В нашей редакции бытует традиция: оценивать каждый следующий шутер от фирмы «Бурут» по формуле «рейтинг их предыдущего экшена + пять дополнительных баллов». Kreed получил 40%, аддон Battle for Savitar — 45%. «ВФ», не будем интриговать, вернется домой с «полтинником». Предвзятости в этом нет. Просто воронежские разработчики идут к совершенству неспешно. Крохотными шажками.
Неизвестная ботва
«Восточный фронт» — кустарный «середнячок», экватор между сливным бачком и пьедесталом почета. Как игра он по-прежнему вызывает строго академический интерес. Попытка засчитана, но не стоит добровольно гробить на нее деньги и семь часов свободного времени.
Хотя кого-нибудь наверняка привлечет заманчивая обложка, обещающая блокбастер ААА-класса. Велико же окажется удивление наивных граждан, когда вместо «острого сюжета» их поприветствует древняя байка о суперсолдатах Третьего Рейха. По версии «Бурута», идеальную армию набирали из мертвецов, оживляя тела в специальной адской машинке, а затем накачивая их особым препаратом. Первый, кто отдавал приказ новоиспеченному бойцу, навеки становился его хозяином.
Один из подопытных кроликов — неразговорчивый Карл Штольц. Сражался за Гитлера, умер, воскрес, прямо в лаборатории познакомился с девушкой из Сопротивления, похожей, как и прочие персонажи, на куклу. Хочешь не хочешь, а слово дамы теперь закон: придется воевать на стороне партизан.
В общем, в меру «клюквенная» и, за исключением вороха uber-шаблонов, не лишенная потенциала затравка. Сценаристы решили не развивать ее и ограничились чередой тонких межуровневых прокладок, объясняющих зрителю, в чем смысл перебросок из одной локации в другую. К третьему акту проклевываются неуклюжие намеки на любовь-морковь, но деревянные диалоги, вялая режиссура роликов и фантастически бездарная озвучка (тексты начитывали первокурсники ВГИКа? программисты? прохожие?) давят их на корню. Ну, а скриптовые вставки… о'кей, считайте, что они отсутствуют.
По местам боевой славы
Куда ни глянь, повсюду знакомые пейзажи. Промзона, советского вида НИИ (с расписанием на русском!), ухоженная тюрьма, сухой док, где переодетый в моряка герой непременно саботирует подводную лодку кригсмарины, линия береговых зениток, снова промзона… На рандеву с Главным Зольдатеном, единственным «боссом» в игре, авторы ставят жирную точку. Коварный план СС сорван, Штольц обрел (попахивающее некрофилией, но кому какое дело, любят друг друга — и ладно) счастье, пальцы пользователя тянутся к разделу «Add/Remove Programs», ибо ни бонусы, ни мультиплеер ему не дадут.
Зато тумаков и затрещин отвесят с лихвой. Товарищи, отвечавшие за баланс и ИИ, не потрудились проверить, дышит ли вообще их чадо. Чего уж там заикаться про буржуйские фокус-тесты вроде тех, что устраивали создатели F.E.A.R.! Monolith по праву гордится смышленым спецназом и грамотным расчетом повреждений. А «Бурут» не сможет. Обитатели «ВФ» не умеют преследовать противника, апатично реагируют на гранаты, но до неприличия вертки (гори в аду, Chrome!) и попадают в жертву 99 раз из 100. С произвольной дистанции.
Впрочем, выжить все равно удается. Во-первых, помогает стрелковое оружие — его много, и оно точное. Альтернативная история мира, мать ее. Не важно, за что схватился Карл, — MG42, ППШ-41, «Вальтер», KAR98, STG-44, МP-40, — пуля обязательно поразит цель по ту сторону перекрестья. Иногда встречаются базука и чертовски полезный огнемет, но с ними долго не побалуешься — дефицитные боеприпасы быстро кончаются. Наконец, в рукопашной Штольц достает нож, молниеносно пускает кровь и так же ловко прячет лезвие в карман.
Подспорье номер два — килограммы… нет, тонны аптечек на любом из трех уровней сложности. Изощренный прием: правой рукой нас мутузят, левой — заботливо кормят лекарствами, готовя к следующей стычке. Красные коробочки валяются, словно мусор, а вдобавок каждый третий фашист таскает на поясе белую жестянку с алым крестом.
Злоба и ярость
Физика, несмотря на использование малоизвестного бесплатного движка, выглядит здорово. Многочисленные бочки с горючим (куда уж без них) — мечта пиротехника; гады, отбрасывая копыта, эффектно распадаются на: а) тушку; б) кепку/фуражку; в) табельный «ствол»; г) неиспользованные «подарки». Все это плюс куски железа и мелкие предметы летает по округе не хуже, чем у Havok 2.0. В воздухе висит недурственный дым, а трупы, щеголяя бодрым «рэгдоллом», стремятся принять приличные позы и не спешат растворяться в эфире. Анимация тоже ничего — немцы и рыбкой ныряют, и уши при взрывах зажимают, да и бегают нормально. Падение тела на оголенные провода впечатляет: вопли, яркие искры, конвульсии, ласкающие слух «пшшш» и «бжжж». 50 у.е. итогового рейтинга ведь не с Луны рухнули.
К области титров и спецэффектов относится и наше редкое умение — временной щит. Объяснить, почему у Карла он есть, а прочие плоды экспериментов дерутся коленками и ногтями, авторы не рискнули, оставив непаханые просторы для иронии и фантазий. Само защитное поле, останавливающее комочки свинца и другие объекты, — занятная штука. Заряжается классическим методом — чем больше убили, тем длиннее полоска. Дабы ускорить процесс, пробивайте по три черепушки за несколько секунд.
Последнее является одной из двух ипостасей «уникальной „эмоциональной“ системы боя». По мнению дизайнеров, такое поведение — злоба чистой воды. Еще бывает «ярость» — достаточно заколоть кинжалом трех человек подряд. Наградой за резню становится единичка к максимальному количеству «жизни». Скупы вы на чувства, герр Штольц.
Ценный совет: не палите в оппонентов, укрывшись под волшебным шейдерным одеялом, — оно работает в обе стороны, перехватывая любые пули. Находятся и способы получше: например, подбежать к неприятелю и ввести в него зависший металл. Мучительная смерть или контузия (как и все виртуальные фрицы, здешние обожают притворяться жмуриками) обеспечена. Если же индикатор заряда в белой зоне, хорошенько прицельтесь и отключите поле — вся выпущенная в вас дрянь улетит обратно. Когда линия синяя, «маленькие друзья» просто падают вниз.
По большому счету, чудо-купол — обычная зрелищная побрякушка и чуть ли не единственное отличие «Фронта» от ужасной Mortyr 2, страдавшей тем же букетом недугов. На выживание он не влияет. ИИ спит на посту, медикаментов навалом, да и финальный аргумент — «quicksave» — никто не отменял. Вы скорее умрете от скуки, зевнув в самый неудачный момент. Да, антуражи меняются, не сильно утомляя глаза настойчивым «копи-пейстом», в кадре то и дело пробегают востроглазые (и, увы, хлипкие) напарники, раз в два часа мы вешаем мину на танк, рядом что-то оглушительно и часто взрывается, а в разбитые окна, двери, стены и крыши дружно лезут свежие порции «мяса». Казалось бы, вот он, сверхдинамичный геймплей, о котором взахлеб вещает обложка, однако тоска гложет. Огромных размеров уровни — похвальное достижение, но надо же их чем-то заполнять, помимо одинаковых болванов в красивой форме и клонов-механиков. Ходи да очищай генофонд от идиотов — весь сказ. Извилины отдыхают — услужливая автокарта рассказывает о том, куда и через какую дверь ступать дальше.
Козья морда
В середине игры, на борту подлодки U-571 (где, опять же, по традиции даже убогие в графическом плане шутеры поражают трепетной заботой о мельчайших деталях), окопались две мини-аркады. Первую — «Морской бой, или Утопи три эсминца» — приходится выполнять со скоростью света. Германские корабли грубо пинают субмарину по брюху, а впереди еще главное блюдо — долгая стрельба по самолетам из двух бортовых орудий. Тут щит не поможет. Оттачивайте реакцию, развивайте периферийное зрение и запасайтесь терпением. Торпеды не знают пощады. Пропустил парочку — auf Wiedersehen, pet!
Для пущего успеха неплохо бы иметь мощный компьютер. Дохлый «мотор» с хрипом вытягивает 1024х768, не говоря уже о предельном (!) разрешении 1280х1024. Видите плашку системных требований? Да, это минимум. Горе владельцам трехгигагерцовых процессоров и шестисотдолларовых видеокарт, решившим выкрутить FSAA и анизотропию до упора! Борьба с неоптимизированной коричневой гидрой станет пыткой и для них.
И было бы из-за чего волноваться! Картинка «ВФ» далека от великолепия Call of Duty 2 и MoH Pacific Assault. Обилие «бампа», модели (страшноватые на лицо, но хоть не дистрофики с симптомами полигонального голодания), с любовью изготовленный арсенал и увесистый комплект слегка размытых текстур — Россия наконец-то догнала западных производителей value-продукции. Глобальные тени — обычные «лайтмэпы», никаких модных штучек в духе Doom 3, освещение — стандартное с уклоном в легкое порно…
Под стать ей — плоский трехмерный звук и безрадостный саундтрек. Семь заунывных композиций из каталога /Music занимают в сумме 3.4 Мб и въедаются в мозг, так что убавьте громкость заранее. Об умных идеях типа «врубить Winamp» забудьте — движок Xtend с детства питает ненависть к плеерам всех мастей и калибров. В ту же могилу следует зарыть и реплики немцев, произносимые с апломбом прожженного подмосковного гопника. «Шухер!» «Иди сюдаааа, каааззел!» «Ненавижу!» О, Люберцы, пригород Берлина!
Арифметика победы
Возьмем в руки калькулятор. Студия «Бурут» выпускает шутеры примерно раз в год. Их качество растет на 5% с каждым новым релизом. Из 80 вычитаем 50, делим разность на 5. Если воронежцы не родят вдруг случайный шедевр, то в 2011 году потомок «Восточного фронта» войдет в наш «Золотой пантеон». Есть к чему стремиться, господа!
P.S. Дико раздражающая деталь: субтитры (встречающиеся везде, кроме роликов) кишат лишними запятыми и позорными грамматическими ошибками. «Они запретили мне видится с семьей», «можно начать подчинятся»… Бррр. Проснись, редактор!