Светлая тема

Рецензия на игру Тортуга: Пираты Нового Света

Ореол опасности и приключений, украшающий сегодня тяжёлую и мрачную жизнь морских пиратов, до сих пор не даёт покоя заслуженным немецким разработчикам. И если последний на данный момент отпрыск семьи «Патрициев» так и не принёс с собой практически ничего нового, то Tortuga унаследовала лишь внешность Port Royale, от которого она и отпочковалась. Лихие ребята из Ascaron, вконец покорившись романтическому настрою, решили оставить экономическую серьёзность грядущему Port Royale 2 и представили на суд публики свою версию пиратских похождений в Карибском бассейне. Как и все игры этой заслуженной компании, Tortuga отличается обаянием и изящностью, легко покоряет с первого взгляда… но с трудом выдерживает второй — критический.

Место встречи изменить нельзя

Место и время нам уже знакомы: Карибский бассейн, 1570-1660 гг., когда доминирующее положение Испании в регионе медленно ослабевало под давлением конкурентов — Англии, Франции и Голландии. К одной из этих четырёх держав можем присоединиться и мы — различие их по силе и влиянию определяет начальную сложность. Впрочем, хранить верность Родине тут не заставляют: отношения с другими нациями целиком формируются нашими действиями.

Однако возможность выбора изначально дозируется малыми порциями. Tortuga исповедует линейный подход. Четыре сценария выстроены в хронологическом порядке и открываются строго один за другим. Каждый из них добавляет еще один пункт в список наций и, соответственно, очередной уровень сложности. Тем самым демонстрируется щадящее отношение к игроку — можно освоиться в игровом мире под опекой сильной Испании, после чего, поверив в свои силы, повести к победе и другие государства. Но, с другой стороны, подобный подход раздражает, ведь всякое ограничение свободы для настоящего пирата неприемлемо.

Достопримечательности

Лишившись экономической составляющей, игра потеряла и знакомый изометрический вид города. Отныне, бросив якорь в каком-нибудь порту, мы наслаждаемся слегка однообразными, но сочными и яркими полотнами, изображающими местные поселения. Статичная картинка дополняется точечными анимационными вставками — колыхание на ветру национального флага, неслышное вращение мельничных крыл, пенящийся вдалеке водопад, пара престарелых корсаров, пьющих пиво у дверей таверны, легко оживляют пейзаж, заставляя забыть привычный «свободный» обзор.

Доступных для посещения мест в каждом городе не так уж много. Есть таверна, где всякий азартный игрок может просадить оставшиеся деньги в кости, а внимательный капитан — встретить выгодного клиента, услышать интригующие слухи, скупить партию товара по дешёвке или заполучить очередную часть карты, указывающей местоположение сокровищ. Есть рынок, где набирается команда и закупается вооружение для корабля, провиант и — скорее по привычке, чем по необходимости — различные товары для перепродажи. Доки позволяют починить потрёпанный в путешествиях флот и продать ненужные суда. Губернаторский дворец — место постоянного паломничества за новыми миссиями, наградами и каперскими свидетельствами. Последние, как и в Port Royale, дают право вести совершенно легальную охоту на суда вражеской державы. Это, учитывая пиратский дух игры, является не только простым, но и нередко единственно правильным путём к победе. Впрочем, ненависть со стороны пострадавших нам обеспечена, а вместе с ней порой приходит и жестокая месть…

Паруса и пушки

В отличие от предыдущих морских торговых игр от Ascaron, здесь мы можем командовать лишь одной флотилией. Во время путешествий по морю (в знакомой по Port Royale манере плавание начинается на практически неизведанной карте) камера жёстко привязана к иконке нашего судна, и «рулить» приходится собственноручно. Невозможность привычным жестом ткнуть в конечную точку пути поначалу вызывает неприязнь, но простота интерфейса в конце концов помогает расслабиться. Гораздо сильнее разочаровывает новая система боя: независимо от количества кораблей, находящихся под нашим началом, в схватке всегда участвует только один из них. А поскольку на врагов это правило не распространяется, каждая баталия по схеме «один против троих» заставляет воскликнуть: «Каррамба! Так нечестно!».

Таким образом, морские сражения — а именно они занимают центральное место в игре — кардинально изменились. Выбранный перед боем кораблик уже отказывается автоматически маневрировать вокруг врага, осыпая его ядрами, — все эти хлопоты переданы игроку. Незамысловатый, казалось бы, принцип «рули и стреляй» после первых же обидных поражений заставляет усомниться в его элементарности. Приходится привлекать к делу мозги, учитывать направление ветра, вовремя перезаряжать пушки нужными снарядами, привыкать к осторожности и точности маневра. Правда, при аккуратной игре интеллект врагов делает их серьёзными соперниками только на высших уровнях сложности. Имея превосходство в скорости, нетрудно добиться успеха даже в бою с тремя-четырьмя кораблями. Впрочем, какой пират не любит лёгких побед?

Пробоина

К сожалению, одна лишь переработка батальной части не смогла закрыть дыру в геймплее, образовавшуюся после удаления торговой составляющей. Грабежи и разбой еще в Port Royale приносили много денег, а уж в Tortuga их просто некуда девать. Здесь нельзя вкладывать средства в производство, нельзя ничего построить, нельзя даже заказать себе новый корабль (флот пополняется исключительно захватом), поэтому накопленные за 20 минут игры тысячи золотых неминуемо отправляются в сундук или раздаются экипажу. Так мы завоёвываем доверие собственных матросов и пополняем виртуальный счёт, влияющий лишь на положение в «Зале славы». Скучно. Правило «деньги ради денег» снова не сработало — хочется получать за звонкие пиастры не только удовольствие от созерцания многозначных цифр.

А в отсутствие сколько-нибудь привлекательной конечной цели однообразие игры начинает выпирать всё отчетливее. Недостатка в миссиях нет, но все они слишком похожи друг на друга, формулируются одинаковыми сухими фразами и надоедают уже к середине первого сценария. Знаменитые пираты, затерянные клады и таинственные слухи о Бермудском треугольнике тщетно пытаются создать романтическую атмосферу, ибо хороши только до первой встречи с ними. Всякое игровое действие рано или поздно превращается в деньги. Свобода действий сковывается ограниченностью возможностей, что неминуемо ведёт к обидной скуке. Вроде бы все мечты реализованы, все книжки про пиратов воссозданы до мельчайших подробностей… Но нет, не хватает единственного связующего звена — и лихая треуголка оказывается на вешалке, а вчерашний флибустьер оседает на суше в ожидании следующей — лучшей — части морской саги от Ascaron.

Одноглазый красавец

Кроме нарушенного геймплейного баланса больше Tortuga обвинить не в чем. На экране монитора она выглядит настоящей конфеткой, умудряясь при этом обходиться без модных технологических наворотов, покоряя одним лишь художественным вкусом и талантом создателей. Картинка всё так же радует сочными красками и изяществом линий, колоритные лица персонажей легко создают правильный настрой (который, к сожалению, часто губит сухой и скучный текст), а боевой танец огромных парусников волнует сердце не хуже райских островов из Far Cry. Плохо только, что водная поверхность по-прежнему представляет собой рифлёный голубой стол. Хотелось бы увидеть, наконец, что-нибудь действительно похожее на море. Звуковое и музыкальное оформление заслуживают отдельной похвалы — тихий вечерний эмбиент, грозные батальные темы, ласковая солнечная музыка, сопровождающая морские путешествия, способны услаждать слух даже за пределами игры.

* * *

Увы, в качестве итога остаётся унаследованное от Port Royale сожаление — будучи отличным проектом, Tortuga также не дотягивает до «Нашего выбора». Попытка превратить экономический симулятор в пиратский породила рафинированный и несколько однобокий продукт, за которым приятно коротать время в ожидании Port Royale 2, но не более того. Надеюсь, в следующий раз Ascaron не промахнётся…