Среднее время в игре: 1 час
Светлая тема

Рецензия на игру Total War Battles: SHOGUN

После анонса планшетной версии Total War многие покрутили пальцем у виска. Total War и iPad – «вещи несовместные»! Я тоже так считал – вплоть до личного знакомства. Как и Spartan, Battles не похожа на своего великого прародителя, что, однако, не означает, будто ее можно автоматически списывать в утиль.

Вперед и направо

Battles – не совсем обычная вариация распространенного в App Store жанра «tower defense». По экрану слева направо топают наши бравые солдаты, а им навстречу трусливо семенят враги. Цель – дойти до чужой базы и сровнять ее с землей. Идея, конечно, не шибко оригинальная или умная, но The Creative Assembly удалось то, на чем споткнулись ее менее талантливые конкуренты. Нарочито искусственные правила не помешали игре превратиться из примитивной «казуалки» в полноценную стратегию.

Полем для экспериментов стала Япония периода Сэнгоку Дзидай, только без исторической достоверности. Неприлично затянутый рассказ о падении и триумфе клана Журавля – лишь «клей», связывающий две дюжины уровней в «линейное целое». Первым испытанием для игрока наверняка окажется строительство форпоста. На ограниченной территории необходимо разместить домики разной формы так, чтобы вместе они образовывали сложную систему: например, монастырь должен соседствовать с лесопилкой, но быть в удалении от рынка с его шумом и суетой. Естественные преграды усложняют задачу. Некоторые из них, впрочем, полезны. Реки увеличивают приток золота в казну, в горах можно найти месторождения железа, в чащобе больше древесины, а под сенью священного дуба новички быстрее постигают основы бусидо.

Тренировка профессионального мечника – длительный и затратный процесс. На нижней ступеньке «социальной лестницы» стоят асигару – вчерашние крестьяне, которые, как ни странно, способны замедлить продвижение противника и даже сковырнуть кого-нибудь с лошади. Ронины когда-то прошли полный курс обучения, но куда им тягаться с регулярными войсками! Ловкий взмах мечом – и очередной бедолага картинно оседает на землю; отличная анимация оживляет простоватую, не отягощенную деталями графику. За без малого тысячу лет самураи поднаторели в искусстве истребления себе подобных. Монстров в рогатых шлемах лучше убивать издалека, ведь для «теппо» самый крепкий доспех – все равно что бумага. Лучники лишены этого преимущества, зато умеют бить навесом, игнорируя препятствия.

А еще есть конница, пушки, воины-монахи, ниндзя, барабанщики… Здесь заставляют думать над тактикой и тщательно планировать будущие действия. Иногда выгоднее уйти в глухую оборону, иногда – наоборот. Далеко не всегда на кону голова вражеского генерала. Бывает, что для победы нужно уничтожить группу элитных бойцов, сопроводить шпиона или забрать медальон с шеи мертвого посланника (благодаря «ответвлениям» игра нескоро наскучивает). Мне запомнилась миссия с деревней синоби. Привычно отгородившись от жестокого мира шеренгой стрелков, я был донельзя удивлен и раздосадован, обнаружив в тылу толпу диверсантов. Сохраняться нельзя, так что выход один – рестарт.

Как? Я не сказал? Battles исповедует известный принцип «ни шагу назад» – отряды перемещаются по клеткам-шестиугольникам лишь в одном направлении. Когда рядом враг, наступает время для битвы. От полководца уже ничего не зависит – в крайнем случае можно активировать специальные умения (временное бессмертие, «озверин» и т. п.), однако перезаряжаются они медленно и на расклад сил почти не влияют.

Гораздо эффективнее «глобальная» прокачка (опыт, который игра дарит редко и неохотно, продается и за реальные деньги). Достаточно распределить волшебные очки по ячейкам, и жизнь становится проще и веселее. Здания вырабатывают больше ресурсов, головорезы моментально мужают и крепнут, растет максимальный размер армии – все ради того, чтобы даймё ни разу не увидел позорную надпись «defeat». На мультиплеер надежды мало. Скоротечные дуэли на одном iPad по-своему занятны, но классический сетевой режим был бы уместнее.

Не хуже, а по-другому

Предрассудки до добра не доводят. Если бы не необходимость писать рецензию, я бы даже не взглянул на эту игру. Что ж, спасибо за сюрприз. Несмотря на специфичность, Battles все-таки неплохая стратегия в знакомых декорациях.