Засилье мутантов
Печально сознавать, но в последнее время все больше и больше новорожденных игровых проектов имеют ярко выраженные генетические отклонения. Нет-нет, да и проглянет в младенце какая-нибудь аномалия, вынуждающая селекционеров проводить бессонные ночи в поисках подходящего для дитяти названия. Так, например, относительно недавно мир был потрясен появлением нового направления - FPS с элементами RPG. Последовавшие вслед за этим особи, совмещающие в себе черты RTS и RPG, RTS и Action, и прочие представители позорного племени мутантов, уже никого не удивляли, и даже стали восприниматься потребителями как нечто само собой разумеющееся. В такие тяжелые времена, однако, существуют еще на свете некие бастионы, хранящие верность идеалам генетической чистоты и производящие только тщательно проверенные на наличие мутаций проекты, незамутненные всякого рода примесями.
К их числу относится Viruz, созданный глубоко законспирированной, а потому мало кому известной командой Chili Con Valley. Дизайнеры в этом маленьком коллективе, тем не менее, подобрались на редкость умелые, и потому первое впечатление, производимое игрушкой, оказывается глубоко положительным. Скромная, но функциональная менюшка, суровый главный герой, под стать старикашке Гордону Фримену носящий стильные очки, симпатичного и безобидного вида танк в качестве основного средства передвижения... Ни намека на оригинальность, но...
You have NO friends here
...но уже перед просмотром стартовой заставки рекомендую предупредить окружающих. Возможно, дикий хохот никак не поспособствует улучшению их самочувствия. А дело, собственно, вот в чем.
Оптимистичные прогнозы разработчиков разного рода программного обеспечения по поводу написания самого-совершенного-в-мире-исскуственного-интеллекта, как ни странно, оказались вполне осуществимыми. Корпорация Untel (?!) сподобилась таки на создание подобного AI, который, не теряя зря времени, немедленно захватил власть над миром. Результат прозрачен, - планета контролируется кучкой транзисторов (большой кучкой, конечно, но не в этом суть). Люди, полиция, всемирные сети and more (почти цитата из ролика) с потрохами принадлежат корпорации, за исключением, как вы уже догадались, одного единственного индивидуума, способного повернуть вспять ход истории. Сам по себе вышеозначенный индивидуум ничего особенного собой не представляет, за исключением уже упоминавшихся стильных очков, и угрозы корпорации не несет. Но вот его средство передвижения…
Не скрою, тачку главный герой себе отхватил первоклассную. Мало того, что это ховеркрафт, свободно парящий в метре над землей - это еще и вооруженный до зубов ховеркрафт, обладающий настолько убойной огневой мощью, что даже контролируемая Untel’om полиция опасливо жмется к обочинам. Я, конечно, гиперболизирую, но, по крайней мере, в бой она бросается с отчаянием, ясно заметным по ее поведению, ибо, впав в берсеркерское состояние, даже не пытается уклоняться от выстрелов. Хотя, быть может, это всего лишь проявление мощи вышеописанного искусственного интеллекта?
На борту наше чудо техники (которое, кстати, и называется Viruz’ом) тащит целую кучу всякого вполне стандартного вооружения - пулемет, всевозможные ракеты, лазеры, мины, и тому подобное. Ясное дело, воспользоваться всем этим арсеналом прямо сразу никто не дает, - каждую новую пушку приходится искать в процессе. Поиски, что совершенно логично, сводятся к подбору различного добра, выпавшего из поверженных врагов, расстрелянных ящиков и уничтоженных защитных турелей.
If you don't do it for humanity, do it at least for money...
Ассортимент бонусов, экспроприированных таким нехитрым образом, откровенно впечатляет. Естественно, они могут быть “хорошими” (например, временная неуязвимость, утроенная огневая мощь, доступность всех видов вооружения, и т.д.) и “плохими”. Из плохишей хотелось бы отметить “blocked motor”. Эта милая вещица намертво глушит мотор нашего ховеркрафта, который в один момент превращается в кирпич, падает на землю, и валяется там до тех пор, пока не пройдет действие этой неосторожно подобранной пакости.
Кроме бонусов, в здешних палестинах встречаются, образно говоря, деньги, выражающиеся в виде маленьких слитков золота. Мысль о дополнительном апгрейде нашего танка, возникающая при их виде, однако, оказывается ошибочной, ибо тратятся они совсем на другое дело - на систему save’ов. Да-да, вы поняли правильно - за спокойную жизнь теперь надо платить и здесь. К счастью, после прохождения первой пары-тройки уровней все проблемы с финансами исчезают, и частота сейвов ограничивается только наличием на уровнях особых мест, где игру можно сохранить.
А вообще, заботиться игроку приходится не только о шмотках, деньгах и прочем барахле, но еще и о поиске необходимых для дальнейшего продвижения девайсов (всякого рода ключей, открывающих запертые доселе двери, компакт-дисков с важной информацией).
Не спорю, перечисленные достоинства способны моментально потерять ценность в случае недостаточно аккуратной проработки геймплея. Все-таки геймеры - народ избалованный. Заставь их чуть дольше, чем нужно, искать какой-нибудь ключ или выход из лабиринта, и они уже начинают посматривать в сторону недремлющих конкурентов, одаривая бедняг-разработчиков презрительными эпитетами. Viruz этой беды благополучно избежал. Все пропорции выдержаны очень тонко, - лабиринтов нет и в помине, врагов ровно столько, чтобы хватило боеприпасов, а ключи и диски с необходимой информацией раскиданы с расчетом на их достаточно быстрое нахождение. Короче, процесс протекает в абсолютно легкой и проникновенной атмосфере, чему в немалой степени способствует весьма точное и мягкое управление, позволяющее, в частности, быстро наводить прицел на очередного супостата. Плюс ко всему, главный герой оказывается типом весьма азартным, и в процессе поливания свинцом попавшего под горячую руку охранника что-то увлеченно вопит, свистит и улюлюкает, еще более способствуя наступлению абсолютного и окончательного расслабона.
В такой вот отдыхающей обстановке мне остается только упомянуть о графической стороне дела. Технологически игра представляет собой абсолютный анахронизм (плоское поле, по которому ползает спрайтовый танчик), что, впрочем, не мешает ей выглядеть на довольно-таки современном уровне. Изюминка заключена в крайне аккуратном и методичном подходе к прорисовке персонажей и окружающей среды. Добавьте к этому симпатичные эффекты взрывов и выстрелов, функциональный, хотя и несколько перегруженный стилистическими наворотами интерфейс, неплохую музыку, и вы получите, например, отличное психотерапевтическое средство для приведения в порядок нервов, слегка подпорченных в течение долгого трудового дня.
Pure action
И не обращайте внимания на жалкие потуги авторов обозвать поиск ключей на уровнях “элементами стратегии”. Нет там никаких элементов, только чистый, идейный и безостановочный action. Возможно, не слишком блещущий разнообразием, но где вы видели аркаду с разнообразным геймплеем? Короче, если в вашей душе дремлет желание в очередной раз спасти мир, не затрудняя себя при этом разбором всяких там паззлов, борьбой с неудобным управлением и системными требованиями, то Viruz станет хорошим решением проблемы излишков свободного времени.