- Главная/
- Игры/
- Warhammer 40,000: Dawn of War II/
- Рецензия
Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Чушь несусветная. Просто не каждый «звездный ребенок» способен на равных соперничать со своим именитым родителем. Приблизительно такая же участь уготована сиквелам игровых хитов — многим из них суждено вечно греться в лучах чужой славы. Новые возможности? Революционный геймплей? Лучшая в мире графика? Истинного фаната ничего из перечисленного не прельстит. Чем меньше изменений, тем громче дифирамбы — этот подход проповедуют некоторые ветераны индустрии. Некоторые, но не все. Поразительно, насколько Dawn of War 2 отличается от предшественницы.
Война на рассвете
По сути, в Dawn of War 2 произошла смена жанра — от классической стратегии в реальном времени Relic перешла к тактике с элементами RPG. Первой жертвой реформ стало строительство. Нам оставили автоматические турели и мины, а многочисленные домики без следа сгинули в «варпе». Dawn of War бесконечно далека от серии Total War, однако во второй части боестолкновения еще сильнее измельчали — полтора десятка десантников спасают миллиарды невинных жизней (на этой цифре настаивают ключевые персонажи). Нетрудно пресечь хулиганские поползновения орков, но что делают эльдары на задворках Империума? Неужели зеленокожие дурни попали под их пагубное влияние? Ответы будут не сразу — игре присуща недосказанность.
Главный «сюрприз» был известен задолго до премьеры: к космодесанту, оркам и эльдарам в Dawn of War 2 присоединились тираниды. Сбежавшие из Starship Troopers и Aliens «жучары» сжирают целые планеты на завтрак. Межзвездная саранча высаживается, перерабатывает все живое в биомассу, грузит на материнский корабль и двигается дальше. Страшно? Не очень, ведь стройный сюжет и стильные скриптовые сценки заменены пространными диалогами на тему «кто?», «кого?» и «где?». Честно говоря, внимания достойны лишь отсылки к предыдущим частям. Например, ближе к середине игры мы получаем могучего киборга-дредноута, и не просто «одного из» — настоящую легенду Warhammer 40.000 Давиана Тула, командира, который, будучи человеком, возглавлял Темный крестовый поход. Мелочь, в общем-то, а атмосферу поддерживает.
Жаль, создатели миссий работали без вдохновения. Вспомните великолепную кампанию из Company of Heroes… и сразу забудьте. Тут нас встречает осторожная калька с Dark Crusade и Soulstorm, с той разницей, что играть разрешено только за «Кровавых воронов». Три планеты, три противника и бесчисленное множество однотипных заданий (половина — необязательные). Капсула с суперсолдатами приземляется в проблемном районе, и начинается жестокая зачистка. Аудиосистема дрожит от взрывов, экран забивают разноцветные всполохи, хлещет кровища, разлетаются оторванные конечности. DoW 2 с честью носит «взрослый» рейтинг. Спустя неделю в моей памяти всплывают отдельные эпизоды беспощадной мясорубки: дредноут, превращающий истошно вопящего орка в отбивную, банши, азартно добивающая десантника футуристическим мечом, смахивающий на гигантского богомола ликтор, воткнувший гарпун в грудь незадачливого разведчика. А в конце пути героев поджидает «босс». Убить его не то чтобы сложно, но в случае неудачи придется отойти обратно на орбиту — сохраняться нельзя.
Отсутствие базы компенсируют командные точки и специальные здания — их захват гарантирует бесплатное пополнение. Интересно, что AI не атакует оккупированные нами маячки. Даже если из всей группы выжил один израненный боец, битва не проиграна. Ловкий щелчок мышью заставит последнего героя с удвоенной скоростью нестись к ближайшему «медпункту», и после короткой паузы восстановленный до первоначального состояния отряд опять будет готов крушить врагов Императора. Несмотря на упрощения, Dawn of War 2 не назовешь бездумным побоищем. Кроме командира, на операцию можно взять три подразделения (из пяти доступных), и значит, из них нужно выжать максимум. Тактическая пехота во главе с Таркусом отлично стреляет и метает гранаты, Авитус с двумя помощниками прикрывает товарищей огнем из тяжелого пулемета, Таддеус прыгает на «джетпаке» и орудует бензопилой. Расписывать ТТХ дредноута, думаю, ни к чему — брат Давиан вас точно не разочарует. Вот снайпер Сайрус, увы, остался не у дел. В принципе, это логично (в скаутах в основном служат новобранцы), но в плане баланса — упущение.
Если вы не терпите микроменеджмент, обходите Dawn of War 2 за километр. Бросить взрывпакет в окно, активировать защитное поле, вызвать артподдержку, подобрать ящик с боеприпасами, укрыть стрелков за грудой камней, зычно гаркнуть, подбодрив подчиненных — игрок, увлеченно колдующий над «горячими» клавишами, похож на пианиста. Казалось бы, четыре юнита — ерунда, однако хлопот с ними — выше крыши. Фундамент хорош, зачем же авторы возвели на нем панельную многоэтажку из десятков повторяющихся миссий? Получив приказ, мы разбираемся со здоровенным орком и его прихвостнями, потом захватываем древний храм Императора, защищаем реликвию от чокнутых эльдаров… Три боя на одной карте — перебор. В Dawn of War тоже был неказистый «сингл», но от продолжения обычно ждешь большего.
Изредка кровавую вакханалию прерывают «Очень Важные Задания». Оборона уникального производственного комплекса, где нам предстоит сразиться со всеми врагами человечества, и финальная схватка с тиранидами — лучшее, что есть в одиночной игре. Здесь и внезапные атаки, и робкие намеки на сюжет, и долгожданный пафос. В перерывах между подвигами «вороны» обсуждают обстановку, развивают навыки и переодеваются. Незримый дух Diablo витает над DoW 2, подпитывая угасающий интерес. Вроде и не тянет реагировать на очередную просьбу о помощи, а надо. Свежая порция опыта позволит повысить уровень и примерить крутую броню, да и пушка, обещанная за победу, пригодится. И так снова и снова. Четыре категории умений («здоровье», «стрельба», «ближний бой» и «энергия») всякий раз преподносят дилемму, потому что «прокачать» всё невозможно.
Мини-мультиплеер
По-настоящему Dawn of War 2 раскрывается лишь в многопользовательском режиме. Я неожиданно увидел другую игру с другими правилами и другими приоритетами. Битва начинается с выбора «фракции» и героя. Полевой командир лихо рубит недругов и воодушевляет союзников, аптекарь лечит и калечит, техник устанавливает стационарные пушки и подкручивает гайки на стволах. Звучит просто? Попробуйте вникнуть в различные нюансы, продумать тактику и контрприемы. Каждый боец на счету, и лучше отступить и перегруппироваться, нежели стоять до последней капли крови. Четко расписанные роли заставляют комбинировать юнитов. Стрелки обеспечивают огонь прикрытия, снижая боевые параметры врагов, штурмовики незаменимы в ближнем бою, ракеты помогают в борьбе с техникой, гранаты — с пехотой.
А ведь еще нужно помнить о контрольных точках и энергостанциях! Без «денег» не будет армии: брутальные десантники не покинут свои корабли-монастыри, сумасшедшие орки не захотят играть в камикадзе, элегантные эльдары не полезут в телепорт. Как ни странно, тиранидам тоже требуются «requisition points». Их стиль — задавить массой, развиться до мощных созданий и, наконец, добить деморализованного и уставшего противника. Смерть и разрушения — источник третьего, наиболее ценного ресурса. Его называют по-разному, но суть неизменна: за «валюту» продаются бомбы и элитные подразделения.
Прежде чем «выйти в свет», рекомендую потратить денек на «скирмиш», чтобы, по крайней мере, выучить, какое оружие для чего используется. Улучшение уже вылупившихся бойцов, подчас со сменой их специализации, — палка о двух концах. Выгода очевидна, хотя есть и риск. Например, эльдарскому ходуну можно выдать противотанковую или противопехотную пушку, однако тут надо угадать, что нужнее. Если конфронтация затянулась, на поле брани выходят настоящие титаны. Кого удивит розовый кроваво-красный танк? Живое воплощение бога войны Кхейна с пылающим мечом в руке — это действительно круто. Самолетиков, мелькнувших в Soulstorm, к счастью, нет. Толку от них ноль, да и в игру плохо вписываются.
Отрезвление наступает очень быстро. 7 карт (из которых 3 штуки — «1 на 1» и 4 — «3 на 3») — неприлично мало. В Relic работают прекрасные геймдизайнеры, отличные художники, гениальные программисты, неужели там не нашлось студента-второкурсника, способного нарисовать пару десятков арен? Где «2 на 2»? Во время тренировки можно отключить лишние слоты, но как быть с ранговыми матчами? Дабы придушить «читерство» и накрутку статистики, авторы встроили в Dawn of War 2 поиск случайных соперников. Задумка неплохая, реализация — на «троечку». Перед схваткой «3 на 3» приходится долго ждать, пока система подберет остальных участников, и потом страдать от «лагов» и чужой тупости. Ну а дуэли вряд ли спасут ваши нервы. Вроде бы поединок на рейтинг изначально предполагает разделение: новички бьют новичков, профи — таких же маньяков… Не тут-то было! В первый раз я встретился с клыкастым тиранидом с полусотней скальпов на поясе. Ему — очередная тарелка биомассы, а мне каково?
Ошибки рассинхронизации и регулярные вылеты пугают почище инопланетных чудовищ. Зато есть модный нынче «кооператив»: позвали приятеля, пробежали вместе несколько уровней и дальше снова играете в одиночестве. Вот на час компаньона не найти — чтобы пригласить напарника, необходимо знать его псевдоним в LIVE. Спасибо, что хоть IP не спрашивают.
Почти
Dawn of War 2 близка к идеалу, но на финишной прямой силы будто оставили разработчиков.