Мы уже начали привыкать к тому, что у большинства разработчиков и издателей РС давно не относится к категории «primary objective». По сравнению с приставочными релизами РС-версии выходят с огромными задержками. В жанре раллийных симуляторов ситуация просто плачевная: отставание от консолей составляет годы! Так было с Colin McRae Rally 3, так получилось с рецензируемой V-Rally 3, вышедшей аж в июне (!) 2002 года, так, увы, УЖЕ обстоят дела с Colin McRae Rally 4.
Впрочем, как раз с V-Rally 3 задержка сыграла нам на руку. Версия для PS2 была принята общественностью более чем холодно. По словам очевидцев, третья серия растеряла то немногое, что прежде привлекало игроков: не обремененная слишком сложной физикой расслабленная езда, прекрасная визуализация руля и т. д. Поэтому разработчикам из Eden Studios пришлось основательно переделывать игру перед ее запуском на Xbox и РС.
Начнем, пожалуй…
Начнем, как ни странно, со звукового сопровождения, поскольку звук мотора, можете мне поверить, сразу подпортит вам первое впечатление. Любому мало-мальски опытному водителю хорошо известно, что автомобиль с бесцветным и спокойным голосом мотора будет казаться менее динамичным по сравнению с автомобилем, обладающим агрессивным и породистым звуком выхлопа. Даже если «безголосое» авто по объективным замерам разгоняется намного быстрее. В V-Rally 3 именно посредственное, «шипяще-визжащее» звучание двигателя ломает ощущение скорости и динамики, а заодно мешает определиться с выбором передачи, если вы едете на ручной коробке.
За исключением вышеописанного момента, «саунд» хорош. И подвеска, и удары — все как надо. Разработчики учли недостатки предыдущих серий и наконец-то сделали разный звук соприкосновения шин с поверхностью на разных покрытиях. Отлично слышно, когда покрышки перекатываются с гравия на асфальт или песок.
Другая исправленная ошибка касается легенды штурмана: его, к счастью, научили называть не только сложность поворота, но и расстояние до него. К тому же штурман обзавелся модными нынче «присказками»: поедете слишком медленно — будет вас подгонять, слишком неаккуратно — посоветует сконцентрироваться.
Заносы
Раньше серия V-Rally позиционировалась как аркадные гонки, претендующие, тем не менее, на некую реалистичность. Теперь разработчики решили сделать игру более «физической»… Что-то у них получилось, что-то нет, но намерение похвальное.
В первую очередь упомяну пресловутый «острый» руль, за который я так нахваливал V-Rally 2, — он, пожалуй, стал «нервным». Поэтому играть на клавиатуре, без гоночных контроллеров, очень утомительно; не стоит браться за V-Rally 3, если у вас нет руля. При маневрировании болид пугающе шарахается в сторону, причем в своем стремлении к реалистичности создатели пошли до конца, претворив в жизнь запаздывания между действиями рулем и реакцией машины, хорошо знакомые всякому, кто пробовал гонять по грязной скользкой дороге. Прибавьте к этому чересчур легкий срыв в занос… Впрочем, не все так плохо. Если свести к минимуму использование «педали тормоза» в повороте, автомобиль войдет в скольжение достаточно предсказуемо. Так что отбросьте свои «макреевские» привычки; в V-Rally 3 машина отлично входит в занос только при помощи сброса акселератора. Я бы даже сказал, превосходно, если смотреть с точки зрения реалистичности, но, тем не менее, удовольствие получить можно. В немалой степени этому способствует и то, что в игре здорово работает раллийный прием контр-смещения (кратковременный бросок автомобиля в противоположную повороту сторону).
Второй положительный момент, который в свое время критики отмечали в V-Rally 2, — вид «из кабины». Это была чуть ли не единственная игра, где удавалось полноценно управлять автомобилем с таким положением камеры. К сожалению, теперь изображение дрожит, дергается, за руками водителя, рулем и приборами совсем не видно дороги, еле помещающейся в щель ветрового стекла. Впрочем, можно ехать с видом с капота, однако тогда вы окажетесь не в состоянии «своими глазами» наблюдать те самые запаздывания между поворотом руля и реакцией на него машины. Ведь временами довольно трудно понять, где заканчиваются «торможения» вашего компьютера и начинается симуляция запаздываний.
В целом физика приятная, хотя и сумбурная. Настоятельно рекомендуется парочка учебных заездов по нейтральным трассам вроде Финляндии или Австралии.
Упаковка
Графическое оформление отличается добротностью. Трассы нарисованы очень хорошо, ширина, радиусы поворотов, выбранный ракурс и прочие детали грамотны, открытые пространства — огромны. А вот машины выглядят ужасно неправдоподобно. Focus — не Focus, Peugeot — не Peugeot… Разве что Impreza и Lancer Evo 6 похожи на оригиналы, да и то лишь издалека.
Зато блестяще сделаны повреждения. Ни в одной другой игре я не видел, чтобы так дрожали и вибрировали готовые отвалиться кузовные детали. Висящий на волоске бампер — пять с плюсом. Смотришь и ждешь, когда он оторвется. А от кувыркающегося автомобиля настолько здорово отлетают обломки, что хочется еще и еще переворачивать машину, выслушивая задумчивое замечание штурмана «I think we've just lost something…», и наслаждаться просмотром своих кульбитов на повторе.
Кстати, «replay» здесь очень слаб. Камера суетится и выбирает совершенно неудобоваримые ракурсы и «зумы». Никакого удовольствия от просмотра себя любимого в роли Карлоса Сайнца…
В остальном графика удовлетворяет всем модным требованиям жанра: и пилотов видно, и «финишные» ролики на движке игры имеются, и гараж визуализирован. Отдельного упоминания заслуживает добротное и эргономичное меню. Все удобно, все понятно, и при этом — масса опций. Можно настроить даже внешний вид своего пилота (лицо, «скин» и т. д.), будто это не раллийный симулятор, а какой-нибудь аркадный TPS.
Резюме
Серия V-Rally верна своему амплуа — это все те же не слишком серьезные гонки. Появилась претензия на реалистичность, стало больше «физики», меньше аркадности, чем в предыдущих частях. Местами VR3 проигрывает своей же предшественнице, местами на корпус обходит Colin McRae Rally 3. Думаю, владельцам игровых рулей понравится. Во всяком случае, можно скоротать время до прибытия CMR4 на РС.