Футбол! 2000

Добавить в
Мои игры
5
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Ужасно
1
Шедевр
Так себе

Рецензия

Вот и закончился футбольный сезон '99. Не будем обсуждать события в реальном футбольном мире - их давно уже проанализировали все кому не лень. Вместо того, чтобы горевать о наших футбольных неудачах, лучше поговорим о приятном: этот обзор посвящен выходу самого самобытного футбольного симулятора последних лет - Total Soccer 2000.

Кажется, из всех спортивных игр симуляторы футбола являются наиболее многострадальным жанром. Господство на этом рынке прочнейшим образом удерживает EASports, а их сериал FIFA Soccer долгие годы является всемирным бестселлером среди спортсимов. В последние годы практически все развитие FIFA сводилось только к очередным наворотам в области графики и анимации футболистов, воссозданию футбольного антуража (стадионы, комментаторы, экипировка, болельщики). Не лучше обстояли дела и у тех, кто пытался конкурировать с EASports - соперники неплохо знали слабые места их продуктов, но как только дело доходило до реализации, выяснялось, что отставание в графике (да и в AI тоже) сводит на нет все положительные идеи, которые пытались воплотить создатели. Собственно говоря, немногие фирмы осмелились конкурировать с футболами от EASports, а о большинстве их игр геймеры забыли еще до релизов - слишком велико было отставание от лидера. Ситуация начала меняться в середине 1999 года, когда на спортивно-симуляторный мир обратили внимание в Microsoft. Сложно сказать, как дело пойдет дальше, но на данный момент их MS International Soccer практически по всем статьям уступил свежей версии FIFA и не в последнюю очередь за счет недоработок в графике и AI. И это при том, что Microsoft традиционно широко применяет в своих продуктах удачные идеи конкурентов.

Создалось впечатление, что сдвинуть футбольный рынок с мертвой точки могут лишь игры с принципиально другим подходом к футболу. И вот тут начинается самое интересное: в декабре на прилавках появляется Total Soccer 2000 от Iridon Interactive. А интересно это событие тем, что разработчики игры могут сказать примерно следующее: 'Уважаемые геймеры. Мы не занимаемся симуляцией телетрансляции футбола. Поэтому в нашей игре вы НЕ НАЙДЕТЕ: трехмерных игроков и технологии захвата движений, комментаторов, анимированных трибун, продвинутых 3D-эффектов и прочего мусора. Мы воссоздаем футбол в чистом виде, не тратя силы на мультимедийные навороты'. Именно по этой причине выход Total Soccer стал открытием в мире футбольных симуляторов.

Окончив теоретическую часть, опишу мои собственные впечатления от игры: уже и не припомню, когда в последний раз получал такое удовольствие от виртуального футбола. Это было, наверное, еще во времена FIFA98. Причем удовольствие именно от футбола, а не его графической реализации. Но не буду забегать вперед.

Графика

Разработчики акцентировали внимание на том, что графическое оформление не имеет большого значения по сравнению с играбельностью. Графика во время игры вообще двухмерна: вид сверху, зато камеру можно приближать и отдалять прямо во время игры. Во время риплеев картинка становится трехмерной, а камера нашими стараниями очень эффектно перемещается по периметру поля, просматривая момент практически с любого ракурса. Кстати, все оформление стадиона (текстуры поля, болельщиков, трибуны) легко меняется благодаря тому, что изображения хранятся в формате BMP в одном из подкаталогов игры. Еще одним плюсом графической части можно назвать феноменально малые, по сегодняшним меркам, требования к системе. Минимально игра хочет Pentium75, а для удовлетворительной играбельности у нас просят всего лишь P133. При этом поддерживаются и 3D-ускорители, хотя серьезных изменений при этом в графике не происходит, просто игроки и мяч становятся более гладкими, а сетка на воротах - полупрозрачной.

Управление

Самое необычное место в игре. Меня, как игрока в FIFA с большим стажем, признаться, шокировало то, что помимо стрелок в Total Soccer используются всего ...ДВЕ (!!!) клавиши (пас и удар/подкат). Но уже через пару десятков минут стало ясно, что любая FIFA в этом компоненте проигрывает Iridon'овской игре на несколько порядков. Секрет вот в чем: ни одна игра из серии FIFA не позволяет контролировать мяч так точно и уверенно. Пусть здесь и не пахнет полусотней блестящих финтов (FIFA99), зато сам процесс ведения мяча, передач и ударов максимально приближен к реальному футболу. В Total Soccer управление настолько точно и быстро передается с клавиатуры на экран, что ваши действия на поле достигают потрясающей свободы. Совсем по-другому выполнен и контроль при исполнении ударов по мячу. Любой удар нужно 'настроить' - при выполнении его задать силу/высоту, направление и подкрутку. Реалистичность ударов со стандартных положений и реализации других моментов впечатляет: забивать можно даже с самых дальних дистанций, если правильно задать направление и обмануть вратаря (т.е. впервые у нас есть возможность выполнять по-настоящему обводящие удары, подловить вратаря на противоходе и т.п.). Совершенно по-новому выглядит дриблинг - вместо привычных нам акробатических финтов FIFA, обводка больше напоминает настоящий футбол. Пройти защитника теперь можно классически: резкими остановками и ложными движениями сбить с опорной ноги, прокатить в подкате и т.д.

Настройки и составы

Помимо совершенно новых ощущений при управлении, разработчики воплотили в игре множество свежих идей, которые непосредственно влияют на игру. Введен такой заметный параметр, как сила ветра. Он может быть сильным, слабым или выбираемым случайно. В принципе, в отличие от EASports'овского творения, в Total Soccer настраивается практически все. Разумеется, можно настроить клавиатуру - доступны 2 раскладки (для игры друг против друга). Сила AI измеряется по 4-балльной шкале, отдельно контролируются умения вратарей. Можно выбрать из ~20 судей, причем у каждого будут какие-то особенности при принятии решений. Кроме всего этого, к игре прилагается редактор команд и редактор тактических схем. Что интересно, имеются 12 чемпионатов ведущих футбольных держав, но, увы, но Россия в этом списке отсутствует. Утешает лишь процесс создания собственных чемпионатов, который настолько прост и удобен, что любой турнир можно создать быстро и без проблем.

Мозги

Искусственный интеллект (AI) компьютерных футболистов сделан значительно удачнее, чем мы можем найти в любом известном симуляторе, а особенно - FIFA. Причем это не значит, что AI у FIFA никуда не годится. Просто в Total Soccer создатели подошли к компьютерным мозгам с другой стороны. Если в играх EASports упор сделан, в первую очередь, на индивидуальные действия футболистов, то в 'тотальном футболе' против вас будет играть вся команда, активно действующая без мяча: игроки компьютера умеют открываться, прессинговать, перекрывать направления возможных ходов, т.е. все как в жизни. Командная игра, тем не менее, не помешает машине периодически совершать весьма опасные индивидуальные проходы.

Очень успешно реализован отбор мяча в подкате. Не секрет, что в реальном футболе подкат можно выполнять, только очень хорошо представляя его последствия (неудачное исполнение практически всегда приводит к серьезному обострению ситуации у ваших ворот). А вот во всех последних версиях FIFA подкат подается как универсальный прием, позволяющий отобрать мяч почти в любой ситуации. В Total Soccer подкаты весьма более приближены к реальности, и вы наверняка получите массу неприятностей, используя этот прием слишком часто.

Мультиплеер и менеджмент

Ни того, ни другого в игре не предусмотрено. Точнее, весь мультиплеер заключается в игре 2х человек на одном компьютере (выбрать можно из 2х клавиатурных раскладок или 2х джойстиков). Отсутствие модемных и сетевых игр разработчики объяснили тем, что существующие телефонные линии не могут обеспечить достаточной скорости передачи информации, а сетевая игра присутствует в долговременных перспективах. Короче, не в этой жизни. Нет в игре и менеджерских функций (трансферы, календари etc). Не очень здорово, конечно, но при наличии прочих плюсов на это можно закрыть глаза.

Мультимедия

Эта часть игры, в принципе, не требует продолжительных комментариев. Как уже было сказано, мультимедийное содержание выполнено до безобразия лаконично. В игре присутствует всего лишь один саундтрек, длящийся около 2,5 минут. Особой музыкальности он в себе не содержит - по сути дела, это типично трекерная композиция, построенная на базе вечно живого 'уца-уца-уца-уца'. Все остальное звуковое наполнение состоит из 15 файлов в формате WAV и занимает не более одного мегабайта. праведливости ради отмечу, что все необходимые футбольные звуки (судейские свистки, звуки трибун и т.п.) в игре присутствуют и используются вполне к месту. Замечательное впечатление произвел радар - обязательный аттрибут любого сегодняшнего симулятора. Реализация этого нехитрого приспособления сделана на высочайшем уровне: им очень удобно пользоваться, а дизайн настолько удобен, что абсолютно не отвлекает от игры.

Глюки

Как ни печально, ни одна серьезная игра не может существовать без заметных глюков. Таков и Total Soccer 2000. Начну с того, что еще хуже глюков - с недоделок. Так, например, разработчики 'забыли' про оффсайд. За все время, проведенное за игрой, мне так ни разу и не удалось увидеть боковых судей в деле. Я ни разу не попал во 'вне игры', не удалось это сделать и компьютеру. Ни в настройках, ни в HELP'е про оффсайды ни слова - чудеса, да и только! Впрочем, командная игра поставлена настолько уверенно, что необходимости в боковых арбитрах вообще не возникает: игроки компьютера идеально избегают оффсайдных ловушек, а игроки вашей команды всегда располагаются так, что любая перепасовка обречена быть в стороне от положения 'вне игры'.

Но отсутствие оффсайдов - не единственная беда. Гиперреалистичность контроля удара при выполнении стандартов имеет весьма нехорошую обратную сторону: 'мозгов' компьютера явно не хватает. При любом уровне сложности реализация пенальти крайне низка - реализуются всего 2-3 момента из десяти. Ситуация со штрафными гораздо хуже: я еще ни разу не видел мячей, забитых прямым ударом по воротам (речь идет о действиях AI). Можно сказать, что стандарты - ахиллесова пята Total Soccer. Голевая реализация компьютером угловых близка к 60% - противостоять им крайне сложно. Что-то подобное наблюдается и при розыгрыше штрафных - комбинации компьютера сложны и 'наиграны' так, что сохранение ваших ворот превращается в сложнейшую задачу.

Разумеется, проблемы не обошли и судейство (вечная тема). Нет, нельзя сказать, что арбитры плохи. Однако довольно часто я сталкивался с тем, что судья свистел только в одну сторону, причем явно не в мою пользу. Уровни сложности тоже сделаны не без перегибов. На самом сложном (super) уровне реализация голевых моментов у AI составляет почти 100%, а защита построена настолько мощно, что выигрывать на этом уровне почти невозможно. Как минимум придется серьезно заняться футбольной тактикой (при помощи, например, прилагающихся тактических схем).

Конечно, любую игру можно критиковать долго и уверенно. Поэтому я завершаю обзор глюков. Хочу только сказать, что при всех своих недоработках играбельность IRIDON'овской игры все равно остается значительно выше среднего уровня.

Game Over

Медицинское заключение: Total Soccer 2000 - игра, сделанная совершенно в другом ключе, нежели мы привыкли видеть традиционные футбольные симуляторы. Налицо отличная играбельность, но немало и отрицательных факторов. В целом симулятор вызывает ностальгию по тем замечательным временам, когда игрушки были не особенно красивы, зато очень оригинальны по своей сути. Пожалуй, я порекомендую TS2000 лицам со средней и тяжелой степенями компьютерно-футбольного фанатизма. В качестве обезболивающего от ужасающей футбольной реальности.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Live Media UK
Издатель
Iridon Interactive
Возрастной рейтинг
Без рейтинга

Системные требования для PC

Pentium 166, 32 Мб
Pentium II 266, 64 Мб, Direct3D 6, Glide
Больше…

Рецензии и комментарии Футбол! 2000

+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно