«Патриотизм — это великое бешенство» — написал когда-то Оскар Уайльд. В любящих глазах не отражается правда, и неудивительно, что отечественные игры, посвященные подвигам советских и российских солдат, оставляют желать лучшего. Яркий пример — разрекламированная и сырая «АЛЬФА: антитеррор». В идеологическом смысле Warfare — ее полная противоположность. Трудно поверить, что попсовую RTS про героев-американцев на Ближнем Востоке делали те же самые люди. Впрочем, это не единственный сюрприз. Warfare — последний проект от коллектива GFI Russia (бывшей «МиСТ ленд-ЮГ»). В связи с реструктуризацией, сопровождающей давно ожидаемое объединение «Руссобит-М» и GFI, большая часть сотрудников зеленоградской студии потеряла работу.
Sir, yes, sir!
В Саудовской Аравии произошел переворот — прозападное правительство свергнуто, власть перешла к сочувствующим «Талибану» генералам. Пентагон не мог бросить союзника, и находящийся в стране ограниченный контингент армии США немедленно вступил в бой с силами повстанцев, а в Персидский залив подтянулся флот. Главная задача на первом этапе конфликта — спасти жизнь излишне самоуверенному королю. Если он умрет, государство с многовековой монархической традицией развалится, что чревато неприятностями для Запада (вспомним, что в аравийских песках родился и возмужал Осама бин Ладен). Король не может полагаться на предавшие его войска, американская военная группировка стремительно растет, и в итоге мы получаем классическую формулу «морпехи vs. террористы».
Невнимательный взгляд не отличит Warfare от близких по духу RTS наподобие Joint Task Force и Act of War. С одной стороны — «лучшая в мире армия», вооруженная последними новинками, с другой — бесстрашные ваххабиты верхом на допотопных Т-55 (при том, что Саудовская Аравия — крупнейший импортер американского оружия). Обвел головорезов рамкой, ткнул курсором во врага, пошла потеха. Однако разработчики нашли баланс между двумя крайностями: никто не насаждает пресловутый «хардкор», но игре удалось избежать целого ряда штампов, присущих «Блицкриг»- и C&C-клонам.
Строительство и сбор ресурсов нас не беспокоят. Миссию предваряет экран укомплектования боевой группы. Три столбика символизируют «магазин», «гарнизон» (там ждут своей очереди купленные и уворованные у противника юниты) и, собственно, «ударный отряд» — «добровольцы», участвующие в текущем задании. Боевые машины вряд ли впечатлят игроков со стажем: неизменные «Хамви», «Абрамсы» в трех модификациях (на Mk.III установлен КАЗ!), бестолковые «Страйкеры», М113 плюс солидная коллекция вертолетов — от пузатого «Чинука» до «Апача» и «Черного ястреба». Любителей экзотики порадует захват трофеев. Взяв на дело «лишних» танкистов или пилотов, вы сможете позаимствовать поврежденную или мирно стоящую «на приколе» технику и использовать ее в будущих баталиях.
Грамотное взаимодействие пехоты и танков — основа Warfare. Здоровенный «Леклерк», ползущий по пыльным улочкам очередного безымянного городка, обречен. Пары выстрелов из ПТУРа достаточно (у танка может выйти из строя двигатель или главная пушка, тогда экипажу придется вылезти и все починить). Выбить террористов из хлипкого с виду домика очень непросто. Для этого нужно либо полностью разрушить его, потратив время и дефицитные боеприпасы, либо призвать на помощь рейнджеров, которые, проникнув в импровизированный дзот, пинками разгонят ненавистников демократии. Игра не претендует на реализм. GFI Russia предложила оптимальный вариант: здесь и драйв C&C 3, и глубина Close Combat, и симпатичная картинка Act of War.
Крепость сильна не толщиной стен, а храбростью ее защитников. Проблема в том, что у смельчаков из Юты и Оклахомы могут закончиться патроны. Да и полоски, отвечающие за топливо и количество запчастей в багажнике, тоже удивляют. Если операция затянется, не обойтись без огромного бензовоза и шустрых грузовичков снабжения. Бесконечная халява запрещена: парочка М270 мгновенно опустошит закрома.
Хотя AI такое правило не затрагивает. Ренегаты готовы часами напролет обстреливать нас из ПТУРа, тогда как американский расчет вынужден обходиться четырьмя ракетами («перезарядка» — в ближайшем БТР). Несправедливо, но иначе компьютеру не выжить. Единственная надежда для него — задавить массой. Изучая статистику после окончания миссии, невольно поражаешься крутости заокеанских вояк: соотношение убитых 1 к 10 — не предел. Личный состав необходимо беречь. Уничтожая врагов, бойцы «прокачиваются», и разница между вчерашним рекрутом и пропахшим порохом «псом войны» заметна невооруженным глазом. Есть и другой аргумент в пользу минимизации потерь: павшие герои больно бьют по карману, ибо в Warfare штрафуют за каждый труп, укрытый звездно-полосатым флагом. Пирровы победы быстро заводят в тупик: «старички» на том свете, а приобрести пополнение не на что.
American dream
Поручения высшего командования не блещут оригинальностью. Атака, оборона, засада, конвоирование, ночная вылазка… В рамках одной карты могут уместиться несколько логически связанных задач. Сначала мы с крошечной группой диверсантов взрываем склад артиллерийских боеприпасов, затем захватываем важный холм и, наконец, начинаем генеральное наступление. Грандиозные городские побоища с участием десятков единиц техники и сотен солдат неприлично нагружают компьютер и мозги — схватки на один-два взвода куда динамичнее. Подчиненных много, терять проверенных ребят не хочется — приходится постоянно ставить игру на паузу, координировать действия, подводить подкрепления, загружать «сейвы»… Самостоятельность «демократизаторов» ограничена. Они выбирают, из чего и по кому лупить, но прыгнуть в окоп, напустить дыма (например, перед ремонтом) или рассредоточиться при артобстреле — ни-ни.
Зато Warfare красива. В плане зрелищности ей далеко до World in Conflict, однако в сравнении с Joint Task Force, Act of War и «9 ротой» все очень неплохо. Бойцы прилично анимированы, спецэффекты не пугают «мультяшностью», домики детально прорисованы. А вот с мультиплеером вышел большой промах. Ориентированные исключительно на «сингл» RTS сегодня выглядят ущербными калеками (вероятность появления аддона с многопользовательским содержанием по понятным причинам близка к нулю).
Возвращаться к одиночной кампании незачем, ибо альтернативного взгляда на события не предусмотрено — дюжина миссий за США, и баста! К Warfare вообще нужно подходить в состоянии блаженного неведения. Мало ли что могли наобещать разработчики? Три года назад деревья были выше, трава — зеленее, а в игре, помимо привычного RTS-«рубилова», числился глобальный режим, строительство, тренировка ополчения, политические дрязги… От всего этого осталась лишь трехмерная карта Саудовской Аравии — ее выводят на экран в перерывах между ратными подвигами. Хотите глубже погрузиться в атмосферу? Откройте виртуальный лэптоп и почитайте блог, который ведет наш невидимый герой. Записки с фронта по-своему милы и помогают лучше вникнуть в сюжет; жаль, авторы не развили тему. Традиционной энциклопедии вооружений почему-то нет. Предвижу дежурный ответ: ТТХ и обзорные статьи при желании можно найти на просторах Интернета.
Kiss your past goodbye
Существует расхожее мнение, что из спорта и шоу-бизнеса надо уходить, будучи на пике карьеры. Warfare не лишена недостатков, но это — вершина творчества GFI Russia. Не унылая квазиреалистичная стратегия со знаменитыми зеленоградскими «тараканами» (отсутствие «сейвов» и мини-карты, завышенная сложность, неудобное управление и т. п.), а качественный, интересный и даже немного обаятельный проект. К сожалению, не про «наших».