- Главная/
- Игры/
- Turok: Evolution/
- Рецензия
Порой хочется забыть об идеях согласия и примирения и поделить все игры на два непересекающихся множества: консольные и компьютерные. Сериал Turok настолько прижился на приставках, что лучше бы ему и оставаться на исторической родине. Но в этом сезоне, похоже, принято портировать на PC каждый FPS, на какой бы платформе он ни вышел. Слушаем.
Кровь и насилие
Считается, что трэш — тоже искусство. Компьютерный Turok: Evolution, который нам приходится рассматривать в отрыве от предыдущих частей (Turok 2: Seeds of Evil не в счет, слишком стар), словно кричит о своей принадлежности к племени дешевых развлечений. Но если Warhammer 40k: Fire Warrior или Mace Griffin Bounty Hunter пытаются сделать вид, что они «нормальные», то Turok, наоборот, гордится низким происхождением. Уважения достойна сама идея сделать шутер «про индейца с томагавком» — разработчику со здоровой психикой подобное никогда не придет в голову. В игру намешали все, что плохо лежало, — динозавров, гигантских ящериц, лук с оптическим прицелом, огнестрельное оружие, энергетические винтовки, футуристические базы, первобытные джунгли, разлетающиеся на куски головы и хлещущую из умирающих противников темно-красную кровищу. Проект до такой степени безумен, что отсутствие всякого стиля само становится стилем. Да, это Turok.
Если бы Evolution разрабатывали исключительно для PC, ориентируясь на современные стандарты жанра FPS, он лишился бы львиной доли своего очарования. К ящерицам и динозаврам подходят только по-консольному короткие и примитивные уровни. Открыть дверь, нажав на две кнопки, — задача, достойная настоящего индейца. Прогулка по 200-метровой кишке, на стенках которой нарисованы джунгли, а на потолке намалевано голубое небо, — еще одна отличная идея. Трэшовостью отдает даже от модных сейчас stealth-миссий. Все противники — и динозавры, и ящерицы — замечают Турка метров за десять, никак не реагируют на хрип умирающих товарищей и игнорируют бьющие из их тел фонтаны крови. Ночью в спящем лагере можно спокойно использовать стрелы с взрывчаткой — никто и не подумает поднять тревогу. Случись такое, например, в Chaser, несчастную игру съели бы живьем. Здесь же все несуразности так гармонично дополняют друг друга, что не получить утонченное наслаждение, сравнимое лишь с просмотром «The Toxic Avenger III: The Last Temptation of Toxie», довольно трудно. Кстати, знаете, что делают пораженные отравленными стрелами человекообразные ящерицы? Хватаются за живот и начинают самым натуральным образом блевать, извергая на свет мерзкую коричнево-зеленую жижу. Красота. И такое надо уметь ценить.
Более приземленные вещи
Postal 2 — это скорее стеб ради стеба. А Turok — стеб, делающий серьезное лицо и выдающий себя за наследника (некогда) популярной консольной серии. Заморские сайты соответствующей тематики в один голос восторгаются отсутствием тумана в проекте Acclaim, ведь все прошлые похождения легендарного воина страдали от ограниченной глубины прорисовки. На PC же пресловутый туман можно увидеть разве что в Morrowind. Turok (хоть и Evolution) тягаться с ним не в состоянии. Из-за того, что уродливые пейзажи проявились во всей красе, хочется огорчаться, а не радоваться. Текстуры кошмарны, модели ощетинились полигонами, вода и небо безобразны, ИИ отсутствует, налепленная на край уровня картинка «горы в дали» размыта и неубедительна, уровни полностью линейны… Любимая забава дизайнеров — заставить игрока заниматься акробатическими упражнениями без права на ошибку. До установки патча мы не могли попасть в меню настроек управления. После, конечно, получилось. А там — возможность использовать в качестве контроллера геймпад. Ух ты.
Если бы в процессе игры не приходилось совершать над собой насилие, Turok потерял бы часть особого шарма. С шутерными этапами удается справиться, получая от этого некоторое удовольствие, но гораздо более интересна вторая составляющая. Полеты на реактивном птеродактиле, оснащенном двумя пулеметами и самонаводящимися ракетами, — уникальное добавление, которое и эволюционировало в Turok с прошлой серии, — становятся убийственно сложными уже на втором уровне. Нас постоянно запихивают в узкие тоннели, а контакт со стенами, между прочим, приводит к тому, что птичку… разумеется, разрывает на куски. Воспарить в небеса тоже нельзя — импровизированный самолет бьется о невидимый потолок, резко меняет направление и успевает найти себе подходящую стену еще до того, как камера примет удобоваримое положение. Управление подобрано донельзя странно, используются одновременно и клавиатура, и мышь, что создает определенные проблемы. На многих этапах приходится закладывать резкие виражи, в результате чего камера отстает от крылатого индейца и путается в различных препятствиях, которые персонаж уже успел облететь. Как следствие, приходится часто умирать не по своей вине и начинать заново. «Летучие» карты очень утомительны и вызывают желание немедленно послать все подальше. Но иначе какой же это трэш?
В принципе, в игре можно отыскать кое-какие достоинства, однако для их подсчета хватит пальцев одной руки. Во-первых, необычно смотрится лук; тетиву нужно сначала несколько секунд натягивать и только потом отпускать (все остальное оружие, к слову, вообще не нуждается в какой-либо перезарядке). Во-вторых, приятен кровавый стиль, куда менее мрачный и значительно более мерзкий, чем разлетающиеся в разные стороны конечности в Soldier of Fortune или фабрика по переработке людей в Quake 2. Вот, собственно, и все.
* * *
На трэшевость намекает даже название. Turok: Evolution, эволюция проекта, начальных частей которого все равно никто не видел. Все элементы реализованы из рук вон плохо и без всякой претензии, но в результате игра смотрится удивительно цельным продуктом со своей индивидуальной атмосферой. Если проматывать «полетные» уровни читом «sellout», играть можно. Извращенное удовольствие гарантировано.