Покой был нарушен омерзительным писклявым звуком. Дзззиинннь... Хлоп! Ага, попался, гаденыш. Сколько вас развелось-то в последнее время, поспать уже нормально не дадут. Вампиры. Bloodoпийцы...
Мыло, шляхта и безнадежная любовь
Правда, нашего подопечного вампирчика по имени Кристоф так просто не прихлопнешь. Здоровенный детина, однако, да к тому же еще и магией владеет. А ведь когда-то парень был простым смертным рыцарем, ушедшим вместе с братьями по ордену на очередную зачистку Моравии от языческих бандформирований. Как-то в одной жаркой битве парень так увлекся отрубанием голов, что совсем не заметил бородатого снайпера со стрелой. Результат: ранен и госпитализирован.
Дни и ночи напролет сестра Анешка... вероятно, ее следовало бы величать Агнешкой, что более похоже на славянское имя, но настаивать не буду. Кхм. Так вот, дни и ночи сестра Анешка ухаживала за раненым крестоносцем, в итоге втрескавшись в парня по уши. Кристоф, очнувшись, увидел свою спасительницу и - правильно! - тоже влюбился. Тем же вечером... вот только не надо грязи, господа гусары... в монастыре возникла парочка монстриков по имени szlachta (вероятно, шляхта, но я и тут не настаиваю). Успешно порубив гадов и тем самым заработав вечную любовь Анешки, Кристоф впал в немилость архиепископа Гизы, тоже положившего глаз на монашьи прелести. Результат: почетная ссылка в серебряные шахты.
Дежавюирование
Шахты явно о чем-то напоминают с самого первого взгляда. Странно знакомые бочки с бонусами, бьющиеся с одного удара, монстры с вываливающимся из внутренностей золотом... Добавьте сюда удивительно знакомыe инвентарь, «куклу» героя и список квестов... Здравствуй, Diablo, мы по тебе скучали!
Впрочем, отличия есть и видны невооруженным глазом. Главное из них - наличие полного 3D. Красивые модели персонажей, роскошные динамические тени, учитывающие местоположение источников света, наконец, симпатичные спецэффекты. Как вампиры дохнут - это нечто! Разработчики явно смотрели Blade (который, разумеется, фильм) много-много раз.
Вампирские похождения мы наблюдаем через камеру, подвешенную за спиной одного из членов нашей партии, при этом дозволяется покрутить ее вверх-вниз-вбок, получая наиболее удобный ракурс. К слову сказать, криворукие буржуйские рецензенты уже заклеймили подобную систему позором. Бедняжки, как же они тогда в свой разлюбезный Tomb Raider-то играли?! Там, насколько я помню, и этого не разрешалось.
Извините, сорвался. Наболело. Продолжая беседу, отметим красивые движения персонажей. Плавные, четкие - качественный motion capture. Одежда развевается при ходьбе, чем-то напоминая Nocturne. Однако стиль бега главного героя немного настораживает. При взгляде на его судорожные прыжки создается впечатление, будто за парнем гонится стая оборотней. Впрочем, после знакомства с уродливыми дедами из вампирского клана Nosferatu походка Кристофа покажется вам вполне нормальной. Может, так в двенадцатом веке принято было?..
Brujah - это серьезно
Но вернемся к сюжету. Зачистив шахты и вернувшись из почетной ссылки в стольный град Прагу, попутно зачистив его ночные улицы, Кристоф объясняется с Анешкой, получает отказ и в отчаянии бросается прочь. А зря. Ведь клан Tzimisce, чьих представителей он так активно рубил в шахтах, уже назначил за его голову награду. К счастью, вампиры-философы (я серьезно!) Brujah решили помочь бедняге, и глава клана Екатерина Мудрая самолично куснула Кристофа. Собственно, отсюда основное действо и начинается. Вскоре обо всем узнает Анешка и от отчаяния бросает монастырь, а Кристоф страдает то от любви, то от жажды крови. Вскоре плохие ребята из вампирского отделения Greenpeace под названием Tremere… Вена... Нью-Йорк... Лондон... публичный дом... Но довольно. Если хотите узнать, что было дальше - купите и смотрите сами, я не собираюсь по-хамски портить кайф. Давайте лучше перейдем к...
Цифрам и графикам
Статистика решает все. Здесь у Vampire полный порядок. Помимо стандартных хит-пойнтов, маны в роли крови, показателей бешенства и человечности (об этом чуть ниже), у нас есть strength, dexterity, stamina, charisma и тому подобная муть. В общем, всего много, но на самом деле толку мало. Особо лишь хочется обратить внимание на параметр appearance, играющий действительно заметную роль. Видите ли, кровки у врага просто так выпить нельзя - надо сперва зачаровать жертву и лишь затем прикладываться зубками. При этом заметьте, что на внешний вид влияют количество и качество украшений на руках и шее персонажа. Так что чем круче вы будете кидать пальцЫ, тем быстрее поужинаете, дорогие мои новочешские вампиры.
Теперь об экзотике. Кровь в качестве заменителя маны вполне сойдет, с той лишь разницей, что, ежели bloodpool кончится, герой с диким воплем впадет в ступор и останется таким, пока не оживят. Вывод: кусайте прохожих, пейте кровку литрами, не тратьте почем зря и обязательно ешьте крыс! Вот бешенство (frenzy) - вещь похуже. Как назло, наши вампиры обладают на редкость слабыми нервами, и в пылу боя легко теряют самообладание. Надо ли говорить, КТО в этот момент берет над ними контроль? Правильно, Artificial “Stupid Idiot” Intelligence. Кошмаррр...
Все вышеперечисленное «прокачивается» во время сна, когда игроку дозволяется «приобрести» дополнительные единицы умения непосредственно за experience points! Однако, свежо. Исключение составляет человечность, приобрести которую невозможно, а потерять до обидного легко, убивая невинных людей. Если хотите чаще беситься, можете именно так и поступать.
Немного о магии. Тут все, что называется, пучком. Несколько «школ», каждая со своими заклинаниями, несколько степеней владения отдельно взятым spell’ом... Прекрасно. Кстати, среди разнообразия оригинальных заклятий попадаются такие, как Walk the Abyss (бывш. Town Portal), Spirit Touch (бывш. Identify) и даже Awaken (бывш. Resurrection). К чему бы это?
Оружие и броня. Их много, очень много! Как вам нравится идея погулять в модной солнцезащитной броне или напялить на себя современный flak jacket? А может быть, крушить врагов костью древнего вампира? Или вам по душе grenade launcher (эх, ну вот я и проговорился... да-да, будет вам и XXI век)?
Кусака
А теперь, дорогие мои друзья, настало время вытащить из антресоли мою любимую вставную челюсть с увеличенными клыками и больно КУСАТЬ. Ибо игры, претендующие на звание хитов года, ТАК делать нельзя.
Укус первый: скрипты. Кто их создавал? Неужели сами авторы? Не верю. Нестыковки просто позорные. Возьмем, к примеру, задание убить разбушевавшегося в еврейском квартале Праги голема. Выслушав бред раввина про смерть и правду (он что, X-Files насмотрелся, в самом деле?), идем на дело, НО вместо честного боя быстренько проскакиваем через дверь на кладбище. Голем почему-то прекращает преследование, а встреченный тут же вампир из клана Nosferatu довольно восклицает: «Как хорошо, что вы убили этого голема!» Правда, прикончить каменного урода все-таки придется, но, учитывая его нелады с дверями, все оказывается элементарно. Кстати, скрипты иногда способны творить чудеса, на время оживляя убитых сотоварищей. Убиенный обычно возникает во время очередной сценки, выдает свою порцию сценария и снова отправляется в нирвану, ждать заклинания Awaken.
Укус второй: AI. С чем бы мне его сравнить? С Fallout? Да нет, пожалуй, получится комплимент в сторону творения Interplay… Pathfinding чудовищный, герои не в состоянии даже сообразить, как лучше пройти из точки А в точку В, не говоря уже о сложных маневрах. Но их манера боя затмевает все. Нет бы тихо, спокойно помогать игроку выманивать гадов поодиночке... Щаззз. Раздается протяжный боевой клич, и вот уже вся AI-братия дружно уходит в столбняк под ударами десятков монстров. Только заклинаю вас, - не вздумайте бежать туда на помощь. Офигевшие от боя помощники, растратив всю собственную кровь на превращение в волков и вызов тупых призраков, не прочь подзаправиться за ваш счет. Умирают все! Держите валиум наготове. Впрочем, враги глупы в аналогичной степени. Они спокойно стоят, как коровы в стойле, наблюдая за мучениями товарищей, и пока партия не попадет в зону активирующего их триггера, эти гении шевелиться не начнут. Давить.
Укус третий: savegame’ы. А их тут... того... почти нет-с. Игра сохраняет нас автоматически при переходе из локации в локацию. Запороть такой, с позволения сказать, save, легче некуда. Редкие savegame-точки, попадающиеся преимущественно в вампирских убежищах, омерзительно воняют приставками и бесят до мозга костей. Ждите патча... ждите патча...
Ну и в довершение ко всему еще сонм мелких глюков, типа самопроизвольной левитации NPC, провалов объектов сквозь текстуры и криворукости героев, неспособных с первого раза поднять с пола деньги.
Эта мелочь спасет меня
Теоретически, недостатки игры может сгладить оригинальный multiplayer (в котором, кстати, дозволено сохраняться когда угодно!). Сама идея создать на компьютере некое подобие настольной игры, где один участник - storyteller - рассказывает другим игрокам придуманную им историю, «на лету» создавая уровень, замечательна. Да-да, и в Neverwinter Nights тоже. Правда, она еще не, а Vampire - уже. С глюками, с неудобным интерфейсом, но уже. Возможно, это и спасет проект. А может, нет.
ТАСС уполномочен заявить
Я, будучи в здравом уме и твердой памяти, официально заявляю: Vampire: The Masquerade - Redemption купить и пройти надо. Ибо отличный сюжет, красивая графика и превосходное музыкально-звуковое оформление этого заслужили. Жить игра на вашем винчестере наверняка будет только до 29 июня - 10 июля, но до этого момента вы уже успеете пройти ее до конца, получив удовольствие.
А потом придет ОНО, и сгинут вампиры. Навсегда.