- Главная/
- Игры/
- Warhammer: Печать Хаоса/
- Рецензия
Создать что-то новое в фэнтезийных RTS не просто сложно, а почти нереально. За свою жизнь я столько раз пускал под нож стада орков и драконов, что сбился со счета. Warcraft и его подражатели населяют лишь верхушку огромного айсберга. Кроме секты беспомощных клонов на свете существует поразившая нас феноменом «indirect control» Majesty, ролевая SpellForce, «геополитическая» Kohan, тактическая Myth… Неразлучная парочка Dark Omen и Shadow of the Horned Rat всегда пребывала чуть в стороне от всеобщего праздника. Обожание фанатов, непонимание рядовых игроков, а в итоге — тьма и забвение.
Возрождение великой серии выпало на долю Black Hole Entertainment. И то верно — кому, как не авторам скучнейшей Armies of Exigo, бередить нетленные мощи? Впрочем, умение копировать чужие хиты пошло предприимчивым венграм и их игре на пользу.
Скриншоты209
Перестройка — карашо!
Для начала выбросьте из головы скриншоты, которыми потчевали публику коварные маркетологи из Namco. Ближние планы, аккуратные формации, сотни бойцов в кадре — все это заранее срежиссированная постановка. Warhammer: Total War остается несбыточной мечтой; Mark of Chaos куда больше похожа на Warlords Battlecry и Dark Omen.
Заказывая «интро» у соотечественников из Digic Pictures, разработчики не слишком рисковали. К спецэффектам Terminator 3 не подпустят кого попало. Да, кровавый мини-фильм не связан с сюжетом, но, поверьте, выглядит он не хуже знаменитого видео из Dawn of War. Увы, наш герой по имени Стефан фон Кессел так и не удостоился отдельной роли. Защищая рубежи от подступающих орд, талантливый военачальник, бесстрашный воин и слуга Империи не подозревал, какую судьбу ему уготовил бог Сигмар. Внутренние враги опаснее внешних. Кто бы мог подумать, что сын сожженного заживо еретика станет спасителем человечества (во всяком случае, его цивилизованной части)?.. На противоположной чаше весов, естественно, отдыхает обожравшийся стероидов чемпион Хаоса. Желающих примерить рогатый шлем ждут не менее грандиозные подвиги. Жалкий и бесперспективный патриотизм не чета вечной славе и личному бессмертию.
Возможность почувствовать себя «плохим» — приятная деталь. Пора бы уж! А вот формальное разделение на стратегический и тактический слои предназначено, скорее, для выжимания ностальгических слез. Уродливое оформление, города-близнецы… Старенькая Warlords Battlecry 3 с легкостью кладет игру на обе лопатки.
Наткнувшись на неприятеля, можно, наконец, заняться делом. Каждая битва начинается с расстановки отрядов. Хитростей здесь не предусмотрено, и то, что компьютер предлагает «по умолчанию», вполне подойдет. Сохраняться нельзя, однако молниеносные столкновения редко дают время для отступления и перегруппировки. Или пан, или пропал. Штучного производства карты гарантируют массу развлечений. Оборона деревушки, штурм крепости (с лестницами и обрушением стен), эвакуация угодившего в западню «монаха», истребление крыс-переростков… Никакого строительства и охоты за ресурсами, лишь симфония безжалостного металла и мягкой податливой плоти. Потери среди братьев по оружию нежелательны, но допустимы. Единственная особенность заключается в том, чтобы не проворонить весь взвод. Даже если в команде осталось несколько солдат, после завершения миссии вы сможете разом восстановить «популяцию» — нашлись бы деньги. Еще один фокус, прибывший из Dark Omen.
Трепетное отношение к первоисточнику радует, да только прогресс не стоит на месте. Тактика — по нынешним меркам — условна. Удар с тыла? Плюс к повреждениям. «Чардж»? Очередная прибавка к невидимым циферкам. Забудьте шикарные картины из Rome и Medieval 2, когда тяжелая кавалерия на всех парах влетает в гущу пехоты. Несмотря на происхождение (Black Hole основана кинопродюсером), голливудский размах не прельщает обитателей «черной дыры».
Необходимость учитывать морально-психологическое состояние войска сегодня воспринимается как должное. Посеяв панику в стане трусливых гоблинов, добейте убегающих, иначе через минуту они вновь пойдут в атаку. Увы, напрашивающееся сравнение с Medieval 2 опять не в пользу Mark of Chaos. Чересчур примитивно. При этом некоторые аспекты Dark Omen были дополнительно упрощены. К примеру, раньше постоянно приходилось обращать внимание на чувствительность врагов к конкретным заклинаниям и видам оружия. В MoC различия если и есть, то без смысловой нагрузки.
Странноватый «friendly fire» подливает масла в огонь. Неудачный выстрел из пушки разносит в клочья бедолаг, оказавшихся на пути ядра, но зато лучники и «мушкетеры» не ведают промахов. Шеренги средневековых «снайперов» методично обстреливают свары, в которые превращается любая потасовка. Medieval 2 не опускалась до таких вольностей, хотя The Creative Assembly явно стремилась угодить вообще всем поклонникам RTS.
Аналогичное сочетание пирогов и навоза демонстрирует графика. Без преувеличения отличные модели не в силах закрыть собой старомодную траву (серо-зеленые пучки больше смахивают на недельную щетину мексиканского мачо), невыразительную анимацию и регулярно накатывающие тормоза.
Безумства храбрых
Важнейшая часть Mark of Chaos — герои. Наше «второе Я» и его спутников можно приодеть, посадить на лошадку и прицепить к отряду — под началом бывалого командира воины сражаются эффективнее. Героям далеко до настоящих RPG-персонажей, но три параллельные ветки позволяют вырастить непобедимого «пса войны», лидера, способного завести толпу, либо отъявленного каналью и дуэлянта (нелинейное развитие, да).
Немного остановлюсь на последнем пункте. Заприметив во вражеском лагере офицера, не спешите натравливать на него разнузданную компанию мечников. Истинный джентльмен предпочтет швырнуть в конкурента перчатку и самостоятельно порубить его на окрошку. Едва магический круг отсекает сблизившихся соперников от остальных участников, мы начинаем давить на кнопки, активизирующие спецприемы. Конечно, в плане зрелищности Mark of Chaos не ровня новейшей Sid Meier's Pirates!… Впрочем, главное — результат. Жаль только, что смерть горячо любимого генерала не смущает противника.
Другой неотъемлемый элемент «role-playing strategy» — одинокие прогулки по грибы. Из променадов по кишащим мертвяками развалинам или разборок с вампиром и его прихвостнями можно было сделать полноценное приключение (вспомните великолепные квесты The Breath of Winter и The Shadow of the Phoenix), но чего нет — того нет. Пришел, увидел, накостылял — и вся недолга.
Прокачка же рядовых ратников стала интереснее. Черепа на погонах — это замечательно (от опыта напрямую зависит размер отряда), однако знаменосец, музыкант с дудкой или здоровяк-сержант, которые есть в любом городке, тоже не помешают. Равно как и новое обмундирование. Наличности обычно достаточно, а крепкая броня и острый ножик спасут немало жизней.
Марка качества
Выходит, для успеха нужна лишь хорошая лицензия (дабы художники не извлекали чудищ из собственных кошмаров) и позабытая миром игра, готовая предоставить геймплей. Я более чем уверен: действуй Black Hole с нуля, мы бы сейчас пинали трупик. Надеюсь, «дурной пример» окажется заразительным. Господа разработчики, сверкните эрудицией! Вместо того чтобы день и ночь корпеть над безликой копией «Блицкрига» или очередным «убийцей Half-Life 2», копните глубже. Ведь история циклична.