- Главная/
- Игры/
- Транспортный олигарх/
- Рецензия
В который уже раз разработчики пытаются возродить старую идею совершенного «транспортного магната» — того самого Transport Tycoon, за которым поклонники жанра просиживали недели и месяцы, соединяя разбросанные по разным краям карты промышленные предприятия и города. Особенно эту тему любит JoWooD…
Что нового?
Логичный вопрос. Тем более что Transport Tycoon стукнуло уже 10 лет. Во-первых, изменилась графика: больше цветов, больше разрешение. Добротная классическая изометрия в TG вылизана почти до идеального состояния. На взгляд человека, который так и не смог освоить Railroad Tycoon 3, — то, что надо. Нарисовано все с немецкой старательностью, со вниманием к мелочам. Только топорная анимация сооружений портит общее впечатление. Их несколько сотен, и художников можно понять. То же самое вы могли видеть в других играх от JoWooD: Industry Giant и Traffic Giant. Полная преемственность стиля.
Такую графику хорошо дополняла бы достойная озвучка. К сожалению, все средства передвижения безмолвны, и лишь на остановках они победными фанфарами оповещают нас о выполнении священной FedEx-миссии. Стоят в тишине и промышленные предприятия, в огромном количестве клепающие стальные болванки, лакокрасочные изделия, автомобильное топливо, мебель и еще более 60 (!) разных наименований товаров.
Именно разнообразие этого немногозвучного мира, который украшают живенькие, но ненавязчивые музыкальные композиции, поражает в первую очередь. С таким количеством видов промышленных цепочек, наверное, мечтал работать сам Фрэнк Каупервуд. Благо, в игре хватает и поездов, и грузовиков, и самолетов… Есть даже экзотика вроде аэростата. И более 100 лет истории транспорта. При этом все увязано в абсолютно логичную систему — знаменитый «дойче орднунг» проявился и здесь. Количественные показатели пребывают на недосягаемой высоте. Глаза разбегаются.
Экипаж желает вам приятного пролета
«Славно! — воскликнут фанаты Transport Tycoon. — TT с новой графикой мы и ждали все эти годы!» Увы. Тотальный дисбаланс неприятно портит игру. Ни один вид транспорта по прибыльности не может сравниться с поездами. Ничто не окупается за 3-4 рейса, кроме грамотной железнодорожной магистрали. Все остальные виды, когда их не навязывают сценарные ограничения, с экономической точки зрения бессмысленны. Машинки, самолеты и суда нарисованы очень красиво, но для финансового успеха они вредны.
Типичный игровой сценарий длится каких-то 15-20 лет, и на сложности выше «Easy» все же требует экономической эффективности. Позволить себе пару портов или аэродромов можно лишь под конец — потешить самолюбие. Поэтому-то в рецензии на Transport Giant тяжело вспоминать легендарный комплексный Transport Tycoon, где хорошую прибыль приносили и суда, и самолеты, и куча ползающих по городу автобусов. В TG, кстати, внутригородских перевозок вообще нет.
Transport Giant — конкурент прежде всего Railroad Tycoon 2. И этой замечательной специализированной игре пятилетней давности он проигрывает по многим показателям.
В глаза сразу бросается довольно громоздкое управление. Множество видов транспорта и традиционная нелюбовь JoWooD к двойному клику приводят к тому, что для выполнения любого действия приходится активно шевелить мышкой. С этим можно было бы смириться, если бы игра предоставляла море возможностей. Но по сравнению с Railroad Tycoon 2 их очень мало. В TG нет рельефа, одна лишь плоская равнина с непроходимыми горами и озерами. Над конфигурацией магистрали думать не надо. Нет скорых поездов, а для самых важных требуется отдельная колея, иначе их будет упорно тормозить состав с 40 вагонами угля (длинные составы — отличительная особенность TG).
Нельзя указать маршрут следования по трассе с помощью навигационных точек, из-за чего заставить AI поехать от А до Б по левому пути вместо правого бывает невероятно сложно. А пару навороченных железнодорожных узлов, которые я считал верхом инженерной смекалки, TG и вовсе отказался понимать: станции не соединены, вы только что выкинули на ветер 20 миллионов… Прикупить в собственность собранные в индустриальную машину предприятия не дают, так что всех денег не заработаешь.
Конечно, к управлению можно привыкнуть, а инженерный пыл поумерить. Займемся делом: для начала осмотрим глобальную карту и разберемся, что куда везти. Вспомните RT2 — как удобно было выделить ресурс и посмотреть, где его производят и где потребляют. В TG фильтры к карте не прилагаются, придется проштудировать список предприятий и щелкнуть по каждому, дабы увидеть, где оно находится, запомнить и затем подыскать ему пару. Учитывая, что производственные цепочки у JoWooD весьма длинные (поклонники Industry Giant дружно кивнули), операция на первых порах превращается в мучение. Пока не выучишь, как выглядят конкретные предприятия, искать перспективные направления развития приходится методом тыка. Обычно пристраивать пути можно только к уже существующей инфраструктуре, поэтому если вы не угадали на старте сценария, смело начинайте сначала.
Провести вечер в хорошей кампании
Итак, потратив на TG вечер, вы освоились, набили шишек о подводные камни и все-таки решили играть дальше, потому что все красиво и логично? Тогда вас ждут две кампании и «песочница» под названием «Endless game». Первая кампания в США — по большей части разминочная, ознакомительная. Вторая — в Европе — действительно сложная. В каждой — по десятку заданий. Вроде бы немало, но все они похожи друг на друга: заработайте столько-то денег, соедините населенные пункты в разных углах карты, доставьте грузы на стройку века. Сами кампании линейные, дополнительных заданий нет, «бронзовых медалей», в RT2 заставлявших проходить карту снова и снова, требуя не снисхождения, а триумфа, — тоже. Никакого сравнения с блестящими оригинальными миссиями RT2 (и особенно RT2: The Second Century). До сих пор вспоминаете, как организовывали предвыборную кампанию президента Рузвельта и защищали родину от фашистских захватчиков? Такого не будет — TG гораздо более приземлен.
Сценарии отсутствуют. Карт много, однако все они предназначены для «бесконечной игры», в которой из настроек — сложность (читай: рентабельность перевозок) да количество оппонентов. Последнее вообще ни на что не влияет, так как местный АI — не конкурент человеку. К тому же индустриальный «клондайк» есть почти на всех картах, а они лишены функции случайного распределения заводов и потому быстро нагоняют скуку.
* * *
Добротный, логичный, невыдающийся «транспортный магнат», претендующий на комплексный подход, но щеголяющий лишь большим уклоном в конструирование железных дорог. Если вам надоели RT2 и RT3, а в паровозики вы еще не наигрались — добро пожаловать. Мне же кажется, что для оживления игры столь прагматичного жанра нужен гений уровня Криса Сойера (Chris Sawyer) или Сида Мейера (Sid Meyer). Хотя скоротать за Transport Giant месяц до выхода Locomotion можно.
P.S. На днях вышел патч, обновляющий TG до версии 1.2. Главные достижения: введена система сигналов для поездов, помогающая «разруливать» сложные развязки, исправлена ошибка «станции не соединены». Играть стало удобнее, но ничуть не веселее.