Светлая тема

Рецензия на игру Valiant Hearts: The Great War

В любом виде искусства ад всегда выглядит убедительнее рая, а потому война — как воплощение ада на земле — всегда была одной из главных тем. В наши дни главной «звездой» остается Вторая мировая. Она решительно вытеснила Первую на культурную обочину: Сараевское убийство померкло рядом с россыпью нацистских демонов, а облака ядовитого хлора затмил дым освенцимского крематория. В компьютерных играх Первая мировая представлена совсем скромно: несколько стратегий, парочка шутеров да великий The Last Express (хотя он, конечно, не самой войне, а о предчувствии ее). Теперь в эту компанию влился очаровательный двухмерный квест Valiant Hearts: The Great War — его релиз приурочен к столетию начала Первой мировой. 

Война в розовом цвете

Ubisoft Montpellier изображает боевые будни очень красочно — наверное, война в видеоиграх еще никогда не была такой красивой. Яркая комиксная картинка обезоруживает кошмар летящих с неба снарядов — под звуки воздушной тревоги здесь хочется плясать, небрежно уворачиваясь от падающих бомб, а не метаться в поисках укрытия. Бомбы, кстати, воспитанно сообщают о себе аккуратной черной тенью на земле, да и смерть в игре отбрасывает всего на пару шагов назад — не страшно.

Локации Valiant Hearts по большей части плоские и тесные, но в лучшие свои моменты поражают глубиной кадра: на первом плане наш герой бросает гранату, на втором — маленькие пухленькие человечки семенят, стреляют и убивают друг друга, на третьем — дымятся домики и церквушки. Иногда пасторальная картинка мрачнеет — будто тень будущего взрослого мелькает на лице ребенка. Но игра слишком долго не решается взрослеть: только в финале авторы покажут Великую войну, как она есть — мясорубкой, в которой куда более достойные люди погибли, чтобы мы могли жить.

Повествование здесь отдано на откуп закадровому голосу и письмам в отдельном меню. В самой же игре герои неразборчиво бурчат на разных языках и налегают на пиктограммы. С одной стороны, это поддерживает комиксную стилистику, с другой — потенциально интересные персонажи лишены голоса, их различия низведены лишь до геймплейных функций и характерных силуэтов.

Крепкий американец Фредди — доброволец, который ищет возмездия и умеет резать колючую проволоку. Стройная бельгийка Анна — медсестра в поисках похищенного отца. Светловолосый Карл — немец в затруднительном положении: он жил во Франции и завел там семью, но пришла война, его выслали из страны и мобилизовали в германские войска. Пожилой француз Эмиль, тесть Карла, тоже призван в армию, но под иной флаг. Ясное дело, все они встретятся на фронте и вместе с обаятельным приблудившимся псом попытаются выжить. Мы будем управлять то одним, то другим героем, однако узнать больше о персонажах не удастся — они пройдут по скользким граням жизни и смерти, но почему-то останутся прежними. Война изменит лишь одного Эмиля, да и то в самом конце.

Мишень на груди

Valiant Hearts целит прямо в сердце, начиная с главного меню — здесь клавишные играют трогательную мелодию, что пройдет сквозь все события игры и печальной пулей вылетит в финальных титрах. К тому времени расстрелянный эмоциями игрок должен уяснить, что главный враг не обязательно ждет по другую сторону баррикад, носит чужой мундир и говорит на чужом языке. Идея, конечно, не новая, но довольно неожиданно выглядит в игре, где мы большую часть времени гоняемся за опереточным злодеем, который хохочет, шевелит усами и грозит нам пальцем, свесившись с борта громадного дирижабля.

Ubisoft Montpellier, кажется, не замечает пропасти, лежащей между иронией и второсортной пародией. Одно дело, когда истеричные офицеры комично сучат ножками, прыгают, размахивают саблей и посылают в атаку пухленьких солдатиков, чьи различия сознательно сведены к минимуму. Совсем другое, когда авторы напяливают цирковой наряд прямо в окопе и принимается веселить аудиторию десятилетних.

Желание угодить школьникам прослеживается и в энциклопедической части игры. В Valiant Hearts есть целый раздел, где можно почитать о реальных исторических фактах и событиях, в которых мы принимаем непосредственное участие. Увы, образованный взрослый не узнает из этих заметок ничего нового. Кроме того, по пути наши герои подбирают предметы обихода тех времен, и к каждому из них авторы сочинили короткое описание. Находишь колоду карт, и выясняется, что солдаты в окопах играли в карты, чтобы скоротать время. Вот оно как! А я-то думал, они рубились в Angry Birds на своих смартфонах. Среди артефактов прошлого особенно выделяется ночной горшок — Ubisoft всерьез объясняет, кому и зачем был нужен этот крайне загадочный предмет.

Рычаг до упора

Квестовая часть Valiant Hearts тоже сделана с оглядкой на юную аудиторию: бывалый игрок наверняка заскучает среди простеньких, однотипных пазлов. Чуть оживляет эту рутину добродушный пес — он пробирается туда, где человеку не протиснуться, и приносит нужные вещи: динамит, гранаты и рычаги. Жаль, что псу нельзя дать иных команд — остается только гладить за верную службу.

Иногда, правда, попадаются и забавные задачки: однажды в траншее придется искать носок, чтобы обменять его на чернила. Важно понимать, что солдат с чернилами брезгливо откажется от грязного носка — так что его нужно еще и постирать. Как? Конечно, в чане, где моют посуду! Неудивительно, что на войне была такая высокая смертность.

Решение головоломок пару раз прерывается аркадными вставками с автомобильными погонями, где на высокой скорости нужно уворачиваться от фугасов под музыку Брамса. Кроме того, нам дадут порулить танком и даже позволят провести небольшой артобстрел. Главное же веселье припасено под белым халатом медсестры: Анна лечит всех раненых без разбору при помощи одной и той же тоскливой мини-игры. После третьего пациента хочется понюхать нашатырю из аниной сумки. После шестого ты твердо намерен разыскать офис Ubisoft Montpellier и залечить разработчиков до смерти.

***

Valiant Hearts: The Great War могла стать классикой на все времена — хотя бы потому, что здесь есть отдельная кнопка «Задействовать собаку». А ведь тут еще и великолепная музыка, от главного меню до финальных титров, и прекрасная, остроумная картинка, использующая изящные комиксные приемы вроде кадра в кадре. Здесь отличная честная концовка, где небо темнеет, кресты белеют, укрытия рушатся, а от ядовитого газа, кажется, нет спасения. Игра Ubisoft Montpellier оказалась яркой, бесконечно очаровательной и, увы, одноразовой поделкой, компромиссной безделушкой, в которую легко влюбиться с первого же трейлера, но уже через полчаса заскучать до зевоты. Возможно, в Valiant Hearts нужно играть вместе с ребенком — тогда это будет похоже на чтение лучшего в мире учебника по истории. Но в таком случае авторам игры стоило указать ребенка в графе «Системные требования».

Рецензии пользователей
на Valiant Hearts: The Great War2

Замечательное произведение игрового искусства. Довольно необычный в плане геймплея и графики проект для современного Ubisoft. Сильная, но местами очень трогательная история о войне и Родине, о долге и чести, о ситуациях, когда грань между другом и врагом становится почти неразличимой.

Чем меня порадовала игра:
+ Отличное визуальное решение. Всегда любил качественную двухмерную рисованную графику.
+ Очень простой в освоении геймплей, так что сразу играть легко и интересно.
+ Классный сюжет с правильным посылом. Ну и концовка, конечно, очень мощная.
+ Шикарный саундтрек.
+ Внутриигровая энциклопедия, рассматривающая имена, события и факты с помощью предметов, найденных на уровнях — это очень круто.
«Ну и концовка!»
«Саундтрек на повторе»
Лучшее произведение искусства о войне за всю историю. Ни один фильм или книга о любой войне не смогут вызвать настолько пронзительные эмоции как этот маленький шедевр. Сложно как-то описать игру, в нее нужно поиграть самому, благо она не очень длинная. Жаль, что Ubisoft крайне редко выпускают игры такого уровня качества. В основном сплошной конвеер.
«Взрыв мозга»
«Ну и концовка!»