Светлая тема

Рецензия на игру Tycoon City: New York

Градостроительные симуляторы — жанр, что называется, на любителя. Мало кто захочет погружаться в серьезные экономические и социальные заботы, стараясь построить город своей мечты на экране монитора. К тому же на это обычно уходит немало времени и терпения, а такие хиты, как SimCity 4 и ее аддон Rush Hour, порой даже используют в качестве обучающих программ для студентов и сотрудников муниципалитетов.

Поэтому некоторые начинающие виртуальные градоначальники, пытаясь освоить премудрости специальности и набив изрядные шишки, навеки расстаются с переусложненными моделями урбанистической реальности. Компания Deep Red Games, на чьем счету — Beach Life и горстка экономических стратегий ростом пониже, решила не терять покупателей из-за подобных мелочей и предложила свежую версию. Срезаем занудный микроменеджмент до одной чайной ложки, вливаем тройную порцию графических красот, добавляем продвинутую внешнюю камеру и густозаселенные кварталы Нью-Йорка, украшаем их уличным шумом и голосами «столицы мира». Думаете, не сработает?

Песочница

Главное отличие TCNY от той же SimCity — нам предстоит не сооружать населенные пункты «с нуля», планируя буквально все, а обустроить 12 районов, размещая необходимые структуры на свободной земле. Игроку отводится роль рядового предпринимателя, который возводит жилые, торговые, развлекательные и другие здания, руководствуясь выгодой. Здесь не бывает природных и бытовых катаклизмов, не нападают злобные террористы, а о бандах Нью-Йорка аборигены узнают в предоставленных им кинотеатрах. Единственное исключение из области фантастики — стройка проходит на Манхэттене. Общее благолепие немного нарушают соперники, не упускающие шанса обосноваться в привлекательных точках.

Жителям небезызвестного уголка «Big Apple» свойственны ощутимые различия, помимо прочего обеспечивающие разнообразие застройки и оформления. В Гринвич-Виллидж живут преимущественно студенты, в Сохо обитают представители творческих профессий, названия Harlem, Central Park, Chinatown и Little Italy говорят сами за себя, да и остальные районы незнакомы лишь уникумам, избегающим ТВ и продукции Голливуда. Соответственно, первостепенная задача заключается в правильном выборе и расстановке подведомственных построек. Режимов всего два: кампания с последовательной сменой локаций и переносом достижений в следующий этап и «Sandbox» — там все доступно с самого начала. Уровней сложности нет, вероятно, потому, что нет и сложности как таковой. Вполне достаточно житейской логики, здравого смысла и внимания к окружающим.

Очевидно, что дорогой ресторан возле общаги непопулярен, а владельцы роскошных апартаментов упорно игнорируют дешевый бар. И все же на случай экстремально низкого интеллекта игрока авторы добавили удобную вспомогательную «фишку». Пока мы прикидываем, куда воткнуть новинку, таская ее туда-сюда, жилые дома окрашиваются в цвета от зеленого до красного. Первый означает востребованность планируемого сервиса и сулит хорошую прибыль, второй гарантирует полный провал и отрицательный баланс. Для подробного анализа нужд населения организована панель с кучей фильтров, но благодаря вышеупомянутой цветовой индикации в нее можно вообще не заглядывать и, тем не менее, преуспевать.

Кроме того, щелкнув мышкой на горожанах, мы получаем исчерпывающие сведения об их возрасте, основном роде деятельности и степени удовлетворенности жизнью в целом и ее аспектами в частности. Так, если двадцатый подряд туземец, отловленный на одном и том же перекрестке, изнывает от желания посетить зоомагазин — ничего не поделаешь, придется отдать место рыбкам и птичкам. Убыточные предприятия разрешено продавать, а особо лакомые постройки конкурентов — перекупать по дикой цене. Расходы на содержание отсутствуют в принципе, а с ними отпадает и солидный кусок экономической модели.

Прочие детали интерфейса отличаются продуманностью и комфортом. В правом верхнем углу расположено окошко с картинкой, милой сердцам акул капитализма: постоянно растущим банковским счетом. Там же — данные по числу населения/доступным апгрейдам и дата (действие начинается в 2005 году). В левом нижнем углу — пиктограммы, открывающие ключевой список заданий, карту, различные сводки, плюс топ-10 самых крутых «Дональдов Трампов». Другие кнопки посвящены новостному каналу и дополнительным опциям.

Самодеятельность в кампании допустима, но на нее банально не хватает денег. Зачастую доходы жадно съедает очередное задание. Обычно никаких ограничений по времени не существует: многие поручения (и новые возможности) появляются после нажатия соответствующей кнопки. Но есть и дела, которые надо успеть выполнить до определенной даты; например, сдвинуть парад в честь Хэллоуина нельзя по понятной причине. Помимо текущей «работы» на нас взвалена уйма так называемых призовых миссий, дающих бонусные очки. Последние тратятся на торжественное и, к счастью, бесплатное строительство уникальных зданий — от церквей до статуи Свободы.

Архитектура достоверна, а значит, мегаполис вовсе не претендует на звание города будущего, предоставляя нам в распоряжение строения, порой с юмором именуемые «почти новыми». За вычетом богатых кварталов с впечатляющими небоскребами, ассортимент составляют мрачноватые здания высотой в 3-10 этажей, устанавливаемые впритык. Впрочем, недостатки внешности компенсирует прекрасный набор: 6 видов урбанистических сооружений, куда входит множество вариантов, охватывающих все стороны современной жизни, от деловой до развлекательной. Увлеклись закусочными либо модными бутиками? Не беда. Дружелюбный AI тут же понастроит вокруг жилье с потенциальными потребителями, а любимые забегаловки автоматически объединятся в сеть.

Всякий источник доходов необходимо украшать, и лучше сразу разгуляться на всю незначительную сумму. Вывески, световые табло, рекламные щиты и биллборды, трехмерные инсталляции, деревья, клумбы, скамейки, навесы, зазывалы, фонарики и питьевые автоматы, уличные столики и официантки в кафе — все повышает посещаемость заведения. Главное — не забывать о параметре «красота». Иногда он серьезно влияет на благорасположение посетителей.

При удачном стечении обстоятельств каждые $250 тысяч, заработанные совсем не тяжким трудом, знаменуются публикацией нашего радостного портрета на обложке журнала Time (кстати, можно загрузить собственную фотографию). Пара-тройка заметных свершений — и население начинает узнавать великого бизнесмена или (бизнесвумен) и приветственно махать руками, а местный телеканал нахально врывается в процесс, чтобы сообщить, как невероятно счастливы жители.

Но стратег за клавиатурой не разделяет всеобщего ликования. Он привык с легкостью прокладывать сложнейшие транспортные сети в SimCity 4: Rush Hour и без проблем отправлять излишки продовольствия вечно голодному Цезарю в старенькой Caesar 3. Дороги в «Большом Яблоке» давно проложены, их уже не изменить; нет доступа и к управлению автомобильным трафиком. К тому же мы имеем дело не с типичными для жанра верноподданными работниками, а с уважаемыми покупателями и клиентами. Может, кто-то и требует дань или налоги, катастрофически воздействуя на бюджет, но сюда это не попало. Опытные ценители будут разочарованы, не найдя выхода своему финансовому гению. Зато остальные на вопрос «Что же тогда делать-то?» ответят одним восторженным словом: «Любоваться!».

Огни большого города

Если спуститься с небес и остановиться на тротуаре на высоте человеческого роста, одноклеточный геймплей из жирного минуса превращается в не менее жирный плюс. Более красивой и реалистичной картины современного города сегодня не существует. Тщательно соблюдены масштабы и пропорции; движения прохожих очень разнообразны (задействованы десятки тысяч моделей). Естественно, хочется большей детализации, но много ли мы сами замечаем, шагая по таким же улицам каждый день? Максимум те же размытые силуэты и мельком — рекламную мишуру.

Улицы и парки в TCNY и вправду живые. Смены времен года и погоды нет, только дня и ночи, но какие же это рассветы и закаты! Изготовление скриншотов — полноценная игра в игре, и честно понимая, что для рецензии надо бы снять этапы игрового процесса, все равно стараешься показать исключительно парадные фото лучших закоулков. Парк на закате с танцующими людьми; ярко освещенный солнцем перекресток, на котором пешеходы, экономя минуты, хватаются за телефоны и кому-то звонят; медленно проплывающие автобусы; утро в деловом квартале, позолотившее стены величественных небоскребов… Можно взять [реальные] семечки, сесть на виртуальную лавочку, и провести вечер в сквере — с удлиняющимися тенями, игрой листвы в свете фонарей, дымком от барбекю, первыми звездами и роскошной восходящей Луной.

И пускай официантка с двумя приклеенными к подносу тарелками совершает один и тот же променад к столикам с педантичностью робота. Анимация рано или поздно распадается на стандартные элементы, и при отсутствии глубины геймплея красота быстро приедается. Не важно, что внутри помещений — скромные текстуры и угловатая мебель, а то и хуже. Здесь есть пресловутая атмосфера, и ради нее игре прощается такое количество изъянов, которое могло бы утянуть на дно с десяток других проектов, сделанных «для галочки».

Для души

Tycoon City: New York не учит азам градостроительства, как любая из серий SimCity, она лишь отчасти дублирует развитую систему удовлетворения общественных потребностей, как в Caesar. Вы не найдете ни намека на сложную экономическую модель и чрезмерное внимание к деталям и сможете благополучно играть, не вникая в подробности. Это отличный повод взглянуть на настоящую городскую жизнь и познакомиться с жанром без классических препятствий в виде запутанных меню и охапки непонятных графиков. Что касается идеальных градостроительных симуляторов, то они все-таки живут в ином месте.

P.S. Тем не менее, в нынешнем году поклонники глобальных строек не жалуются. Во втором полугодии авторы TCNY выходят на «битву титанов»: их Heart of Empire: Rome встретится лицом к лицу с долгожданным Caesar 4 от студии Tilted Mill Entertainment, где трудятся многие разработчики предыдущих «Цезарей». Удивительное сходство скриншотов заметно усиливает интригу. И уже в апреле увидит свет City Life…