- Главная/
- Игры/
- Unity of Command/
- Рецензия
Эпоха, когда крупные компании выпускали пошаговые воргеймы, окончательно ушла в прошлое. От жанра отвернулись даже авторы Massive Assault и «Кодекса войны», а уж зарубежные разработчики — и подавно. Традиции Panzer General сегодня возрождают крошечные конторы вроде The Lordz Game Studio с ее Panzer Corps. Хорватскую 2x2 Games, состоящую всего из двух человек, вообще не видно без микроскопа.
От Донца до Волги
Зато ее дебютный проект Unity of Command сразу притягивает взгляд — больно современно он смотрится. Здоровый минимализм помог 2х2 создать игру, которая не вызовет кривую ухмылку у «поколения iPhone». Карта выглядит строго и аккуратно, а интерфейс — воплощение заботы о пользователе.
Стратегия, скрывающаяся за столь красивым фасадом, порадует и опытных «диванных генералов», и новичков. Подобно The Lordz, хорваты опирались на проверенную механику Panzer General. Изучение правил займет 5-10 минут, ведь в арсенале игрока лишь несколько приемов: он двигает армии по полю, отдает приказы об атаке, восполняет потери, чинит/рушит мосты, запрашивает поддержку авиации и усиливает подразделения спецотрядами (скажем, НКВДшниками, не позволяющими сделать и шагу назад). Но для победы нужно использовать все эти инструменты и серьезно думать над каждым распоряжением.
В отличие от коллег по цеху, 2х2 не стала моделировать Вторую мировую от корки до корки и копировать классические миссии из PG. Unity of Command посвящена кульминации грандиозного противостояния на Восточном фронте. После разгрома Советов под Харьковом в мае 1942-го вермахт оттеснил Красную армию к Сталинграду. По роковому совпадению, как и прошлой весной, ее ответное наступление захлебнулось в тех же краях.
Авторы не перегрузили проект деталями, и все же исторического колорита хватает. Например, войска СССР организованы в корпуса, войска Германии — в дивизии. На практике это значит, что у советских «фишек» больше «очков здоровья», зато их боевые качества хуже. И юниты вовсе не безлики. Их названия взяты из справочников, так что свои тактические успехи вполне можно сравнить с реальным развитием событий.
Мешки и тиски
Пройти 17 сценариев обеих кампаний нелегко. Доступ к некоторым получают исключительно полководцы, одолевшие соперника быстрее установленного норматива1. К слову, продолжительность сражений идеальна: всего одно из них длиннее 20 ходов, а остальные тянутся ровно столько, сколько надо, чтобы игрок увидел последствия своих решений и не заскучал.
Правда, вы вряд ли разгрызете любой из здешних орешков резвее, чем за пару часов. Помимо ограничений по времени, палки в колеса ставит хитрый ИИ. Он не раз заставит пожалеть о том, что вы ослабили фланги и прозевали удар по коммуникациям.
Unity of Command беспрестанно напоминает, что без связи с тылом даже грозная армия превращается в сборище бумажных солдатиков. Система снабжения очень наглядна — зажав кнопку «S», вы увидите, где расположены ваши и вражеские базы, и до каких клеток они могут «дотянуться». Хотя спешки она не прощает. Попасть в окружение, преследуя противника, — проще простого.
На спасение несчастных у вас будет в лучшем случае 2-3 хода. И не надейтесь решить проблемы бесконечными загрузками и перебором вариантов! Unity of Command признает только автоматическое сохранение и не позволяет отменять неудачные маневры. Кто-то сочтет правила слишком суровыми, однако же проигрывать из-за фатальной ошибки куда интереснее, чем побеждать нечестным путем2.
* * *
Такой урок полезен поклонникам стратегий, подзабывшим, что война — дело рискованное. Пусть ничего революционного в Unity of Command нет, у Panzer Corps появилась достойная альтернатива. Жаль, цена кусачая.
1К счастью, пропущенные эпизоды все-таки можно найти в списке отдельных сценариев.
2Слабые духом могут опять же обратиться к отдельным сценариям — в них разрешено сохраняться в любой момент.