Светлая тема

Рецензия на игру Виктория

В наших краях водятся представители древних и многочисленных династий, богатый внутренний мир которых скрывает от посторонних глаз заурядная, с трудом поддающаяся временной идентификации внешность. Пусть вас не смущает мелкобуржуазный пафос: Victoria: An Empire Under the Sun — это не продукт, сделанный на скорую руку циничными прожигателями многомиллионных бюджетов, а всего лишь очередная Europe Universalis со всеми своими ответвлениями, разветвлениями и обширной корневой системой. Но если конь хороший, то и за борозду предки завещали не волноваться. Проверено.

Сотрудники Paradox Entertainment совершили поступок, требующий героического самоотречения. Жаль, что в наши полномочия не входит ежегодное награждение выдающихся деятелей игровой индустрии, — мы отдали бы немало сил для того, чтобы сотрудники Paradox получили приз «За личное мужество».

Теперь, когда стало ясно, что Crown of the North и Hearts of Iron были всего лишь репетицией перед грандиозным спектаклем, логика создателей нетленной EU проступает все отчетливее. Конечно, это мы и хотели увидеть в «Европе» нашей мечты — роскошную графику Crown of the North, пугающей своей бездонной пустотой, и стратегическое обаяние HoI, отталкивающей эстетической инвалидностью. Для воспитанного скандинавами стратега — раздолье, для обозревателя — миллионы выживших нервных клеток.

Кому — война, а кому — мать родна

При всем богатстве внутреннего мира Victoria необыкновенно дружелюбна к игроку, соблазнившемуся на слово «стратегия». Все-таки бум RTS конца 90-х сделал свое черное дело: это слово окончательно и бесповоротно скомпрометировано. Если относиться к делу без лишней серьезности, то Victoria — одна из тех «стратегий», которые всучивают в магазинах любителям пошевелить мышкой на выходных.

Однако стоит углубиться в игровой процесс, и трясина из возникших проблем утягивает на самое дно. EU была больна. Игра, где боевые действия являются единственным способом вести дела, — конформизм, если, конечно, за клавиатуру не берутся какие-нибудь последователи творчества Atomic Games.

Теперь же — чудо! Номинально присутствующая в EU экономическая модель уступила место «монстру» из HoI со всеми невидимыми щупальцами и коготками. Никогда не думал, что щекотка может так действовать на нервы.

И чем дальше, тем больше поражают воображение открывающиеся виды. Тут и изменения в боевой системе, и расширенные возможности работы с бюджетом, включающие в себя потребность в социальной активности и борьбу с криминалом, и — в кои-то веки! — дерево наук. Даже торговля отныне имеет полное право называться таковой.

Свалившееся счастье кажется безразмерным, обескураживает, хотя потом, естественно, привыкаешь — это старая добрая EU.

Но! Чтобы по нашим лицам от излишнего удовольствия не пошли трещины, разработчики предусмотрели высокую степень защиты: временной период по-прежнему избирателен. Какими бы сладкими ни были сны, где объединение Руси неизбежно заканчивается битвой за Берлин, реальностью в ближайшее время они, похоже, не станут. Хорошего понемногу. Всем, кто испытывает страсть к преданиям старины глубокой или стратегическому искусству Второй Мировой войны, следует обращаться к EU2 и HoI. Victoria — это возрождение в духе Imperialism, кошмар начинающего бухгалтера. Только кажущаяся наглядность принесена в жертву всепоглощающему молоху скрупулезности.

И все-таки… временной период в сотню с лишним лет… попахивает предательством. Мало! Всему, конечно, есть разумное объяснение: дерево наук не резиновое, но мы, как заправские максималисты, имеем право требовать большего.

Мечты нефтеэкспортера

Оставим пока в стороне разные обиды по поводу масштабов. Что еще в Victoria вызывает разочарование? Да, по большому счету, ничего. Геймплей серии — величина постоянная, вопрос только в эмоциях.

И главное — забота о нас. Paradox заставляет свою аудиторию думать. Совершать действия, в которых все продумано до мелочей. Впрочем, без курьезов не обойтись, страны вроде России, Индии или Китая — легкий путь к абсолютному успеху. Россия шведам почему-то не удается. Не могут они понять, как с такими территориальными ресурсами можно вечно сидеть на задворках цивилизации. Можно. А Victoria — всего лишь игра. Поэтому каждая лишняя клеточка — кирпичик в монолитной стене экономически богатой империи. Где происходит дело, не так уж и важно.

На фоне иных экономических ухищрений, цель которых — растормошить игрока, это смотрится довольно странно. Мне вообще показалось очень необычным ходом, скажем, изымание выручки от экспорта путем сбора налогов с населения. Такое нашим либералам и не снилось. Не совсем понятно, при чем тут население, если речь идет, по сути, о тоталитарном государстве. Как обычная ботва может участвовать в распределении доходов от экспорта — большая загадка.

Механизм сбора налогов — грамота на листе формата А4. Хорошо еще, что добрые люди посчитали и поделились, а то быть бы всем чертям в гипсе. Но без этого никуда. Если доходы от международной торговли приходится собирать в виде налогов, нужно разбираться.

Пули-дуры

Ну и ладно, Суворов не даст соврать: тяжело в учении — легко в бою. Намаявшись с точными экономическими науками, можно переходить к главному, без чего EU следовало бы считать лишь глобальной версией Capitalism, — к войне.

Тут я был удивлен. В EU мне нравилось понимание разработчиками вопросов подлинной стратегии. Полководца постоянно одолевает множество задач, но одна из них — наиболее важная. Как снабжать армию? Снабжение в те пещерные времена из-за слабости коммуникаций происходило в определенной степени за счет так называемых местных ресурсов. Жрали, в общем, что под руку попадется. Из-за этого поход гигантской армии длительное время не представлялся возможным даже в теории. И в EU дело обстояло именно так. Можно было передвигаться по достаточно широкому фронту, но для генерального сражения приходилось концентрировать силы (помните Наполеона: двигаться — раздельно, атаковать — вместе?). К тому же всегда сохраняется риск, что разделенные армии будут разбиты поодиночке (опять вспоминаем Наполеона).

Иными словами, понятия линии фронта до Первой Мировой войны как такового не существовало. По крайней мере, в стратегическом масштабе. А в Victoria переход от войны маневренной к войне позиционной, когда развитие стрелкового оружия поставило тактическую мысль в тупик, ощутим. Тут-то и появляется сплошной фронт со всеми его преимуществами и недостатками.

Возросший экономический потенциал, развитые коммуникации — все это позволяет вести войну, где одновременно сражаются миллионы, а не мобильные армии по 200-300 тысяч человек. Victoria, будучи настоящей стратегической игрой, в состоянии дать почувствовать разницу.

* * *

В итоге остаются самые благоприятные впечатления. Правда, с небольшой оговоркой: Victoria — всего-навсего — проект класса «три в одном». И трудность заключается лишь в том, готовы ли вы платить за блюдо, в котором вкусовые качества всех компонентов уже знакомы.