Светлая тема

Рецензия на игру TRAUMA

Trauma — порождение игрового артхауса. Там, где иные разработчики сулят мимолетные приземленные развлечения, творцы от «инди» с одухотворенным лицом толкают речи про «экспириенс» и глубокий смысл, обделяя вниманием увлекательность. Здесь — типичный случай. Причем есть и еще повод использовать в отношении Trauma киношный термин — ее прохождение займет не больше времени, чем в среднем уходит на просмотр одного фильма.

Hidden photos

Экспериментатор Кристиан Мажевски (Krystian Majewski) спустя 3 года работы выдал безумную вариацию «hidden objects», где мы исследуем фотографии в поисках фотографий. И результат поначалу впечатляет. Долой стандартный набор экранов! Вооружившись цифровой камерой и штативом, автор вдоволь пощелкал затвором на ночных улицах, а затем склеил кадры воедино (источник вдохновения — технологические демо Microsoft Photosynth). В трехмерных коллажах он реконструировал четыре кусочка окружающего мира, ставших аренами для медитативного самокопания страдающей эскапистки…

…Про которую известно только, что она угодила в автомобильную аварию. Имя, возраст, биографию пациентки скрывает завеса тайны, и от окончательного обезличивания ее спасает лишь голос — тихий, спокойный, слегка гнусавый. Собственно, сюжет Trauma на этом заканчивается, а потому игрокам, считающим, что приключение немыслимо без «неожиданных поворотов» и «шокирующих откровений», гулять по безлюдным закоулкам будет невообразимо скучно. Зато ценителей высокого искусства порадует обилие тонких и толстых метафор – из них почти полностью состоят грезы травмированной девушки.

Все четыре взаимосвязанных сна, представляющие собой отдельные локации, доступны для посещения в произвольном порядке. Цель везде одинакова — разблокировать каждую из концовок и собрать коллекцию полароидных снимков, фрагментов прошлого, расклеенных по стенам и столбам. Эти выцветшие изображения дают крупицы сведений о жертве автокатастрофы, хотя в целом ей так и суждено остаться туманным, размазанным пятном без ярких характеристик. Часть картинок и вовсе не что иное, как описания специальных команд-жестов — чтобы совершить действие, надо начертить мышкой огненную фигуру. Знаков, правда, мало. «Тургор» самодовольно ухмыляется в сторонке.

Сложность стремится к нулю. Пиксель-хантинг бесхитростен, поскольку активные зоны полыхают белым светом — не промажете. Жесты применимы к строго определенным типам объектов, и «мишени» видны издалека. Дабы облегчить поиск оставшихся «фоток», после открытия всех вариантов завершения главы вас наградят подсказками, работающими по принципу «теплее/холоднее». Пробежать от вступительного ролика до эпилога можно вообще за считанные минуты, если глаз намётан. Trauma никого не принуждает устраивать охоту на снимки, но старательные сыщики получат приз — расширенную версию финальной заставки.

Психоанализ по касательной

В построенном на символизме скоротечном путешествии есть своя, особая красота. Съемка с длинной выдержкой позволила преобразить реальность: вот вдоль тротуара тянется белесый червяк-человек, там и сям мелькают призрачные силуэты. Стоит нарисовать в нужном месте извилистую линию, и происходят чудеса. Небоскреб затягивает в воронку в небе. Из деревянного ящика выпархивают огромные кровяные тельца. Дом лопается, как шарик… Поэзия.

Качество фотографий оставляет желать лучшего, но сильнее страдают уши. Сущее мучение — разглядывать навеки застывшие городские пейзажи под надоедливое скрежетание из динамиков (музыкальное оформление меню не в счет). Зато ровный бубнёж спящей девицы действует умиротворяюще, словно она заглядывает через плечо и вместе с вами удивляется тому, что там показывают. Беда в другом — эпизоды надо проходить многократно, и заученные наизусть реплики звучат снова, и снова, и снова. Внезапно наваливается тоска… Tale of Tales в The Path всякий раз предлагала взглянуть на таинственный лес под иным углом. Даже The Graveyard была не чужда хаотичности — едва переставлявшая ноги старушка вела незримую борьбу со смертью. Крохотная и тесная Trauma тонет в рутине.

Содержание не в силах компенсировать эти ошибки. Мажевски хотел донести до аудитории нечто серьезное и важное, да не закончил мысль. Trauma не столько рассказывает, сколько упоминает вскользь о душевных тяготах, о тщетности погони за родительским признанием, о необходимости самостоятельно принимать решения и выходить за пределы навязываемых извне рамок. Героиня, свернув с проторенной тропы, кромсает заросли и сетует: «Этот путь такой же длинный, только по нему еще и шагать труднее». Однако — и это воистину достойно сожаления — разрозненные образы в итоге не складываются в мозаику. Чувствуешь себя ребенком, который распаковал сюрприз на день рождения и обнаружил, что обёрточная бумага — и есть подарок.

* * *

Взрослая тема, оригинальная «оболочка», невнятное повествование и повтор на повторе. В Trauma заложены зёрна мудрости, но вялая реализация бетонным покрытием легла на них и не дала прорасти. Выпадет свободный вечер — зайдите сюда и попробуйте бесплатную версию. Не забудьте поставить рядом секундомер — засечь, на сколько вас хватит.