- Главная/
- Игры/
- Warcraft 3: Reign of Chaos/
- Рецензия
Zug-zug, дорогие читатели. Давно ли вы науськивали стайки пучеглазых пеонов на конусообразные елки, угощали противника заклинанием "Blizzard" и детонировали взрывоопасных овец? Вне зависимости от того, какой именно ответ - "да", "нет", "отвалите" - крутится сейчас у вас на устах, сообщаем: долгожданный WarCraft 3 оказался вполне благопристойной игрой. Для поддержания драматизма не хватает лишь зычного баритона за кадром, коим принято сдабривать трейлеры всех мало-мальски значимых блокбастеров: "Finally, after years of waiting…"
Орков и зрелищ!
Заводя разговор о WarCraft 3, перво-наперво необходимо провести красным фломастером жирную демаркационную линию. По одну сторону границы окажется тоталитарный "сингл", по другую - skirmish и всенародно любимый multiplayer. Обозревателями, что шныряют туда-сюда через кордон и смешивают понятия, займутся хрупкие, но безжалостные патрульные из числа ночных эльфов. Ибо в стильной коробке с синюшным логотипом спрятались сразу две игры.
Первая зовется "кампанией". Ее цель - тепло поприветствовать новоприбывших, устроить ликбез для самых дремучих гостей, продемонстрировать последние достижения студии Blizzard Film, поведать в меру интересную сказку и отправиться в дальние уголки памяти. После этого вы еще как минимум пару месяцев будете обсуждать сюжетные перипетии с друзьями, давать отеческие наставления гражданам, застрявшим на пятой миссии "за орков" и строчить петиции с требованием выпустить аддон. Таково главное и единственное свойство любого грамотно сработанного "сингла", и WarCraft 3 - не исключение.
Ключ к сердцу обывателя-игрока - максимально понятная завязка, смысл которой укладывается в одну емкую фразу. "На планете Азерот жили-враждовали благородные люди, диковатые орки и депрессивные эльфы, затем пришли орды нежити, понукаемые демонами Пылающего Легиона, и полностью изгадили ландшафт". Все прочие детали - мечтающий о власти принц-паладин, испорченный людским воспитанием орк по имени Тралл и целая свора межизмеренческих рогатых тварей - наматываются на этот каркас с неторопливым усердием паука, оплетающего свою жертву. Blizzard некуда спешить, равно как и вам.
Ядреный эпический коктейль из сюжетных линий WarCraft 2, StarCraft и даже Diablo 2 охлажден до комнатной температуры и бережно расфасован в упаковки из-под детского йогурта. Во избежание приступа аллергии он скармливается аудитории ровными микро-порциями вместе с новыми юнитами, героями и постройками. После прохождения нескольких миссий смутные подозрения, терзающие левое полушарие мозга, обретают форму: в кампании есть всё, что угодно, кроме AI. Психически нестабильный компьютер отправлен в отставку, на смену ему пришли послушные триггеры и скрипты. Это семь лет назад Blizzard могла себе позволить зачитать по бумажке текст брифинга и оставить игрока mano-a-mano с тремя вражескими базами. Сегодня фокус не проходит - современная публика жаждет: а) зрелищ; б) проникновенных диалогов; в) резких сюжетных поворотов; г) ощутить свое превосходство над кусочками раскаленного кремния и уделать, наконец, беднягу Дью. Стоит разработчику проигнорировать хотя бы одну из модных тенденций, как недовольные пользователи начинают нервно листать мануаль в поисках руководства по деинсталляции.
Положительные ощущения подпорчены графикой. Неприлично яркая картинка, свидетельствующая о том, что при создании текстур кто-то явно заигрался с параметром "color saturation". Треугольные модельки с мимикой и движениями героев заштатных аниме-RPG пятнадцатой свежести - инъекция целебного средства "AТi Truform" пришлась бы тут весьма кстати. Во избежание случаев инакомыслия среди казуалов камера припаяна к чугунному рельсу и не проинформирована о существовании полезной функции "zoom in/zoom out". Наследный принц Артус толкает солдатам зажигательную боевую речь и ретируется со сцены прыжками, которым позавидовал бы лунный астронавт Нил Армстронг. Самые юные жители Азерота вызывают искреннее сострадание: тяжело, должно быть, разговаривать, когда твоя челюсть шатается, словно пьяный китобой во время тайфуна. Лошади... нет, не будем о лошадях. Лучше похвалим художников - они действительно старались, фаршируя карты массой мелких деталей, продумывая феерические спецэффекты и на удивление атмосферные антуражи. Они не виноваты, что маркетинговый отдел Vivendi Universal пожелал охватить как можно большую аудиторию, включая тех, кто еще не избавился от ига допотопной вуды.
Строго по сценарию
Враги штурмуют баррикады с явной ленцой - они не хотят умирать почем зря. Полководец Василий Фуфайкин давным-давно раскусил тонкости скрипта в данной миссии и предусмотрительно наштамповал дюжину охранных башен в ключевых точках. Отбив атаку с левого фланга, Василий изрекает: "А ровно через две минуты вы начнете ломиться по центру, знаю-знаю". И подтягивает в район будущей схватки новенькие катапульты. Компьютер об этом прекрасно осведомлен, но ничего не может поделать: его конечности связаны толстыми просмоленными путами сценария.
Штурм базы противника. Неприятельские пеоны с минуту наблюдают за тем, как стайка frost wyrms заплевывает сосульками их родные казармы, после чего принимаются чинить первую попавшуюся свиноферму. Силиконовые юниты даже не пытаются изобразить волю к победе и желание продлить свое никчемное существование. Вася Фуфайкин торжествующе прихлебывает горячий кофе. Думаете, ему скучно?
Отнюдь. Из 32 одиночных миссий принцип "kill 'em all" исповедует лишь половина, да и то с многочисленными оговорками. Вооруженная саперной лопатой "Азарт" Blizzard увлеченно закапывает последние останки серости в RTS-жанре. Беготня по мрачным гробницам, истребление бело-пушистых паладинов и борьба с демонами за тушки зомбированного населения, защита караванов и знакомые еще по StarCraft миссии "выжить за 30 минут" - вот как нынче принято бороться с тоской. "Маста, маста, коммен зи! - восклицает игра. - Я для вас побочное задание приготовила: расстрелять всех до единого вражеских гонцов!" Предложение оторвать филейную часть от земли и двинуться на выполнение дополнительного квеста авторы делают мягко, ненавязчиво, с широко открытыми глазами цвета берлинской лазури. Откажетесь - и вас до самой смерти будут пожирать угрызения совести.
Heroes of
В неравной борьбе за покупателя с RTS-поделками третьего эшелона Blizzard выводит на поле битвы героев. Да-да, дорогие любители Diablo 2, ваши молитвы наконец-то услышаны: "сюжетные" юниты WC3 могут "левелапиться", копить "экспу", осваивать эксклюзивные умения и складывать до восьми предметов в инвентарь. Впрочем, манчкинством здесь и не пахнет: умений всего по четыре штуки на брата, а потолок развития из соображений баланса установлен на высоте 10 уровня. Мана имеет дурацкую привычку быстро заканчиваться, здоровье, как ни странно, тоже. В последнем случае астральные телеса героя стремглав несутся к ближайшему алтарю, где за определенную мзду вновь обрастут алой (вариант: фиолетово-трупной) плотью.
"Геройские" умения узнаются с первого взгляда: вот Holy Light и Aura of Thorns, взятые напрокат у диаволического паладина, вот характерная "розочка" Death & Decay черных рыцарей времен WarCraft 2… Финальный удар наносят Potion of Mana, Ring of Protection +3, Scroll of Town Portal и еще с десяток типично ролевых артефактов. Самое вкусное добро надлежит изъять у праздношатающихся монстров. Процесс занесения в Красную книгу quillboars, wendigo, satyrs и прочих диких штучек, полагаем, живописать не надо - с предыдущим творением Blizzard сегодня не знакома разве что группа товарищей, политкорректно именуемая на Западе как "eyesight impaired".
Ознакомившись с участниками битвы, хочется взять в руки коробку и найти там зеленую нашлепку "Der Grьne Punkt" с надписью "Игра на 100% создана из переработанных идей". Меньше всего изменились люди - крестьяне выкашивают заросли конических елок, опустошают золотые шахты, строят фермы, а войска, как и положено, нарождаются в соответствующих зданиях. Популярная функция "ударить вражину лесорубским топориком" теперь оформлена в виде кнопки "Call to Arms". Заслышав колокольный звон, чернорабочие стекаются к горсовету, хватают мечи и дают... хмм... отпор в течение 45 секунд. Всласть повоевав, уцелевшие граждане сдают оружие на ответственное хранение и молча разбредаются по своим делам. Почти как в сказке про Золушку.
Орки, извечный оппонент человеческой расы, провели в своих рядах тотальные зачистки. Гоблины, огры и некроманты были вынуждены искать новое место работы. Первые, недолго думая, открыли независимые лавки, приторговывающие зельями, свитками, наемниками и транспортными цеппелинами. Последние надули щеки и присоединились к ароматному сообществу восставшей нежити.
Мертвяки ухитрились повторить как минимум две оригинальных находки StarCraft: здания строятся лишь на пропитанной ядовитыми газами субстанции blight (бывш. creep), а сам процесс их возведения - натуральная телепортация. Подвергнутые апгрейду "фермы" превращаются в сторожевые вышки, а желтый металл добывается путем жреческих песен унд плясок вокруг предварительно обработанной шахты.
Пальму первенства в вопросе облегчения жизни уверенно держат декадентствующие эльфы: им даже лес рубить не приходится. Подготовительной работой занимается Главное Древо - под аккомпанимент дудука оно опутывает золотоносную жилу зеленью и генерирует болотные огни. Отправив шарик синего пламени к ближайшей елке, вы получите бесконечный источник древесины.
Само Древо и прочие крупные строения умеют (угадайте с трех раз, старкрафтофилы!) ходить. Точнее, не ходить, а ступать, величественно и плавно. В случае крайней опасности могут дать сдачи, хотя мы бы порекомендовали использовать более традиционные методы обороны. В конце концов, выпустить с пяток баллист куда проще, чем заново возвести и дважды проапгрейдить всю базу.
Несчастный "раш", получивший пинка еще от создателей Battle Realms, вновь горько плачет на обочине RTS-хайвея. Нахрап не проходит-с! Поначалу атаки разбиваются о мигом вырастающие башни. Далее в ход идут тонкие методы курощения. Так, резиновая рамка не способна удерживать более двенадцати солдат сразу - дорогие читатели, попрощайтесь с жестом "обвести всех и послать на". Самых упертых любителей блицкрига здесь предпочитают бить рублем. Хотите командовать армией из пятидесяти бойцов? Без проблем, но учтите: удовольствие придавить противника живой массой снизит уровень добычи золота. Крестьянин набирает в мешок десять кило руды, а приносит домой лишь четыре - остальное съели голодные рыцари. Вполне справедливое решение, не находите?
Отдельно отметим усилия разработчиков в области обучения юнитов правилам простейшего RTS-этикета. Жители WarCraft 3 знают: при нападении на базу следует отбить атаку и вернуться в район предыдущей дислокации. Если хозяин хочет возвести на том месте, где ты стоишь, новехонький свинарник, не следует артачиться - достаточно просто отойти в сторону. Ма-лад-цы.
Участь Васи Фуфайкина
Вторая жизнь детища Blizzard начинается в момент окончания ослепительного финального ролика. Вы знакомы со всеми расами в лицо и возводите боеспособную базу за считанные минуты. У вас есть два варианта. Первый: положить игру в сухой прохладный уголок и раз в месяц аккуратно протирать коробку мягкой тряпочкой. Второй: сыграть... нет-нет, даже не на сервере Battle.net, а в банальный skirmish. С компьютером, которого более не сдерживают ремни безопасности. Вот тогда-то вам и откроется лицевая сторона WarCraft 3 - та самая, ради которой два миллиона корейцев и еще столько же обитателей прочих областей земного шара выложили по $79.95. Порванный на одноименные вязаные изделия Вася Фуфайкин будет вынужден тренироваться, чтобы сломить натиск озверевшего AI и прищучить соседей по "локалке", - ведь настоящие полководцы со скриптами не сражаются.
Владельцам пиратской версии придется сложить зубы на полку: с поддельными серийными номерами вход на Battle.net им заказан. Разумеется, можно покопаться в гнилых отбросах Интернета и выудить оттуда "левый" эмулятор серверной части WarCraft 3, но в этом случае никто, повторяем по буквам, н-и-к-т-о не защитит вас от подлых читеров. Целесообразнее дождаться появления русскоязычной лицензионной версии, которую, как нам стало известно, "СофтКлаб" должен выпустить к концу июля.
Pocket Full of Memories
WarCraft 3 - не шедевр. Великолепны здесь исключительно ролики, семь настоящих произведений цифрового искусства. Сама же игра... просто хорошая. Упрекать Blizzard бесполезно - она обещала нам всего лишь вернуть атмосферу той, ныне легендарной, RTS.
Поэтому констатируем: objective completed.
P.S. Фирменные шутки "от Blizzard": откройте меню Single Player, затем Сustom Game. В окне выбора карты дважды щелкните на каталог Scenario. То, что вы увидите, - вовсе не обычные уровни...
Рецензии пользователейна Warcraft 3: Reign of Chaos3
Несмотря на то, что стратегии не являются моим любимым жанром, «WarCraft 3: Reign of Chaos» сумела зацепить благодаря продуманному сюжету и качественно выполненным миссиям кампании. Для игры, вышедшей в 2002 году, она предложила не только эпический нарратив, но и захватывающую атмосферу, которая остается в памяти даже спустя десятилетия.
История повествует о противостоянии разных рас с фэнтезийном мире. Каждая раса, представленная в игре, имеет свою уникальную историю, подход к ведению войны и набор героев, которые становятся ключевыми персонажами сюжета. Особенно запомнился конфликт внутри человеческой фракции, где мы наблюдаем, как Артас постепенно превращается из благородного рыцаря в одного из самых известных антагонистов игровой индустрии. Линии орков и нежити также не оставляют равнодушными, предлагая увлекательные и драматичные повороты. Именно классный сюжет привлек мое внимание и заставил пройти игру до конца.
Графика хоть сегодня и кажется примитивной и угловатой, в 2002 году казалась впечатляющей. Модели юнитов были детализированными по меркам того времени, а анимации боевых действий оставляли приятное впечатление. Конечно, современные игры сильно ушли вперед в плане визуального исполнения, но на тот момент «WarCraft 3» выглядела настоящим шедевром. Локации, прорисовка окружения и эффекты заклинаний добавляли игре визуальной глубины и яркости.
Отдельно стоит упомянуть русскую озвучку, которая стала одним из символов игры. Персонажи не только говорили яркими и запоминающимися фразами, но и обладали глубокими голосами, что помогало лучше прочувствовать их характеры. Легендарные фразы, вроде "Нужно построить зиккурат» или «Нужно больше золота», до сих пор вызывают ностальгию. Да и вообще играть за нежить я любил больше всего.
Говоря о геймплейных механиках, нельзя не отметить, насколько тщательно были проработаны миссии в каждой кампании. Каждая фракция требует от игрока разного подхода, что делает прохождение разнообразным и увлекательным. Интересные тактические задачи и уникальные способности героев добавляют игре глубину. Сочетание элементов ролевой игры с традиционными стратегическими механиками сделало «WarCraft 3» уникальной для своего времени.
«Reign of Chaos» определенно стоит внимания. Игра, несомненно, имеет свои недостатки, но сюжет, озвучка и атмосферность вывели ее в разряд классических игрушек.
8 из 10