте — форменный антигерой. Бывший полицейский, изгнан из органов за разгильдяйство. Лысеющий толстяк-выпивоха с пальцами-сардельками и внешностью прожженного сутенера, обожающий ухлестывать за всеми юбками без разбора. Себя характеризует не иначе как «волосатый, вонючий, могучий Торренте». Обожает разбавлять свои монологи пошлыми шутками вроде «подождите, сейчас я почешу свои яйца». В чем здесь комизм? По мнению создателей одноименного кинофильма, вышедшего на экраны Европы в 1998 году, во всем вышеперечисленном.

Лицезреть поношенный пиджак и кое-как прикрытую плешь придется 13 эпизодов кряду, но вовсе не из-за них игра вызывает желание нажать «Alt-F4» — в конце концов, видали мы героев и похуже. Фатальная ошибка студии Virtual Toys кроется не столько в использовании персонажа, с которым трудно себя отождествлять, сколько в отсутствии нормального дизайна.

Работали с размахом. В качестве декораций взяли неплохих размеров фрагмент центральной части Мадрида и пляжный курорт Марбелья, изготовленные с претензией на реализм, — именно там разворачивается действие первого и второго фильмов. Жилые кварталы, офисные здания, дорожные знаки, достопримечательности, бесцельно слоняющиеся туда-сюда пешеходы, уличное движение, состоящее из дурно нарисованных машинок… Ни дать ни взять — GTA3 с поправкой на отсутствие стиля, лоска, обилия жестокости и всяческих свобод.

Забудьте о благах, которые подарила вам Rockstar North. Torrente — всего лишь шутер, а не симулятор бандита-автоугонщика. Действо строго порезано на жестко ограниченные по времени этапы, а враги прут огромными толпами, что исключает из меню неторопливые прогулки. Над заданиями работала группа удивительно неизобретательных граждан. «Добежать по зеленой стрелке до точки Х и обезвредить бомбу с помощью нервного мышеклика», «сопроводить V.I.P. или заложника в указанное место», «установить взрывное устройство», «уничтожить Важную Шишку» — вот набор дежурных блюд. Искусственный интеллект противников в редкие моменты бодрствования озабочен лишь одной проблемой — определением кратчайшего пути до игрока; самозащита и хитроумные маневры явно не по его части. Особо удачливым детективам периодически предлагают бонус — виртуальный тир на колесах, один вид которого вызывает болезненные воспоминания о «Бумере». К счастью, автоаркадные номера не входят в программу обязательных выступлений.

Прожить 20 секунд

Где-то на полпути к прилавкам авторы крепко задумались. «Надо бы продлить время общения игрока с программой», — решили они и принялись за воплощение плана. Каждая миссия была грубейшим образом «растянута» за счет повторения заданий и локаций. Вас попросят сопроводить не одну участницу финала конкурса красоты, а семерых (по очереди), причем меняется только их местонахождение. Продолжить мысль несложно: шесть бомб, десять заложников, пять снайперов… Один из последних уровней, где требуется просто «убить всех», воспринимается как манна небесная.

Но не отсутствие дизайнерской фантазии укладывает в гроб беднягу Торренте, а поистине чудовищный баланс сил. Вернее, дисбаланс, ибо средняя продолжительность жизни толстяка-детектива на мадридских улицах составляет от 20 до 40 секунд, максимум — пару минут (это если очень крупно повезет). Причины смертности — нечеловеческая точность оружия, которое не дает промаха с любого расстояния в 99.9% случаев, жуткий дефицит аптечек и патронов, серьезные повреждения даже при ударе простым ножом и полное отсутствие защитных средств. В итоге играть без чит-кодов попросту невозможно. Неверующие могут потратить сто рублей на злосчастный продукт и убедиться в нашей правоте1. Кстати, если вам когда-нибудь потребуется объяснить значение термина «синергизм», возьмите Torrente в качестве наглядного примера.

Ах да, совсем забыл добавить: сохраняться «в процессе» нельзя. Только в антрактах.

Антиигра

Наши запоздалые поздравления гишпанским разработчикам — за два года до начала продаж «Бумера» им удалось родить абсолютно неиграбельную вещь. Интересная задумка (за вычетом главгероя!) — похождения борца за справедливость в большом городе — безнадежно испорчена размноженными «под копирку» миссиями и отвратительной работой людей, отвечавших за расклад сил. Визуальный ряд обсуждать нет смысла — и по скриншотам понятно, что игра отставала от общепринятых стандартов еще на момент выпуска.

В итоге мы получили бездарную трату ресурсов, собранную под яркой обложкой с зазывными текстами («Высокое качество графики и звука»? Имейте совесть, господа рекламщики из «1С»!). Труд переводчиков и актера, озвучивавшего Торренте, которые, в отличие от Virtual Toys, выполнили свою часть работы на твердую «пятерку», пропал втуне.

Обращаемся ко всем честным продавцам: пожалуйста, приклейте на диск бирочку «для законченных мазохистов»!

1Автор этих строк готов безвозмездно расстаться с CD «Торренте ла бомба», если у кого-то вдруг возникнет желание ощутить эффект сильного удара головой о бетонную стену. В наличии есть всего один экземпляр, так что поторопитесь. В качестве «довеска» прилагается не менее сногсшибательная Terminal Machine.