Светлая тема

Рецензия на игру Toy Soldiers

Первая мировая война никогда не была излюбленной темой разработчиков RTS. Быть может, пренебрежение вызвано значительным превосходством оборонительного оружия над наступательным, которое сложилось к началу конфликта 1914-1918 годов. Основными силами атаки оставались пехота и кавалерия (первобытные танки и аэропланы не в счет), в то время как в обороне уже активно использовали, например, пулеметы и ядовитый газ. Это приводило к множественным «позиционным тупикам», малоинтересным игровому сообществу. Естественно, Вторая мировая наряду с воображаемыми битвами зергов/протоссов/орков/имперцев — куда более благодатная почва. Пока речь не заходит о подвиде Tower Defense.

Артиллеристы, кайзер дал приказ

Этим и воспользовалась Signal Studios. Теперь мы можем проявить себя мастерами фортификации на еще не заезженных театрах «империалистической войны» — в сражениях на Сомме и Ипре, при Пашендале и Вердене, и других. Побеждать, не нападая. Даром что армии англичан и немцев — игрушки из коллекционного набора, почти как в серии Army Men. Избрав игрушечную стилистику, авторы прикончили сразу двух зайцев: загодя избавились от претензий к достоверности и реализму (хотя во всех операциях указаны дата и место) и сделали Toy Soldiers семейной, подходящей детям и родителям.

На первый взгляд, перед нами классический представитель TD. Импровизированная арена выстроена посреди детской, библиотеки или гостиной. Солдатики, кавалеристы, самолеты, заводная бронетехника и прочие чудеса инженерной мысли (иногда очень смешные, будто бы вдохновленные «Флинстоунами») прут сквозь укрепрайон к нашему сундуку. Набилось туда, скажем, 20 юнитов — плохо дело. За убитых врагов платят деньги, за дополнительные задания дают призы — колоритные сувениры из солдатского вещмешка. Разве что картинка необычайно хороша для проектов подобного рода: анимация прекрасна, антуражи полностью разрушаемы, взрывы эффектно рыхлят и выжигают землю.

А вот дальше стереотипы начинают трещать по швам. Неприятельские полки не просто мирно бредут по тропинке, словно агнцы на заклание, но и обстреливают наши позиции, а зачастую располагают собственным артиллерийским парком. А какой-нибудь гигантский «Царь-танк» или бронепоезд вообще способен одним наездом перемолоть все пушки в пластиковую кашу. Поэтому свои турели нужно не только модернизировать, но и вовремя чинить, не забывая также отвоевывать высоты у врага — в схватках с «боссами» от этого нередко зависит благоприятный исход.

Еще одно новшество — перспектива (скорее, даже необходимость) личного участия в бою, к чему стратеги наверняка не слишком привычны. По желанию можно взять на себя управление любой гаубицей, пулеметом, огнеметом, минометом или распылителем газа. Либо, как вариант, взглянуть на происходящее глазами снайпера на вышке через забрызганный грязью оптический прицел. Интересная находка — режим Shell Cam. Камера следует за выпущенным снарядом, пока мы корректируем его скорость и направление в slo-mo. Не самая ценная функция, но забавная. А специально для энтузиастов придумана сумасшедшая сложность «Elite», где ничего не стреляет само по себе.

Наконец, рядом с базой обычно стоят танки и «кукурузники». Забравшись в них, можно попробовать нанести упреждающий удар по наступающей армии или помочь своим «башням» раздолбать надоедливую мортиру противника. Ассортимент доступной техники невелик, но для выполнения особо важных боевых задач хватает.

Пожалуй, единственный серьезный недостаток — скудный набор турелей. По 5 штук на рейхсвер и британцев плюс заграждение из колючей проволоки — маловато, даже с учетом апгрейдов. Где-то Signal Studios можно понять — хоть Toy Soldiers и не стремится к скрупулезной исторической точности, лазеры и орбитальные удары здесь смотрелись бы дико. От минимализма страдает и мультиплеер. Split-screen весьма кстати, но многопользовательских карт почему-то тоже пять, а видов наступательных войск на матч — и того меньше.

* * *

И все же Toy Soldiers — отличная новинка в коллекции Xbox Live Arcade. Превосходная графика, завораживающие старинные мелодии и смелые идеи — такого не смог бы выдать и редактор карт от Blizzard.