«Взгляните, направо, пожалуйста - здесь расположена Aнселада с ее красивейшими фонтанами... Так, дети, не выплевывайте жвачку на пол, пользуйтесь урнами. Отойдите от фонтана, молодой человек, он не питьевой, с чего вы взяли? Фрау с зонтиком, перестаньте ощупывать гонады коня герцога Анжуйского - ваш супруг уже побагровел от ревности, да и вообще, постеснялись бы окружающих. А вы, девушка, быть может, все-таки соизволите снять наушники и выключить плейер?! Что? Вы "Турецкий марш" слушали? О, разумеется, извините за беспокойство, наслаждайтесь дальше. Э-э-э... так о чем, собственно, я рассказывал?».
Комическая опупея: 1996-2001
Организованные экскурсии по памятникам старины - дело долгое и, прямо скажем, в большинстве случаев до смерти занудное. Всевозможные «пройдемте сюда», «взгляните на n-дцать градусов вправо» и «обратите внимание на», произнесенные отработанным голосом скучающей роботизированной библиотекарши, способны утомить даже бывалого туриста. Но, как ни крути, заниматься приобщением имбецилов-школьников, половозрелых граждан и зарубежных гостей к сокровищнице культуры все равно надо. На этом поприще уже пять лет пасется французская Cryo - компания, чье имя стало нарицательным обозначением бездушного отношения к работе.
Первой ласточкой «криогенного» эдютейнмента стал Versailles 1685 - бледно-кислый исторический «квестодетектив» на тогда еще ультрановом панорамном движке OMNI-3D. Его самым ярким достоинством, помимо достоверных планов Версаля, была встроенная энциклопедия, страдавшая, ко всему прочему, запущенной формой махрового канцелярита. В упор не заметив стрел критики, окрыленные французы принялись «овиртуаливать» все мыслимые памятники человеческой истории, каждый раз снижая планку качества. В списке жертв оказались Запретный город, Египет, Помпеи, Атлантида, Ближний Восток, средневековая Британия... Наконец, пресытившись, игроделы вернулись к единожды измордованному Версалю.
Рука, уставшая от бесконечной ругани, умоляет написать хвалебный пассаж: «Осознав былые ошибки, Cryo покончила с престарелыми технологиями и таки выпустила квест, увлекательный настолько же, насколько красивый и познавательный». Обломись, рука: ничего подобного дорогая Cryo делать не собиралась и, судя по всему, даже не намерена. В бой по-прежнему идут не изменившийся за пятилетку старец OMNI-3D, его верная спутница Унылая Энциклопедия при активной поддержке Национального Союза французских музеев. Вот уж точно - нежелание ступать в ногу с прогрессом, помноженное на алчность, приносит самые омерзительные плоды.
Туристам на заметку
Одну из главных задач «криогенного» продукта - показать Версаль всем желающим - можно считать выполненной. Все, чего виртуальный турист не почерпнет во время безмолвной прогулки по трехмерной «репродукции» Версаля, восполнят сумбурно-сухие энциклопедические сведения. Картинка, правда, невесть что: разрешением 640х480 в наше время принято разве что детей на сон грядущий пугать, а замыленные картинки-панорамы буквально вопиют о криворукости художников, подбиравших палитру. Глядя на версальские стены, архитектурные детали и даже лица героев, хочется рыдать - так остро чувствуется нехватка true color-режима.
А без минуты дохлый движок словно издевается: дискретные перемещения из одной точки в другую вовсе не мгновенны, как полагал ваш наивный корреспондент. Виды сменяются неторопливо, вальяжно, с почти что королевской грацией, которая, если провести замеры, оказывается равной двум-трем кадрам в секунду. Должно быть, в Cryo мыслят следующим образом - раз мы бродим по загородной резиденции Луи XIV, то нам и спешить некуда.
Однако не будем забывать, что могут найтись желающие взглянуть на Версаль сквозь мутное, запотевшее стекло криогенной камеры. В конце концов, игра стоит гораздо дешевле путевки. Но что делать с балбесами-школьниками, которые, на беду менторствующих французов, с превеликим трудом заглатывают некрасивую наживку? Вариант первый: вызвать родителей в школу. Вариант второй: соорудить подобие интересного сюжета.
Именно так - «подобие». Ничем иным сюжетную линию Versailles 2 язык назвать не поворачивается. Вряд ли кого-нибудь удастся зацепить историей о карьерном росте Шарля-Луи де Фаверолля, молодого французского аристократа, мысли которого заняты лишь поиском шанса уехать в Испанию, к возлюбленной Эльвире. Интриги раскручиваются буквально на голом месте, а прямолинейности сюжета позавидует Байкало-Амурская Магистраль. Вот типичный пример. Герой получает на хранение от работодателя красивейший алмаз с твердым наказом держать его как можно дальше от публики. «Хорошо», - рассуждает игрок, твердо уверенный в том, что ему сейчас надлежит отправиться в гостиничный номер и припрятать драгоценность. Ну да, конечно. Фаверолль не найдет ничего лучшего, кроме как сесть за один стол с именитым шулером и продуть камешек на первом же кону! Выиграть злополучную партию нельзя - сценарий мешает-с.
Скучно, предсказуемо, банально? О да. Зато 99% квестовых заморочек Versailles 2 раскроет даже полный маразматик. Авторская забота об умственном здоровье пользователей не имеет границ: «лишние» на данный момент локации становятся недоступными, «бесполезные» объекты перестают быть «активными», а NPC второго плана выдают заученное «Да вам вовсе не я нужен». Разреши Cryo «проматывать» неудачно сжатые видео-ролики и километры унылого текста, время, затраченное на расправу с местным сюжетом, составило бы максимум 4-5 часов.
Выключая фонтаны
Так быстро, впрочем, от Версаля вряд ли кому-то удастся отделаться. И дело тут вовсе не в упомянутых диалогах, а в сомнительной интересности пазлах, преследующих Шарля-Луи на каждом шагу. Безобидная прогулка в компании с испанским послом оборачивается проверкой усвоения местного энциклопедического материала. Распорядитель садов учиняет нам тест на идиотизм: посадить саженцы трех типов деревьев, тыкая мышью на плане участка. Поскольку принцип размещения саженцев известен с самого начала, от игрока лишь требуется угадать, как вести отсчет, - по или против часовой стрелки. А вот проверка обезьяньих рефлексов - Фаверолль включает и выключает королевские фонтаны согласно свистковым командам заезжего спеца по гидравлике.
Несомненным апофеозом версальской опупеи стала «головоломка», цель которой, по всей видимости, - подготовить еще зеленого школьника к поступлению в технический ВУЗ. Кому не слабО разложить 9 невнятных чертежных набросков в три тематические группы, поднимите, пожалуйста, правую конечность. Гмда, налицо явная противоположность "лесу рук" - так сказать, этих самых рук просека. Но предположим, что в ряды наших постоянных читателей затесались обладатели ярких инженерных способностей и развитой интуиции. Сумеют ли они понять, как называются темы, пользуясь одной лишь встроенной энциклопедией, угадать их верное расположение и количество набросков в каждой? Тут уже не школьнику-имбецилу, а его учителю следует вопить "караул", звонить в милицию, "03" и взывать к небесам одновременно.
Ненавязчивость версальского "сервиса" проявляется даже в мелочах. Недрогнувшей рукой авторы выключают доступ к меню на время решения задачек. Знать, боятся, редиски, что тамошний вопрос "Quit Versailles II?" может подвигнуть школьника на размышления о побеге. Мол, грызи кирпич науки и не думай сдаваться, юный любитель истории. А гневные крики тех, кого угораздило некстати лишиться электричества либо повстречать "синий экран смерти", из офисов Сryo не слышны. Ведь с'est la vie, мать ее.
R.I.P.
В конечном итоге выходит, что хвалить Cryo, кроме усердия и воли к победе, решительно не за что. Кропотливые усилия сотрудников Версальского музея и 3D-художников по воссозданию атмосферы образца 1699 года уничтожены престарелым движком и для верности придавлены крышкой унылого сюжета. Музыка, правда, красивая, но то - заслуга Марэ, Кампра, Куперена и прочих придворных композиторов XVII века, а вовсе не наших современников из Cryo.
Возникают два резонных вопроса: сколько еще «игр», подобных Versailles 2, выпустят “edutainment kings” на полумертвом OMNI-3D, и какой памятник старины стоит на очереди в «криогенную» морозилку? Ставки принимаются во всех букмекерских конторах Москвы, Парижа и Лондона.