Среднее время в игре: 6 часов
Светлая тема

Рецензия на игру Total War: SHOGUN 2

Регби, крикет, сёгун… Какое из слов здесь лишнее? Правильно: регби. И еще крикет. 13 июня 2000 года малоизвестная студия The Creative Assembly, до того момента честно пахавшая на благо лейбла EA Sports, выпустила свою первую стратегию, и мир в одночасье перевернулся. Shogun: Total War была не просто хитом, она заложила фундамент для популярнейшей серии. Medieval, Rome, Medieval 2, Empire – каждый раз разработчики брали новый вес. Shogun 2 прекрасно вписалась в «семейную» компанию, но знаете, что самое интересное? Сравнивая оригинал и изрядно потолстевший сиквел, понимаешь, что классика бессмертна. Формула игры за десять лет не изменилась.

«Леса полоса
На склоне горы, словно
Пояс для меча»1

После Empire трудно привыкнуть к камерному характеру Shogun 2. Самураи не мечтают захватить полмира, их амбиции и стремления сосредоточены на японском архипелаге. «Сюжетные» кампании тоже остались в прошлом. Игра не разменивается по мелочам. На кону титул сёгуна – человека, который, в отличие от марионетки-императора, действительно управляет страной.

Прежде чем снимать со стены любимую катану, необходимо решить, под каким флагом воевать. У каждого из девяти основных кланов (десяти для обладателей «расширенных» изданий) свои особенности. Шимазу славятся умелыми мечниками, Такеда – кавалерией, Ода – легкой пехотой… С нюансами географического и политического положения по традиции знакомят советники. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Например, Токугава начинает восхождение к трону, будучи вассалом.

У жителей южных земель особые заботы. Заокеанские «варвары» готовы поделиться богатствами с теми, кто удержит морские пути под контролем. К тому же они могут продать «теппо»: европейские пушки (самодельным ракетницам и баллистам до них далеко) и аркебузы. За новейшие технологии придется заплатить не только золотом, но и душами подданных – вместе со смертоносным товаром на девственные берега прибывают христианские миссионеры. Ради военного преимущества прогрессивный даймё не прочь сменить буддистский лотос на крест. Его консервативные «коллеги» вряд ли одобрят такой шаг, да кого волнует чужое мнение? Даже закадычные приятели рано или поздно встретятся на поле брани.

На максимальной сложности AI ведет себя агрессивно – атаки и неожиданные морские десанты (наконец-то!) не дают расслабиться. Успехи раздражают завистливых соседей, вынуждая их безо всякой причины лезть на рожон. Когда тебя ненавидит половина Японии, смех сам застревает в горле. Компьютерные генералы академиев не кончали, но чтобы задавить противника массой, много ума не надо.

Хотя на первых порах дипломатия будет серьезным подспорьем, ведь под руку с разодетыми послами шествуют купцы. Торговые соглашения увеличивают приток капитала и открывают доступ к редким ресурсам. Для производства качественного оружия нужна сталь, древесина позволяет строить гигантские корабли-крепости, благовония пригодятся в храме, шелк – в публичном доме. Создав себе положительный имидж, попробуйте выбить разрешение на проход войск. Ну а следующая ступенька — альянс. Уровень взаимоотношений недостаточно высок? Переведите их в альковную плоскость. Знать охотно берет в жены заграничных принцесс, после чего разговаривать с даймё уже гораздо проще. Если по-хорошему никак, стоит прибегнуть к угрозам или, наоборот, предложить заложников – в случае нарушения договора их порубят на сашими.

«Взгляд не отвести –
Луна над горной грядой,
Родина моя»

Глобальная карта проработана до мельчайших деталей (в этом плане Shogun 2 схожа с Napoleon); дороги, горные массивы, поселения – здесь все продумано и имеет стратегическое значение. Игра не дает отсиживаться за неприступными стенами. Кузницы, порты, шахты, каменоломни и прочие важные объекты инфраструктуры расположены в стороне от больших городов. Отдельный пункт — сельское хозяйство. Мешок золота не заменит мешок риса; голодные бунты – последнее, что хочет видеть правитель, вернувшись из длительного похода.

Наши основные нахлебники – гарнизоны. «Бесплатные» бойцы незаменимы при осаде, но в мирное время они тяжелым ярмом висят на шее. Чем больше этажей в тэнсюкаку2, тем выше потребление пищи. Каждый новый уровень крепости разблокирует ячейку для строительства. От обилия возможностей текут слюнки. Рынок умножает доходы, буддистский храм успокаивает верующих и привлекает загадочных воинов-монахов, школа мечников/копейщиков/лучников снабжает соответствующими войсками, тренировочный лагерь удешевляет процесс…

Для постройки базового здания нужно лишь желание. А вот для апгрейдов необходимы отнимающие немало времени научные исследования. Игра четко разделяет военные и мирные технологии, заставляя искать баланс между двумя крайностями. Богатый клан, который на решающее сражение может выставить только толпу трусливых асигару3, так же уязвим, как и тот, что обладает обширными познаниями в ратном деле, но не располагает средствами для их практического применения. Бывают ситуации, когда меч вообще не покидает ножен. В Shogun 2 люди и города покупаются и продаются. Взятка не делает чести ни тому, кто ее предлагает, ни тому, кто берет, зато помогает избежать кровопролития.

Эти и другие махинации проворачивают метсуке – агенты тайной полиции. Впрочем, есть праведники, над которыми деньги не властны. Странствующие монахи проповедуют полное отрешение от земных радостей и печалей. Сила слова велика – подчас одной беседы хватает, чтобы успешный чиновник перебрался из роскошного дома в хижину отшельника, а солдаты разуверились в генерале. Ниндзя-невидимок не тревожат вопросы добра и зла. Шпионаж, диверсии, убийства – арсенал их приемов разнообразен, цена доступна. Иногда требуется специалист узкого профиля. Гейша не сумеет «заморозить» армию, распахнуть крепостные ворота или поджечь сарай с припасами, зато знает сотню способов лишить жизни ослепленного страстью мужчину.

Настоящий профессионализм приходит с опытом. Открывая ветви на дереве талантов, мы придаем развитию персонажа определенный вектор. Метсуке способен заниматься судопроизводством (его цель – очернение и, в идеале, физическое устранение неугодных граждан) или контрразведкой, следить за лояльностью военачальников или предотвращать народные волнения. То же самое с монахами и ниндзя: карьерная лестница может увести их в ту или иную сторону. Даже у генералов теперь есть выбор: один предпочтет меч, другой – хрупкую кисть поэта.

Shogun 2 обожает ставить перед игроком дилеммы. Разрешить крестьянам свободно переезжать из деревни в город или закрепить их на земле? Приобрести оптовую партию оружия или проигнорировать выгодное предложение? Повысить социальный статус купцов или указать нуворишам их место? Такие сюрпризы добавляют изрядную порцию реализма.

«Может быть, кости мои
Выбелит ветер… Он в сердце
Холодом мне дохнул»

Частенько единственный вариант развития событий — битва. Shogun 2 следует канонам серии. Юнитов немного (различия между фракциями минимальны), и на сей раз среди них нет «близнецов». Взять, к примеру, самураев с катанами и самураев с нодати4. Первым близок наполеоновский принцип «главное — ввязаться в бой, а там видно будет», вторые требуют бережного отношения — вражеский строй сминают без труда, однако легкая броня делает их уязвимыми. Странно, что нодати не достался бонус против кавалерии, как у копья или нагинаты5. Длина оружия позволяет разрубить наездника вместе с лошадью (кстати, всадники научились спешиваться).

А помните вечного одиночку кэнсая из оригинальной игры? В Shogun 2 такие «монстры» ходят целыми бандами. Непобедимые в ближнем бою, они пасуют перед стрелками-асигару. Пули насквозь прошивают любые доспехи, грохот и дым наносят колоссальный урон морально-психологическому состоянию. Потянуло на экзотику? К вашим услугам «женские батальоны смерти» онна-бугэйся и ниндзя. Облаченные в черное трико воины не приемлют честного боя. Их козыри — скорость и незаметность: пробрался в тыл, набросал дымовых бомб и исчез. Потери не важны. Если кто-нибудь уцелел, отряд полностью восстановится за несколько ходов.

Особый шик – использовать «невидимок» при штурме. Японская крепость не чета европейской; в игре это лишь холм, искусственно разделенный на ярусы и обустроенный для обороны. Не нужно ни лестниц, ни осадных башен – солдаты сами залезут по пологим склонам. Два-три кольца стен (бывает и более сложная планировка) оставляют простор для маневров. Нет ничего глупее, чем сидеть на вершине и безучастно наблюдать за тем, как враг захватывает никем не охраняемые позиции. Порой вмешивается артиллерия, но ее роль невелика. Что в XVI веке, что в XXI-м — войны выигрывает пехота.

Пока самураи азартно шинкуют друг друга, можно приблизить камеру… И попробовать понять, что же именно, черт возьми, пошло не так! Ведь на скриншотах игра выглядела на порядок лучше. Видимо, торопясь к заявленной дате, разработчики не успели управиться со всеми «украшениями». Отсутствие FSAA для DX9 и DX10 больно бьет по глазам, освещение сделано неидеально, да и некоторые текстуры не ахти. От дорогого «железа» тут мало прока – шейдеры четвертой и пятой версии в релизе включить нельзя.

Морские баталии не помогут The Creative Assembly реабилитироваться. Смахивающие на гигантских доисторических чудовищ корабли кружатся в ленивом танце, обмениваясь стрелами и ружейными залпами. «Японцы не стремились потопить вражеские суда. Их целью был абордаж и рукопашная схватка», – объясняет встроенная энциклопедия. Историческая правда соблюдена, но после Empire играть скучновато.

«Двадцать дней счастья
Я пережил, когда вдруг
Вишни зацвели»

Хорошо хоть к многопользовательскому режиму авторы подошли ответственно и с душой. Вместо череды безликих сражений — увлекательный вояж по карте Японии. Каждая победа (а иногда и поражение – система регулярно дает сбои) присоединяет к карманной империи очередную провинцию и открывает доступ к новым типам юнитов и «перкам». Мало-помалу военачальник обрастает полезными навыками, «прокачивает» отряды, вступает в клан…

Об этой игре можно говорить еще долго (и мы обязательно продолжим в отдельной статье, посвященной мультиплееру), но главная мысль понятна без лишних слов. Даже в нынешнем чуть незавершенном виде Shogun 2 – красивая, глубокая, стильная и безумно интересная военная стратегия.

1Здесь и далее стихи Мацуо Басё.

2Высокая центральная башня в японском замке.

3Бывшие крестьяне, которым выдали оружие и заставили пройти «курс молодого бойца».

4Двуручный меч, длина которого нередко достигала полутора метров.

5Внешне похожее на копье оружие с длинной рукояткой и чуть изогнутым односторонним клинком (японский аналог европейской глефы и русской совни).



Total War – настоящий памятник консерватизму. Давние фанаты серии не склонны к безрассудным экспериментам, и разработчики им во всем потакают. Более двух наполненных войнами тысячелетий разделяют крайние точки сериала (и легендарных полководцев: Александра Македонского и Наполеона Бонапарта), но так ли сильно различаются сами игры? Ответ очевиден, что, однако, не означает, будто The Creative Assembly стоит на месте. Эволюция здесь важнее революции. В первой части мультиплеер был необязательным довеском к «синглу». Shogun 2 уже трудно представить без азартных сетевых баталий.

Путь воина

Бессмысленные потасовки со случайными соперниками остались в прошлом. На первом плане — режим «Avatar’s Conquest», диковинный гибрид RPG и стратегии. Теперь мы не просто меряемся звездами и достижениями, а постепенно оккупируем Японский архипелаг. Схема незатейлива: передвигаем фишку-армию на соседний участок, сражаемся (игра автоматически ищет подходящего спарринг-партнера), получаем приз. Захваченные провинции добавляют в арсенал новые возможности. В распоряжении молодого генерала лишь базовые юниты; чтобы открыть доступ к продвинутым войскам, необходимо расширить свою сферу влияния. Одна школа мечников позволит нанимать асигару, две – самураев с катанами, три – воинов с нодати, четыре – кэнсая со свитой. То же самое — со стрелками, копейщиками и т. д. Сложность в том, что однотипные здания расположены на приличном расстоянии друг от друга. Дабы убедить лучших бойцов маршировать под вашими знаменами, придется совершить немало кровавых подвигов.

«Пустые» регионы тоже приносят пользу, пополняя обширную коллекцию «перков» (перед битвой можно выбрать нужные). Опытный офицер подбодрит, европейский специалист научит правильно целиться, кузнец снабдит крепкими доспехами… Невидимые помощники увеличивают наши шансы, но есть и те, без кого в определенных обстоятельствах вообще не обойтись – например, для тяжелой (во всех смыслах) артиллерии требуется запряженная быками телега. Любите действовать «от противного»? Shogun 2 предлагает массу способов напакостить оппоненту: испортить порох, напоить лучников дрянным саке, приманить стаю воронья (их мерзкое карканье напомнит солдатам о смерти).

За некоторые «карточки» предстоит побороться. Бывает, что игра награждает частью доспеха; соберете комплект – «перк» сработает. Кроме того, разноцветные железки можно нацепить на «аватара», хотя, учитывая масштаб, сомневаюсь, что на это обратят внимание. Гораздо важнее следить за «внутренним миром». Накапливая опыт, мы открываем ветви на дереве развития. Есть три основных направления: лидерство, стрельба и рукопашный бой. Отдать чему-то предпочтение нелегко. Во время обороны лук незаменим, но когда враг уже внутри крепости, а подчиненные в испуге бросают оружие, понимаешь, что были пути и поинтереснее. В любом случае, халявы не ждите – бывалый генерал дороже новичка.

Рядовые головорезы не отстают. После схватки особо отличившийся отряд получает статус ветерана – в дальнейшем он будет «качаться» и понемногу улучшать характеристики. Вместе с уровнем растет и цена. Поначалу разница минимальна, однако рано или поздно нас заставят выбирать между количеством и качеством. Скорость, выносливость, броня, наносимые повреждения, боезапас – при желании все поддается корректировке. Дополнительные бонусы предусмотрены для игроков, состоящих в кланах. Вступить в один из них довольно просто, ведь любая существующая Steam-группа – потенциальный клан. Тот из ее членов, кто первым превратит виртуальное сообщество в грозную боевую единицу, устанавливает специализацию: меч, лук, копье или езда на лошади. В зависимости от принятого решения юниты приобретут те или иные «элитные» умения.

На острие

Яркие и напряженные битвы увлекают не на шутку. Shogun 2 не пытается утопить в болоте из цифр и столбиков – роль каждого бойца понятна сразу. Копейщики отпугивают кавалерию, лучники расстреливают «близоруких» аркебузиров, те, в свою очередь, смертельны для тяжелой пехоты. Да, это старая формула «камень-ножницы-бумага», вот только вариантов на порядок больше. Тактика ни в коем разе не примитивная, правильнее назвать ее логичной. Анализируя собственные успехи и провалы, нетрудно заметить ошибки. Пожалуй, главный недостаток такой системы – излишняя предсказуемость. Иногда достаточно изучить составы армий, и все становится ясно.

Лично меня поразил штурм крепости. Десять лет понадобилось The Creative Assembly, чтобы отшлифовать режим, но ожидание стоило того. Соотношение сил идеально, мыслей о несправедливом преимуществе противника (чем грешила Empire) нет и в помине. Сложная планировка с несколькими рядами стен вынуждает активно шевелить извилинами. Стационарная оборона обречена — необходимо менять позиции, регулярно контратаковать, связывать врага боем. Но и движение не панацея! Когда отряд бежит, он не стреляет. Заигравшись с маневрами, вы зря вымотаете солдат и потеряете инициативу.

Постепенно начинаешь различать малейшие нюансы. Засевшие в укреплениях аркебузиры способны отбить лобовую атаку, потому зачастую победителя определяет дуэль лучников (прицельная дальность лука выше). Если нападающие, пусть и ненадолго, очистят стены, участь защитников предрешена – их попросту задавят числом. Или не задавят? Игра с человеком тем и хороша — нельзя знать заранее, что именно он предпримет. Кто-то захватит башню и будет терпеливо ждать, пока у находящегося под постоянным обстрелом соперника сдадут нервы, кто-то попробует проскочить через ворота, кто-то поставит на артиллерию. Не бойтесь бомбежки – отвратительная точность и малое количество снарядов превращают ее в чисто психологическую меру воздействия. Самоубийственные вылазки ни к чему не приведут. Как показала практика, верный ход — не спешить и следить за развитием событий.

«Пуристы» предпочтут прогулки среди петляющих речушек, живописных холмов и густых лесов. Здесь, кстати, тоже есть своя «артиллерия»; в отличие от неповоротливых пушек и баллист, ракетчики могут свободно перемещаться по пересеченной местности, а их оружие прекрасно подходит для больших толп. Если противник не хочет атаковать, не торопитесь брать «почетную» обязанность на себя. Приберите к рукам контрольные точки – как и в King Arthur, они приносят неплохие дивиденды (алтарь повышает боевой дух, стрельбище пополняет боезапас и т. п.). Это нововведение провоцирует игроков на скорейший контакт, но в итоге все решает тактика. Полководцу, который накануне генерального сражения делит армию, уже ничто не поможет.

А вот массовые увеселения совершенно не впечатлили. Возможность устроить грандиозное побоище 4х4 выглядит привлекательно лишь в теории. На деле же: хаос, отсутствие взаимодействия, проклятия в адрес несчастных «нубов». Конечно, когда у вас умелая и слаженная команда, и вам противостоит другая умелая и слаженная команда… Мечтать не вредно! Мультиплеерные кампании, формально дебютировавшие в Napoleon, увлекут даже меньше людей – борьба за «кресло» сёгуна грозит растянуться на недели. Что до морских баталий, то мое мнение не изменилось. Колорит бьет через край, да только после Empire скучновато (и народу почти никого).

Такая прекрасная война

Гениям все сходит с рук. Можно придираться к мелочам, стонать по поводу патчей, которые никогда не выходят вовремя, или ругать мнимый дисбаланс, но одна непреложная истина перекрывает любые доводы: каждая последующая игра хоть в чем-то лучше предыдущей (пару лет назад казавшейся идеалом). В Shogun 2 The Creative Assembly опять удалось прыгнуть выше головы – такого мультиплеера мы еще не нюхали. Страшно представить, чем удивит сиквел Rome.