- Главная/
- Игры/
- Total Club Manager 2005/
- Рецензия
Появление на полках магазинов Total Club Manager 2005 с задумчивым Жозе Моуриньо (Jose Mourinho) на коробке практически совпало с выходом Абсолютного Футбольного Менеджера (Football Manager 2005). Разумеется, TCM 2005 не может соревноваться с проектом Sports Interactive на равных: весовая категория ниже, да и родословная выглядит не так впечатляюще (фраза «от создателей Championship Manager» явно солиднее, чем «от создателей FIFA Football», правда?), но в этом году Electronic Arts смогла предложить нам нечто действительно интересное.
More of the same
TCM 2005 — это отлаженный и доведенный до ума TCM 2004. Концепция не изменилась ни на йоту. Теперь игра работает намного быстрее (хотя гигабайт оперативной памяти никому не помешает) и не норовит при мало-мальски удобном случае хлопнуться на «рабочий стол». Все старые ошибки исправлены, а от многих новых можно избавиться, установив свежий патч. Кстати, настоятельно его рекомендую, так как он добавляет редактор, не вошедший в финальную версию TCM 2005.
Еще одна приятная особенность — гибко настраиваемые условия старта. Любители полного контроля наверняка похвалят опцию «Jack of all trades», позволяющую держать в руках все нити управления футбольным клубом и определять как состав команды на следующую игру, так и количество бесплатных билетов на этот матч. Любопытно попробовать себя в роли исполнительного директора «Челси» Питера Кеньона (Peter Kenyon), сосредоточиться исключительно на финансовых и трансферных вопросах. Если же вас не прельщает перспектива договариваться со спонсорами об аренде рекламных щитов и торговать атрибутикой оптом и в розницу, то вы вправе стать кем угодно, хоть ассистентом тренера по физподготовке.
В принципе, в TCM 2005 можно долго и успешно играть, ни разу не увидев экрана тактических настроек. Когда вы «трудоустроитесь», появится выбор элемента, на который делался упор в предсезонной подготовке: физическая форма, тактические навыки, совершенствование способностей игроков или же все понемногу. Я бы посоветовал «Fitness Based», т.к. здесь этот параметр (Fitness) приобрел чуть большее значение (роль морали слегка нивелировали). Благодаря приличной «физике» вполне реально выиграть несколько игр в первых турах национального первенства.
Новый игровой интерфейс поначалу может показаться громоздким и чересчур перегруженным кнопками и закладками, но к нему постепенно привыкаешь. Разобраться во всем помогают многочисленные иконки и пиктограммы (распределять упражнения на тренировках проще простого). На месте и КПК, кажется, ставший такой же фирменной чертой игр от EA Sports, как слоган «It's in the game!»
Трансферная система осталась прежней — в этом плане TCM 2005 сильно уступает Football Manager 2005. Впрочем, кое-что поменяли: отныне в игре нет заоблачных сумм переходов, да и умения футболистов измеряются в диапазоне от 0 до 99. Но почему все команды спокойно расстаются со своими ключевыми игроками? Получается, совсем необязательно мучительно искать подходящие кандидатуры, вчитываться в донесения скаутов и просматривать молодых спортсменов — ведь можно пройтись по топ-клубам. Хорошо еще, что база данных корректна. Не обошлось и без некоторых неточностей, но они незначительны. Например, фамилия запасного вратаря дубля «Челси» — Макамба-Макалай, а не Макаламби, и т. д. Между прочим, игрокам можно давать прозвища — очень удобно, когда в составе есть Абдул Хусейн Хабиб Насер. Абдулиньо или Абдул Лав звучит гораздо лучше.
Можно, конечно, посетовать на бездарную реализацию нашего чемпионата и придраться к странным именам (Villians Rodrig Ryzhikh — это, простите, кто? Виллианс Родриг Рыжих?), отсутствию названий, эмблем и формы (но тут уже надо спрашивать с РФС), невероятному числу болельщиков (80000 человек на домашнем матче «Спартака» — каково, а?)… Да и в борьбе за выживание в высшей лиге побеждает отнюдь не тот, у кого денег навалом и административное влияние толще (реверанс в сторону ФК «Москва» и «Динамо»). Ну, а другая точка зрения… Как вы думаете, сколько лицензионных коробок с TCM 2005 купят отечественные поклонники серии? Десять? Двадцать? Тридцать? Именно поэтому жаловаться на плохо проработанную российскую Премьер-лигу не стоит. Дождемся фанатского патча.
Серьезные изменения были внесены в тактические настройки. Безусловно, Football Manager 2005 предоставляет куда больше возможностей, но прогресс TCM 2005 (особенно по сравнению с предыдущей частью) очевиден. Теперь можно задавать расположение своих игроков в зависимости от того, в какой части поля находится мяч! Учитывая то, что они стремятся действовать на поле в соответствии с индивидуальными инструкциями, просторы открываются практически безграничные.
Допустим, если у вас есть толковый крайний защитник, разрешите ему бегать вдоль всей бровки и подключаться к атакам, и в 3D-матче он постарается выполнить установку. Назначив плеймейкера, вы увидите, как вся игра строится через него. Не забудьте только, что характеристики этого игрока должны быть выше, чем у одноклубников, иначе он будет тормозить игру и срывать атаки. Лучше потратить время на распределение ролей футболистов и построение работающей тактической схемы. Когда я руководил середнячком в испанской Примере, рисунок матчей напоминал действия сборной Греции на ЧЕ'2004. Пять защитников, пара опорников и один нападающий; вся команда грамотно перемещается, перекрывает зоны и прессингует, после отбора мяч выбивается в заранее оговоренные зоны, где за него пытается зацепиться форвард и крайние хавбеки. Позже, став главным тренером «Барселоны», я играл в романтический атакующий футбол с тремя плеймейкерами.
Не буду скрывать, хотелось опробовать и новаторскую (шизофреничную) тактику Георгия Ярцева, с успехом примененную в отборочном матче со сборной Португалии: 5-2-0-1-2, игра на контратаках без полузащиты, с двумя нападающими, один из которых… гм… Дмитрий Булыкин. Результат меня… Удивил, скажем так. В любом случае, не пытайтесь повторить это дома!
Из грязи — в князи
Нельзя не упомянуть о возможности основать собственный клуб и пробиться с ним в высший дивизион, взять золотые медали национального первенства, выиграть Кубок УЕФА, Лигу Чемпионов… Все упирается в ваши амбиции. Всегда мечтали поруководить славным ФК «Вагоноремонтник-ударник» из города Крыжопинска и ввести его в элиту мирового футбола? Ничего лучше TCM 2005 не найти! Для начала вам предложат выбрать город (либо добавить новый), придумать название для команды и создать логотип (при желании можно загрузить в игру bmp-файл со своим вариантом эмблемы).
Быть президентом клуба очень почетно: должность приносит уважение и любовь болельщиков (правда, их наберется от силы человек сто), а между вашим кошельком и кассой не делается никаких различий — можете брать столько денег, сколько вам вздумается. Увы, смысла в этом нет, ибо тратиться не на что — «личный кабинет» зачем-то убрали. Остается лишь вкладывать сбережения в развитие любимого детища.
Начинаете вы в низшем дивизионе, седьмом или восьмом по счету: сначала первенства города и области, затем коллектив приобретает профессиональный статус (на первых порах в состав входят любители, для которых футбол — отдых после рабочего дня) и играет в одной из низших лиг, затем поднимается все выше и выше… Не Роман Абрамович, конечно, масштабы деятельности поменьше, но все равно неплохо. В идеале для того, чтобы добраться до высшего дивизиона, нужно лет восемь. На практике же вам придется решать не только турнирные задачи, но и подтягивать общий уровень, инфраструктуру, финансы…
Короче говоря, этот режим игры способен увлечь надолго (Football Manager 2005 не может похвастаться ничем подобным), и слова английского предпринимателя Саймон Клиффорда (Simon Clifford), владельца никому не известного «Гарфорт Тауна», о 25-летнем плане по выходу клуба в Премьер-лигу не будут казаться смешными. Что интересно, частью долгосрочной задумки стало подписание контракта с пятидесятилетним (!) экс-капитаном бразильской сборной Сократесом, но это совсем другая история…
On the pitch
По части изображения матча TCM 2005 пока впереди планеты всей. Какие уж тут «колобки» из Football Manager 2005, когда перед глазами разворачивается самый настоящий футбольный матч, на ход которого действительно можно повлиять (на панель справа выводится список всех управляющих клавиш)! «Shoot On Sight» — и ваши игроки будут бить по воротам при первой возможности. «Time Waste» — и вот уже футболисты неспешно перекатывают мяч на своей половине поля или укрывают мяч корпусом у «вражеского» углового флажка. «Play Dirty» — и команда демонстрирует бессмысленный и беспощадный футбол а-ля ЦСКА сезона 2003-2004.
К сожалению, 3D Match построен на движке не FIFA 2005, а UEFA Euro 2004. Это означает, что игра автоматически теряет несколько приятных деталей: правильную физику, «First Touch», адекватное поведение вратарей… Вообще-то можно играть матчи и в FIFA 2005, но приходится признать, что разработчики перемудрили с хваленым «Football Fusion». Посудите сами: для проведения встречи необходимо выбрать соответствующий пункт меню, сохраниться, выйти из TCM 2005, запустить FIFA 2005, сыграть матч, сохраниться, выйти, запустить TCM 2005, загрузиться… Мудрено? Не то слово! Проделывать описанные манипуляции во второй (третий, четвертый…) раз совершенно не хочется.
В конце каждой недели вам показывают свежий выпуск журнала «4-4-2» с самыми важными новостями прошедших дней, так что, проиграв в отборочном этапе Лиги Чемпионов какому-нибудь заштатному «Вардару», ждите от заграничного Порошина критической статьи с заголовком «Дикая Дивизия — 3». Также очень важно с умом строить свои отношения с прессой и отвечать прессе в сдержанно-нейтральном стиле (как все западные тренеры), а не в истерично-полуобморочном (а-ля Георгий Ярцев после проигрыша Португалии). Главное — не ляпнуть что-нибудь вроде «Да с такими защитниками, как у меня, провалы в обороне всегда возможны!», иначе падение командного духа гарантировано. Это не «mind games» в Football Manager 2005, но тоже неплохо.
Easy listening
Отличная получилась игра: умная, красивая и не слишком навороченная («Попсовая!» — скажут поклонники серии Championship Manager). Новичкам в жанре футбольных менеджеров стоит начать именно с TCM 2005, а потом перейти к чему-нибудь более серьезному. К Football Manager 2005, например.