Над электронными адаптациями популярного сеттинга World of Darkness явно довлеет злой рок. Vampire: The Masquerade — Redemption, вышедшая в 2000 году, страдала от программных ошибок и грубой дизайнерской работы. Серия консольных экшенов Hunter: The Reckoning скатилась в штамповочную серость после первой же успешной игры. Werewolf: The Apocalypse канула в Лету вместе с ее авторами из DreamForge Intertainment. Наконец, VtM: Bloodlines, чьей концепции хватило бы на дюжину конкурентов, погубила коммерческая политика жадного издателя.
Эта статья — реквием по шедевру, который мог бы появиться на свет через считанные месяцы.
To Shanshu in L.A.
Обилие деталей и грамотное обращение с исходным материалом — характерные черты Bloodlines. В отличие от создателей Redemption, превративших настольную RPG от White Wolf Publishing в аркадный крестовый поход против всех кровопийц, Troika Games сумела ухватить суть и передать атмосферу мрачной вселенной.
Мир Vampire далек от черно-белых фильмов про ненасытных румынских графов. Да, вампиры прокусывают артерии и литрами поглощают богатую железом алую жидкость, однако между мачо из клана Toreador и безжалостными ублюдками Tzimisce — миллион серых оттенков. Сверхъестественные способности, боязнь солнца, неприятие привычной нам пищи, странный, подчас отталкивающий, облик — не более чем ширма, прячущая интересные характеры, достойные пера Энн Райс и Джосса Уидона.
Вы не найдете тут демонических маньяков из ада, мечтающих о власти над этим и парочкой соседних измерений. Протезист, отрезающий руки у живых людей, гораздо ужаснее, чем нереальные планы больного разума. Кто заслуживает сочувствия — голливудская суперзвезда, вынужденная стать порождением ночи, или охотники на вампиров, получающие удовольствие от издевательств над жертвами? Кто опаснее для общества — клыкастый смотритель кладбища или зомби, которых он регулярно отваживает от прогулок по бульвару Сансет? Культ судного дня, распространяющий чуму в деловом районе Лос-Анджелеса, или вампир, поклявшийся отомстить бандитам за убитую семью (в лучших традициях героя «The Punisher»)?
Главное правило загробной жизни — соблюдение Маскарада. Homo sapiens, вооруженные ядерными ракетами, зажигательными патронами и новейшими средствами наблюдения, могут мгновенно уничтожить каиново отродье. За порядком следит секта Camarilla, скрывающая от обывателей правду с не меньшим рвением, чем правительство США — факты об НЛО. Пять нарушений (нападение на прохожего при свидетелях, демонстрация магических заклинаний в центре Санта-Моники, нежелание прикончить вышеупомянутого карателя-самоучку) — и беспечный вампир взрывается ослепительным фонтаном искр, костей и пепла. Восстановить статус-кво помогают квесты. Можно, например, снять слежку с бледнолицей красотки из стрип-клуба, украсть из-под носа местных врачей образец крови вервульфа или разобраться с чересчур любознательным репортером.
На другой чаше весов — человечность. Выпив всю кровь из ни в чем не повинного жителя, герой становится на шаг ближе к звериной сущности своего нового «я». Низкий уровень Humanity в сочетании с дефицитом красного «сока» вызывает вспышки бешенства, обращающие всех, включая высоколобых Ventrue, в невменяемых психов. Тем, кого пугает перспектива потерять контроль над подопечным, советуем чаще пить томатный сок (особенно полезный для магов!) и думать о благородных поступках.
«We help the helpless»
Один из признаков отличной RPG — наличие нескольких концовок у квестов и еще большее количество путей их достижения, причем многие определяются на этапе генерации персонажа. В этом плане Bloodlines способна поспорить с такими грандами, как Fallout и Planescape: Torment.
Каждый из семи кланов по-своему уникален. Brujah — беспощадные бойцы, предпочитающие кулаки и зубы всему остальному. Gangrel — вампирическая версия берсерков; помимо сибирского здоровья и умения превращаться в животных, им досталась склонность к припадкам.
Представители Toreador — самые «человечные»: совершив злодеяние, они теряют сразу 2 очка humanity. Tremere — маги, освоившие дистанционный отъем «кетчупа» у населения, временную неуязвимость и нагрев вражьей крови до ста градусов Цельсия. Аристократы Ventrue, испытывающие рвотные позывы при одной мысли о том, что им придется лакомиться найденным на свалке бомжом, идеально подходят для пацифистов. Когда оппонент не поддается на запугивание, убеждение или обольщение (специальные версии реплик помечены особо), в ход идут мозговедческие заклинания. Кстати, соблазненную жертву не грех отведать прямо во время шумной вечеринки — окружающие воспримут «поцелуй» в шею как проявление пылкой страсти.
Nosferatu жутко уродливы. Лишенные утонченной красоты тореадоров, они научились прятаться и ломать компьютеры, став разведчиками на службе сообщества ночных кровопийц. Сам факт присутствия носферату на хорошо освещенной улице города является нарушением Маскарада, поэтому они вынуждены наматывать километры по затхлой канализации, пока все катаются на такси.
Malkavian — пожалуй, самая неординарная группа. Возьмите шизофрению и маниакально-депрессивный психоз, смешайте с олигофренией и добавьте море черного юмора. Если у остальных кланов в беседах разнятся лишь отдельные фразы, то для Malkavians сценаристы не поленились заменить абсолютно все тексты. Пляшущий шрифт, галлюцинации в виде говорящих фонарных столбов и дикие варианты выполнения миссий могла придумать только по-настоящему гениальная команда.
Второй признак правильного отношения к дизайну — за убийство врагов не выдаются очки опыта; вместо этого поощряются квесты и нестандартные методы решения проблем. Разведали обстановку на корабле и обошлись без кровопролития? Получите 2 лишних XP. Убедили одну из сестер опустить пистолет? Вот вам дополнительная «экспа». Где заканчивается человечность и начинается зло, выбирайте сами. Жаль, что под занавес авторы изменили собственным принципам и упростили действо до состояния безостановочной резни.
Undead Americans
Но о глупой развязке — чуть позже. Первое, что бросается в глаза в Bloodlines, — отменная проработка персонажей. Мастерская игра актеров озвучивания, правдоподобные жесты и мимика — крем на огромном торте блистательных диалогов. Даже эпизодические фигуры, вроде визгливой супермодели, долгие годы страдающей из-за внешности (дама принадлежит к Nosferatu), или трепливого охранника на входе в Ventrue Towers, выписаны до мелочей. Эмоциональные всплески героев не кажутся наигранными, а умелое использование нецензурной лексики, современного сленга и красивого, литературного английского придает беседам пикантную остроту.
Главные действующие лица бесподобны. Суровый главарь группировки Анархов Найнс Родригес, чье ангельское личико кривится при упоминании Камарильи, источает крутость уличного бойца. Его полная противоположность — Принц ЛаКрой, наш патрон, спаситель и основной поставщик сюжетных заданий. Одного взгляда на этого расфуфыренного денди с повадками комсомольского активиста хватит, чтобы заработать сахарный диабет на всю оставшуюся не-жизнь. Бродячий гуманитарий Беккетт, считающий Апокалипсис детскими сказками, — кладезь сарказма; не пропустите его ироничные комментарии!
Кстати, об иронии. Будете в родной квартире — обязательно прислушайтесь к радио: ток-шоу и рекламные ролики написаны не менее виртуозно, чем монологи диджеев K-Chat в Grand Theft Auto: Vice City, а в сводках новостей то и дело говорят о деяниях игрока. Да и музыка порой неплоха.
Ключевой номер — яростная перепалка между крашеными старлетками Voerman, владеющими клубом «Психушка». Убийственные оскорбления, бомбардировка скелетами из шкафа, слезливые истерики, угрозы расправы… Какие обороты! Какая лютая ненависть! Масса возможных ответов и три способа уладить отношения — повод несколько раз насладиться разборкой сумасшедших сестричек. Другой шанс представится нескоро — почти все RPG 2005 года рассчитаны на неполовозрелых подростков и вряд ли сумеют похвастаться хотя бы десятой частью колорита Bloodlines.
Под стать текстам и образы. Правда, далеко не все герои выглядят так же хорошо, как звучат. На одну отлично нарисованную физиономию приходится одна скучная, пара тоскливых и пятерка совсем позорных. Наиболее частые проблемы — пресловутая «пластиковость», поразившая Far Cry и Doom 3, и стеклянные взоры наших визави из-за чрезмерно ярких бликов на радужной оболочке. Впрочем, и с такими огрехами плоды стараний художников Troika на голову лучше болванчиков из KotOR.
Apocalypse, Now-ish
К сожалению, тонны ошибок — такой же неотъемлемый атрибут Bloodlines, как свобода действий, богатая игровая вселенная и захватывающий сюжет. Activision выбросила игру на прилавки без надлежащего тестирования с одной-единственной целью — успеть «окучить» сезон предрождественских распродаж. Патч v1.2, появившийся через два месяца после релиза, устранил самые вопиющие «баги», оставив фанатов с сотнями «жуков» помельче.
Сейчас детище Troika напоминает неотесанное полено. Повсюду торчат занозы опечаток, скриптовые ролики выдают неряшливую работу дизайнера («подпрыгивающие» персонажи, «рваная» анимация), из колонок доносится «заикающийся», без каких-либо намеков на трехмерность, звук, память потихоньку утекает сквозь программные дырки, всякий раз увеличивая продолжительность загрузки уровней… А новых апдейтов, похоже, не предвидится.
Сильнее всего раздражает общая медлительность движка. Трудно поверить, что это — движок Half-Life 2, до того медленно плетется протагонист по ночному городу. На навороченных компьютерах с мощными видеокартами скорость рендеринга редко переваливает за 25 кадров в секунду. В довершение всех бед герой иногда начинает «скользить» по ландшафту, обрекая на провал все попытки незаметно подкрасться к заснувшему на посту охраннику. Видимо, на оптимизацию кода времени не осталось…
Но картинка не уступает той же HL2, удивляя тем, сколько сил вложено в виртуальный Лос-Анджелес. Санта-Моника, Даунтаун, Голливуд и Чайнатаун — каждый из районов обладает уникальной архитектурой и насыщенным набором текстур. Фешенебельные отели, заброшенные особняки, музей естествознания, пятачок возле супермаркета, ресторанчик в китайском квартале, облезлые стены в темных переулках и подавляющие величием небоскребы, усеянное телами логово злобного колдуна, подпольная порностудия — десятки мест поражают феноменальным количеством деталей. Эх, сюда бы живую массовку из Gothic 2!
Увы, ходячие контейнеры с кровью лениво слоняются по тротуарам, а машин нет и в помине. Только бомжи у бочек да бандиты Саббата, попыхивающие самокрутками, поддерживают имитацию жизни. Даже дождь скучает, сваливаясь с неба гигантскими белесыми сосульками в странном slo-mo.
My So-Called Unlife
С интеллектом у Bloodlines туговато. Враги ведут себя как форменные идиоты, зачастую игнорируя игрока. Некоторых вводит в заблуждение закрытая дверь. «Боссы» обучены швырять мусор и тела, демонстрируя примитивную физику, космически далекую от качества Havok 2.0. О тактическом взаимодействии оппонентов лучше не заикаться.
Troika взяла у Valve великолепный движок, нарисовала замечательные 3D-антуражи, но забыла о том, что делает не пошаговую RPG, а брызжущий динамикой экшен. Боевая система разочаровывает своей неуклюжестью. Файтинг в духе «два притопа, три прихлопа, закликай всех» (при этом камера вешается нам на спину, беспардонно ломая эффект присутствия) слишком убог по сегодняшним меркам. Стрельба поначалу непригодна из-за кошмарного прицеливания, долгой перезарядки и садистской отдачи (трупы на десять метров молотком расшвыривать — запросто, а как дать ровную очередь из пистолета-пулемета — так «ствол» по всему экрану шатает). Позже, когда в арсенале появятся Lassiter Killomatic, Steyr Aug и огнемет, а навык Ranged подрастет до 8-9, станет чуть легче. Deus Ex, созданная на базе U-Engine, сочетала шутерную и ролевую часть с гораздо большим успехом.
Заключительный кол в сердце Bloodlines — игровой дизайн уровней. По мере прохождения акцент плавно смещается в сторону «kill them all». Многоэтажка, населенная постоянно возрождающимися зомби в деловом районе, — первое предупреждение о грядущем смертоубийстве.
Спустя час метаний по однообразным уровням канализации, наполненным акробатикой и отстрелом бесконечных толп уродцев а-ля Silent Hill 3, хочется перекусить кому-нибудь шею. Troika собрала все ненавистные штампы современных шутеров: карты, изготовленные по принципу «copy/paste», задачки на поиск n-цатого рубильника и монстров, готовых часами прятаться за стеной в ожидании игрока.
Тем, кто специализируется на грубой силе и не ищет иных путей, подземелья покажутся относительно легкими. А вот игрокам, развивавшим Persuasion, stealth-навыки и совершенно ненужную Haggle, остается посочувствовать — в храме китайских кровососов Kuei-Jin, где противники не стесняются оживать у нас на глазах, им придется тяжело.
Развязка и рядом не стояла с Planescape: Torment. Black Isle позволяла добраться до итогового ролика исключительно за счет красноречия. Авторы Bloodlines посчитали своим долгом прогнать игроков через шпицрутены. Отряды коммандос, хмурые мужики в плащах, снятых с Нео, гигантские каракатицы, нелепый главный босс с тесаком Клауда из Final Fantasy 7, прямоходящие летучие мыши и прочая шушера склонят к насилию самых миролюбивых вампиров.
Да и финалы не бог весть что. Мой вам совет: как можно быстрее делайте ноги из города. Пусть Принц, саббатисты, анархи и хрен-в-саркофаге развлекаются без вашей помощи.
Not Fade Away
Что оседает в памяти после титров? Блеск и нищета Лос-Анджелеса. До смерти жуткий отель, где живет разгневанный призрак. Ссора «близняшек» Voerman. Периодические «тормоза» и уйма мелких огрехов. «A Smaller God» группы Darling Violetta. Удовольствие от общения с NPC. Нетривиальные квесты. Топорно сработанная последняя четверть игры. Желание разнести на кирпичики офис, где сидят маркетологи Activision.
А вы еще спрашиваете, куда пропали настоящие RPG…
С приветом от Troika:
1. Незадолго до финала по ТВ сообщают шокирующие известия о распаде Европейского Союза. Наверное, у кого-то из основателей Troika есть пунктик насчет Старого Света — развал ЕС стал одной из причин апокалипсиса в Fallout.
2. Пароль к компьютеру в Megahurtz Computing — «Gil Bates». Гилберт Бейтс — промышленный магнат из Arcanum, прототипом для которого послужил глава Microsoft Уильям Гейтс III.
3. Если перед финальной битвой наведаться в гости к Меркурио, он расскажет вам, что Камарилья думает о сотрудниках Troika Games.
Рецензии пользователейна Vampire: The Masquerade - Bloodlines1
"Разнообразное" прохождение уровней сводится либо к мочилову, либо к стелсу. Бой довольно банальный и нифига не меняется со временем, как были перестрелки-избиения, такими и остаются - в середине игры, когда начинается вдруг интересные замуты, игра вдруг скатывается в кучу обязательных шаблонных боёв. Сами уровни пустые, нет особого смысла их исследовать без причины, под конец правда можно наткнуться на ценные реликвии. Бои можно как-то разнообразить, только прокачав вампирские дисциплины в упор - бегать в невидимости и нахально убивать врагов прям перед носом у остальных выглядит крайне дебильно и неатмосферно, но весело и экономит время. Или магией крови всех взрывать.
Несбалансированные навыки, стелса даже маленького хватает чтобы враги в упор не замечали, зато вампирские дисциплины качать крайне дорого, а с самого начала дают умение, которое на время повышает все физические характеристики, что делает ближний бой и взлом доступным вообще всем. По сути при мало-мальски включении мозга здесь всё идёт по одному билду, без проблем сочетающему в себе все необходимые навыки типа взлома, хака и пары разговорных, ну и под конец прокачивающий дисциплины для приколов над врагами во время последних миссий.
Небольшой плюс состоит в том, что опыт даётся только за выполнение ключевых вещей, а не просто за убийства - хоть манчкинизм игра не одобряет. Ну и, конечно же, всё ещё оставшиеся глюки. В лучшем случае просто будут мигающие телепортирующиеся враги иногда, но бывают и запоротые непонятно почему хорошие результаты квестов. То ключ пропадёт, то вариант с примирением исчезнет куда-то, хотя все предпосылки выполнены.
Я думаю, считать эту игру крутой могли только те, кто не играл в первый Deus Ex, который вышел раньше, во всех отношениях круче и реально сносит голову своей проработанностью даже если играть сейчас.
Переоценённая игра средней паршивости, тем не менее всё равно отличившаяся и пройти её определённо стоит. Отдельно хочу упомянуть удачные элементы ужастика, когда ты сам нежить, причем всё ещё на стороне пугающегося. Хорошая деконструкция.