На первый взгляд, TrackMania нечем поразить рядового любителя гоночных аркад. Контактная борьба, зрелищные аварии, красивые машины и азартные заезды остались за бортом. Внутри — лишь однообразные виды, мертвые петли с трамплинами и таймер в качестве главного соперника. Но достаточно один раз попробовать, и убегающие секунды станут преследовать вас во сне, а редактор трасс выдернет из жизни не хуже зубодробительных мостостроительных симуляторов.
Раз прыжок, два прыжок
Акробатика — двигатель TrackMania. Хитроумные треки переполнены слепыми поворотами, коварными ускорителями, головокружительными подъемами и опасными спусками. Правда, в отличие от древней Stunts, здесь практически нет конкурентов, так что состязаться приходится исключительно с фантазией дизайнеров и временем.
Все этапы в TM разбиты на, условно говоря, «тематические» серии — по типу машин и ландшафта. Зимой на дорогу выезжает джип, по скалисто-пустынным пейзажам колесит обычная «легковушка», а по раллийным грунтовым маршрутам и мокрому асфальту, в окружении зеленых насаждений и стен какого-то замка, гоняет аналог «Фокуса». На каждом этапе, в зависимости от показанного результата, можно заработать медаль — бронзу, серебро или золото. Дальше без них, конечно же, не пустят. А чем выше серия, тем более замысловатым становится путь, причем подвохи нередко кроются у самого финиша.
Другой режим, «Puzzles», почти идентичен «гоночному», но требует небольших конструкторских навыков — перед гонкой придется осмысленно достроить трек, подставляя доступные фрагменты. К сожалению, в целом разработчики ничего труднопроходимого не придумали, оставив место для творчества фанатов.
Подход верный, ибо TrackMania — идеальный community-проект, который игроки с воображением полюбят за один только редактор. Правда, тут не обошлось без доли экстравагантности — элементы «уровня» покупаются за монеты, поступающие на счет в довесок к медалям. Трудностей с финансами в моем случае не наблюдалось, но вообще подобная идея не впечатляет.
Бесплатный мини-аддон PowerUp! добавил в игру еще одну забаву — гонки на вылет, состоящие из 18 заездов, по 6 в каждой из трех локаций. Выбирать можно из двух вариантов, остальные открываются по мере прохождения. Сложность, разумеется, постепенно возрастает. Если прийти к финишу первым, пару этапов разрешат пропустить (подспорье для тех, кто, например, не очень любит раллийные участки). Последняя, четвертая позиция означает принудительное завершение турнира.
Ну, а поскольку в TM львиную долю внимания отбирает аккуратное вождение, противники… неосязаемы. Вместе с нами за победой охотятся три призрака, поэтому заботиться о мудреных маневрах, обгонах и сохранности авто (от постоянных падений у него начинают отваливаться капот, багажник и двери, но до полного крушения дело не доходит) не нужно. По сути, получается все та же гонка на время.
По-простому
TrackMania не относится к играм, выставляющим напоказ блестящую обертку, но это вовсе не значит, что она некрасива. Симпатичные машинки, изобилие камер, массивные конструкции, порой, кажется, возносящиеся под небеса — просто, со вкусом и практически нетребовательно к ресурсам компьютера. Лучше всего дизайнерам удались раллийные трассы — много зелени, неплохой мокрый асфальт и отличная вода (нырять в водоемы не рекомендуется — в том числе и из эстетических соображений). Хотя рано или поздно преобладание белого, коричневого или зеленого на экране все-таки надоедает.
Приятно, что разработчики подумали не только о тех игроках, которые, быстро пройдя одиночную часть, возьмутся за создание и распространение собственных творений. Мультиплеер незамысловат — в списке режимов лишь матчи (серии из заездов) и рекорды скорости, но зато кроме игры по сети и через Интернет можно устроить веселые состязания в дружеской компании. Восьмиместный «hot seat» позволяет.
Резюме
Даже будучи однообразной и не очень длинной, TM невероятно притягательна — многочисленные фанатские сайты тому подтверждение (см. TrackMania Exchange). Надеемся, у разработчиков еще навалом идей. Следующая TrackMania должна стать орденоносной.