Светлая тема

Рецензия на игру Velvet Assassin

I…want…to…kill…you
When you least expect it
I'll bash your brains in
When you least expect it
Darling Violetta, «I Want to Kill You»

Агент МИ-6 Виолетта Саммер провела три года в состоянии, именуемом на Западе «development hell». Анонсированная в 2006-м как Saboteur 1943, игра успела уйти в «заморозку» и снова оттаять, сменила название и дважды — издателя, но при этом почти не мозолила глаза публике. Она прокралась в магазины по-тихому, точно истинный разведчик.

Смерть фашистам

Правда, поклонников жанра Виолетта вряд ли удивит — ее арсенал трюков слишком скуден, не чета Сорок Седьмому или смершевцу Строгову. Подкрался, щелкнул мышью, посмотрел короткую стильную сценку, оттащил тело во тьму. Пистолет с глушителем, вовремя рванувшая Красная Бочка™, оголенные кабели в воде, вспыхнувшая лужа бензина да граната без чеки на чужом поясе — вот и весь набор. Разработчики повторяют ситуации с пугающей частотой, заставляя снова ломать распределительные щиты, отнимать ключи у офицеров и методично, словно на автопилоте, душить всех фрицев в округе. Если же под занавес вылазки вы нашли ружье или «люгер» с парой обойм, крепитесь: скоро повалит «мясо».

Забудьте про хитрые задачки и социальный «стелс». Три эпизода, где Саммер переодевается в форму СС (причем строго в уличном туалете или шкафу!) и обходит бдительных фашистов огородами, не прогонят тоску. Что ни миссия, то ворох маленьких локаций, разделенных дверями, да такими, что никакой гад не откроет. Устранили угрозу — шагаем дальше и не оглядываемся. Называть это головоломками грешно; после десятой свернутой шеи чувствуешь себя не находчивым диверсантом, а мясником, ведомым авторской дланью. Вместо того чтобы предложить несколько решений, Velvet Assassin бьет палкой по темечку и ставит крестик на карте.

Незадолго до финала мы проникаем на постоялый двор, где проживает некий штурмбанфюрер. Похожую загородную экскурсию устроил 47-й в Hitman: Contracts. Киллер старательно морщил лысину, размышляя, как бы красивее отправить к праотцам английского лорда: расстрелять, обмотать горло гарроттой, подсыпать яд в молоко или удавить подушкой. У Виолетты выбора нет. Послали на мельницу, вручили снайперскую винтовку и приказали палить по бочке с бензином (стоящей, между прочим, в спальне) — значит, именно так и будет. Поиск иных лазеек — напрасная трата сил и времени, чреватая загрузкой «чекпойнта». Ну-с, кто желает слушать скриптовую болтовню часовых в двадцатый раз?

Лекарство от жизни

Впрочем, несмотря на грубый дизайн, Velvet Assassin помнит о классических правилах и не водит игроков за нос. Тень надежно укрывает от неприятелей, громкий звук шагов или хруст стекла вызывают подозрения, равно как и труп посреди комнаты. Хотя прямое столкновение с противником — еще не конец, если под рукой есть морфий. Укол — и хрупкая девушка в одном исподнем мчится к жертве сквозь бело-желтую пелену.

Безумие? Ничуть. Пока мы прячемся на улицах Парижа, Гамбурга и Варшавы, настоящая Виолетта лежит без сознания во французской больнице. Каждая операция — воспоминание, подчеркнутое приятным английским акцентом. Лекарство притупляет боль, облегчая страдания и героине, и нам. Трофейные побрякушки приносят опыт, наделяющий более крепким здоровьем, быстрой походкой и долгим наркотическим «сло-мо».

В принципе, на фантазии воспаленного мозга легко списать любые грехи: врагов, неспособных подняться по лестнице, чудовищную линейность, схематичный облик персонажей, краски, выжигающие экран… Только два последних уровня, где вялый «стелс» бесповоротно мутирует в уродливый шутер — уже не горячечный бред, а реальность.

Британский полевой агент Виолетта Сабо (Violette Szabo), чьи подвиги вдохновили Replay Studios на проект, была казнена в лагере Равенсбрюк, не дожив трех месяцев до дня победы. Ее экранному воплощению уготована иная, на редкость нелепая судьба. Интрига, которую подогревали корявые заставки (что за люди беседуют у окна? кто ранил Саммер? чем завершится история?), испускает дух в тупой пострелушке и плюет в лицо роликом. Восемь часов коту под хвост ради дешевого трагизма…

Не приходя в сознание

С другой стороны, есть на свете штуки похуже коматозного, незрелищного боевика. Например, шутер про Вьетнам по фильму Уве Болла (Uwe Boll), созданный в стенах той же студии…