- Главная/
- Игры/
- Жанна д'Арк/
- Рецензия
Миру известно немного женщин-военачальников. Еще меньше воительниц история обессмертила. Право, кто сейчас вспомнит какую-нибудь Марию де Гиз? Зато Жанну д'Арк знает каждый, даже спустя шесть столетий после ее смерти. И неудивительно — хрупкая крестьянская девушка смогла предотвратить практически неизбежный в тот момент, трагический для Франции исход Столетней войны, усадила на трон Карла VII и отбросила англичан к северным рубежам страны. Но вряд ли спасительницу французской монархии и государственности помнили бы столь хорошо, если бы ее не сожгли на костре Инквизиции.
Чувствительные натуры, впрочем, могут не беспокоиться. Сценаристы Enlight решили, что игрока не следует расстраивать такими жуткими подробностями, и попросту переписали историю. После заключительной восьмой миссии — коронации Карла в Реймсе — Жанна «таинственно исчезает» и отправляется назад в родную деревню, «посчитав, что ее долг перед страной выполнен». Авторов, видимо, не смутил даже тот факт, что в то время Париж все еще находился в руках захватчиков. Ну конечно, главное ведь — хэппи-энд посопливее. Схожим образом были скомканы и обезображены образы главных действующих лиц и исторические реалии. Скажем, в действительности Жанна никогда не брала в руки меч, лично в боях не участвовала и уж подавно не убивала предводителей английского воинства.
Непонятно, зачем студия, всю свою жизнь создававшая экономические стратегии, вдруг решила выпустить трехмерный экшен, совмещенный с RTS. Видимо, Тревору Чану не давал покоя успех популярного консольного сериала Dynasty Warriors, использующего схожую формулу. В конечном счете, ни приличный клон, ни нормальная стратегия, ни даже достойное «рубилово», не говоря уже о куцых ролевых элементах, у разработчиков не получились. Каждая составляющая проекта хромает на обе ноги, а их сочетание порождает совершенно непотребный для организма геймплей с огромным количеством ошибок. Кажется, перед нами первый кандидат на звание худшей стратегии года.
…а неведома зверушка
Joan of Arc разделена на две части. В первых четырех заданиях нам придется бегать в режиме от третьего лица с небольшими отрядами и собственноручно резать всех попавших под руку англичан. В пятой миссии авторы разрешат, наконец, переключаться в режим RTS, где можно развлечься вербовкой юнитов и сооружением осадных механизмов. Количество новобранцев, впрочем, ограничено числом годных к армейской службе жителей поселения, где находятся заранее «построенные» дизайнерами уровней казармы. Ассортимент же всегда одинаков: легкая и тяжелая пехота, maceman, poleman и пара вариаций стрелков.
Подобно казармам, места, где производятся пушки и требуше, размещены в «нужных» точках руками создателей. В основном эти лесопилки и шахты находятся в непосредственной близости от очередных ворот очередного замка, который нужно будет штурмовать. А самая оригинальная деталь заключается в том, что управлять ими, то есть просто отдать приказ произвести новую мортиру, может лишь один из героев — герцог Алансонский, и никто иной, причем исключительно в action-режиме, подбежав к скопищу ресурсов вплотную.
Среди остальных построек замечены: кузница (покупка стрел, артефактов и доспехов, набор которых донельзя скромен), бакалейная лавка (приобретение съестных припасов для моментального восстановления здоровья во время сечи), а также один раз встретившийся магазин, где за звонкую монету продавали все те же средства для осады замков.
«Зарабатывать» золотые луидоры придется в бою, собирая их с поверженных противников. Помимо денег, из трупов высыпаются стрелы и провиант. Наконец, весь этот хлам можно достать из бочек и ящиков, но лишь специально предназначенных для разрушения, — остальные прочнее алмаза.
Артефакты и оружие лежат в разбросанных по карте сундуках. Разнообразие крайне невелико; по сути, они прибавляют по несколько очков к показателям персонажа, увеличивают дистанцию стрельбы или мощность экипированного меча. Оружие вообще выдается порционно, — в строго отведенных дизайнерами местах вы сможете найти новую алебарду +4 специально для герцога Алансонского, чтобы сменить найденную в предыдущей миссии пику +3. Аналогично возникает и возможность приобретения доспехов у кузнецов. Вероятно, разработчики пытались таким образом выправить баланс, но вместо того лишь добавили несколько капель в чашу с эликсиром скуки.
RPG-составляющая также не впечатляет. За убийство солдат противника и выполнение заданий Жанна & Co. получают уровни и, соответственно, очки для распределения между параметрами и усиления/изучения немногочисленных комбо-атак. На практике эти приемы применяются посредством знакомого нажатия кнопок мышки в определенной последовательности. Правда, зрелищностью они не отличаются, а потому быстро приедаются. Собственно, какой в них вообще может быть смысл, если противников, включая боссов, можно перебить банальным «закликиванием» или уничтожить взрывающимися стрелами рукой одной только Жанны?
Равнозначную «ценность», кстати, имеет и артиллерия. Я практически всегда оставлял пушки бездействовать, переключался в action-режим, после чего сначала снимал при помощи все тех же «exploding arrows» лучников со стен и башен, а затем легко выносил ворота. Уничтожение остальных стрелков и остатков гарнизона — дело времени (надеюсь, ваша мышка переживет столь нахальную долбежку по кнопкам). Лишь в одной миссии пришлось основательно попотеть при осаде, да и то из-за ответного обстрела со стен. А как понимать беспрецедентную задумку с подкупами, когда Жанна носится, словно угорелая, по бранному полю среди наемников и мгновенно «подкупает» их при помощи всего одной клавиши?
Вообще-то никакой внятной тактики нет. Любое сражение превращается в большую свалку, — нам остается лишь наблюдать за ней или самому принимать в потасовке участие. Ни один из приемов современных RTS не задействован, даже в Dune 2 приходилось больше думать над штурмом вражеских укреплений. Львиная доля подобных недостатков обязана своим существованием слабому AI. Противники не обучены приемам ведения боя, пехота не прикрывает стрелков, отсутствуют боевые построения и координация между различными видами войск противника.
Главная директива врага от первой и до последней схватки — радостно нестись навстречу неминуемой гибели от руки Жанны и ее воинства. На этом фоне особенно хорошо видна особенность единственной извилины, имеющейся у лучников, — выстрелить и попытаться отбежать. Когда огромная толпа наших воинов носится по всему экрану за бодро улепетывающим владельцем арбалета до победного смертельного удара, происходящее напоминает самый настоящий цирк.
Но примешь ты смерть от коня своего
Еще хуже обстоят дела с технической стороной игры. Артиллерийские единицы постоянно застревают друг в друге, умудряясь при этом зацепить и пригвоздить к земле половину армии. Если вас угораздит построить требуше, готовьтесь к тому, что в нем будет увязать каждый пробегающий мимо юнит. Очень легко попасть в затор в узких проходах какой-нибудь крепости, столкнувшись с парой солдат. Иной раз спасает лишь загрузка сохраненной игры. Но настоящая катастрофа для AI — лошади. Решившись посадить Жанну или кого-нибудь из ее окружения на замечательно смотрящегося парадного иноходца, вы наверняка увидите, как треклятая коняга притянет к себе магнитом кучу пробегающих мимо вояк, а наездник рано или поздно намертво застрянет между каким-нибудь встречным деревом и холмом.
При этом как конница, так и пушки отличаются поистине фантастической неповоротливостью, выбирают самые несуразные траектории для перехода между двумя точками и являются постоянным источником раздражения и головной боли. Становится ясно, почему в игре отсутствует такая распространенная в то время боевая единица, как кавалерия. Полезность лошади в action-режиме также приравнивается к нулю, поскольку управлять ей очень неудобно, а пытаться рубить противников верхом — себе дороже.
Story. Line.
Последней горстью гвоздей в крышку гроба Joan of Arc становятся «труды» сценаристов и дизайнеров уровней. Фактически на протяжении всех восьми миссий нас заставляют зачищать громадные карты от собирающихся по всей местности в небольшие группы войск противника или захватывать укрепления. Ярче всего талант разработчиков проявился в побочных заданиях, — нам предлагают разыскивать разбежавшихся по лесу жителей города или доставлять любовные письма. Особенно запомнился эпизод, где население очередной деревни потребовало сопроводить одного из крестьян на ближайшую ферму, разбить там для него несколько бочек с провизией, а затем отконвоировать обратно. Впрочем, недалеко ушли и сюжетные поручения. Так, на седьмой карте нужно будет обшарить все укромные уголки и собрать сто золотых слитков, чтобы в финале вручить их старосте поселка.
Но больше всего поразили, конечно, искусственные ограничения при исследовании карт. К примеру, пятый и шестой эпизоды проходят на одной карте, однако территории шестого отделены низеньким хлипким заборчиком. Миновать его невозможно, пока не будут выполнены все основные указания. А потом он сам чудесным образом испарится. Еще лучше выглядел частокол в седьмой миссии, который в конце концов тоже исчез, оставив светлую полосу на текстуре.
Наконец, Enlight зачем-то понадобилось включить в игру одну из самых сомнительных особенностей некоторых консольных игр — убегающего «босса». Представьте себе: вы долго и упорно сражаетесь с предводителем английского полка, а он, израсходовав запас восстановителей здоровья, выдает потрясающую фразу, вроде: «Ой, я и не предполагал, что ты такая сильная. Но я обязательно отомщу». И сматывается прямо на виду у Жанны и стоящих вокруг солдат французской армии. С подобными фокусами вы столкнетесь неоднократно.
А где же интересный, захватывающий сюжет? Занимательные диалоги? Оригинальные задания? Восемь раз подряд нас заставляют потратить несколько часов на уничтожение английской пехоты и выполнение мелких дурацких поручений. Да и тех кот наплакал. Игровой процесс оказывается банальной рутиной. Это не эпическое освобождение севера Франции, а скучнейшие линейные похождения дико урчащей в бою женщины и ее приспешников, не вызывающие ни интереса, ни симпатии.
Достоинства движка предлагаю оценить самостоятельно по скриншотам. Добавлю лишь, что невыразительные спецэффекты, блеклая повторяющаяся палитра и отсутствие интерактивности окружающего мира окончательно вгоняют в сон. Разве что замки с внешней стороны смотрятся эффектно, но за их стенами вы обнаружите лишь кучу домов-коробок и две модели местных жителей, одинаковых на всю игру. При этом скорость работы ядра донельзя низкая, особенно когда ему приходится отображать десятки боевых единиц, не выделяющихся ни замечательным внешним видом, ни количеством затраченных на них полигонов. Enlight умудрилась сэкономить даже на озвучке редких куцых диалогов и роликах.
Bugs & Warriors
Разработчики не желают останавливаться на достигнутом. Префикс Wars & Warriors — вовсе не красивая приставка, а название серии, в рамках которой планируется выпустить несколько подобных Joan of Arc игр. Разумеется, если упомянутые недостатки не будут исправлены, на хорошую их оценку Тревору Чану надеяться не стоит. Хотя лучше вообще раз и навсегда завязать с такими экспериментами.