- Главная/
- Игры/
- Valkyria Chronicles 2/
- Рецензия
Индустрия интерактивных развлечений, некогда бывшая творческой мастерской сумасшедших гениев, повзрослела. Оригинальность и качество давно не гарантируют успех — гораздо важнее мощная и своевременная рекламная кампания.
Valkyria Chronicles, великолепный сплав тактики и аниме, не получила от Sega и Sony должной раскрутки, и покупатели потратили деньги на проекты рангом пониже. Когда до издательства наконец-то дошло, какой бриллиант лежит в его кармане, оно принялось «окучивать» фанатов на всех фронтах: сериал, комиксы, сувениры, аудиокнига… К сожалению, до конца японские менеджеры в бренде еще не уверены, поэтому вместо полновесного продолжения нам досталась версия для PlayStation Portable. Ее разработка дешевле, Sega ничем не рискует и наверняка быстро выйдет в плюс.
Маленькая воительница
Перенос Valkyria Chronicles на младшую платформу прошел на удивление гладко — авторы сберегли почти все, чем полюбилась первая часть, и добавили много приятных мелочей. Геймплей и даже раскладка кнопок ничуть не изменились, так что ветераны сразу почувствуют себя как дома.
Схватки по-прежнему разбиты на раунды. На плоской карте командир изучает ситуацию и отдает глобальные приказы, наделяющие соратников бонусами. Затем он «вселяется» в бойцов и управляет ими, будто в экшене от третьего лица — только перемещения ограничены по дальности, а атаковать можно лишь один раз. До окончания нашего хода враги не двигаются, но стреляют по активному солдату. Такая механика объединяет вдумчивость стратегии и динамику шутера.
Сильнее всего Valkyria Chronicles 2 уступает оригиналу в графике. Из-за технической отсталости PSP не удалось нормально реализовать cel-shading, превращающий игру в оживший мультфильм. Тем не менее, визуальный ряд все равно очень хорош — несмотря на «железные» рамки, превосходная стилистика берет свое.
Скромные мощности консоли повлияли и на размер локаций. Как ни странно, Sega извлекла из этого недостатка пользу. Противостояние разворачивается не в одной крупной области, а в трех-четырех маленьких. Для путешествий между ними используются «транспортные узлы», отчего планирование в VC 2 еще увлекательнее, ведь игрок должен правильно распределять подопечных по участкам. Кроме того, танки научились поддерживать огнем товарищей, воюющих на другом клочке местности.
Впрочем, это лишь один из множества доступных приемов. Обилие деталей поражает: необходимо учитывать рельеф, погоду и время суток, возводить мосты и лестницы, взрывать или таранить завалы и т. д. Большинства элементов в Valkyria Chronicles не было. Еще одна новинка Valkyria Chronicles 2 – индикатор «боевого духа». От него зависит, насколько эффективно действуют солдаты в целом и как часто срабатывают их положительные/отрицательные черты характера. Стрелка на счетчике меняет положение, когда мы убиваем врагов и захватываем их базы, или когда противник наносит удары нам.
В тылу тоже есть чем заняться. «Технологическое древо» стало необъятно раскидистым, причем вопрос «что изучать дальше?» — совсем не праздный. Во-первых, выбор влияет на стиль прохождения (что лучше: танк-универсал, охотник на чужих «панцеров» или бронетранспортер?). Во-вторых, для некоторых исследований нужны чертежи и ресурсы. Сырье также уходит на производство нестандартного оружия и одноразовые «присадки». Подбор рецептов для них — отдельная забава для любителей «научного тыка».
Федерация наносит ответный удар
Разумеется, ворох таблиц — не единственное развлечение между миссиями. Подобно предшественнице, Valkyria Chronicles 2 излагает сюжет в форме графической новеллы, иногда прерывающейся видеороликами. Спустя два года после разгрома Империи Галлии угрожают мятежники-националисты, жаждущие узурпировать власть в герцогстве и «зачистить» страну от черноволосых дарксенов. Подавлять бунт с помощью ополчения запрещают законы, а кадровая армия пока не оправилась от предыдущего конфликта, так что восстанавливать порядок предстоит молодым кадетам. Поначалу повествование напоминает «школьную историю», популярный жанр среди создателей аниме и JRPG, однако затем набирает обороты.
Узнать, чем кончится Valkyria Chronicles 2, непросто – если вы решите не пропускать ничего, на это уйдут недели. Правда, не все эпизоды хороши. По-настоящему впечатляют только те, над которыми дизайнеры действительно корпели: чуть больше дюжины сюжетных миссий (по одной-две в каждом месяце «учебного года») и еще столько же — связанных с членами отряда. К ним прилагаются нормальные завязка и финал, плюс, конечно, уникальные локации.
С прочими сражениями все куда сложнее. Чтобы добраться до «обязательной программы», нужно одолеть 3-4 из предложенных побочных заданий. Многие второстепенные баталии вообще предназначены лишь для «прокачки» и заработков. В сумме, включая платные (за игровую валюту) и секретные, — свыше сотни. Нарисовать вручную такое количество уровней было нереально, и разработчики запустили конвейер.
Всего в VC 2 несколько десятков областей, о которых шла речь в начале рецензии. Вроде бы звучит солидно, если не думать о том, что всякий раз в дело идут кусочки из этого набора. Уже к середине от миссий, собранных по шаблону, мутит, а уж к эпилогу вы сможете бегать по ним с закрытыми глазами.
Хотя сама идея создать стратегию с огромным количеством стычек, занимающих в среднем 15 минут, чертовски удачна. Спросите поклонников Advance Wars. Подобная разбивка идеально подходит для игры в автобусе или на перемене. Более серьезные битвы стоит отложить до возвращения домой — в спокойной обстановке у вас точно не дрогнет рука, а PSP можно подключить к электросети. Вдобавок в Valkyria Chronicles 2 почему-то вообще нет сохранений в бою. Понятно, что так авторы заставляют честно добывать победу, но роковая ошибка или аккумулятор, испустивший дух в шаге от триумфа, — опасная штука. Особо нервные граждане могут метнуть консоль в стену. Наверное, именно для них Sega сделала режим совместного прохождения, позволяющий воевать аж вчетвером и легко преодолевать все препятствия.
* * *
Беда Valkyria Chronicles 2 (безусловно, одной из лучших игр для PSP, которая понравится любителям жанра и фанатам оригинала) в том, что это не сиквел, а «спин-офф», и двойка в названии пририсована маркетинговым отделом. Все же я с большим удовольствием сыграл бы в высокобюджетное продолжение для PlayStation 3. Увы, третья часть тоже выйдет на PlayStation Portable.