Графическая новелла Алана Мура (Alan Moore), Дейва Гиббонса (Dave Gibbons) и Джона Хиггинса (John Higgins) Watchmen в 1988-м получила престижнейшую премию «Хьюго», и недаром. В стильной мрачной повести авторы смешали злую политическую сатиру, горечь личных трагедий и печальные размышления о том, что миру совершенно не нужны спасители, а лекарство для больного человечества зачастую страшнее недуга. За триумфом последовали долгие мыкания с авторскими правами и лицензиями. Правдами и неправдами «Хранители» проложили путь в одноименный фильм Зака Снайдера (Zack Snyder), принятый попрохладнее, и, конечно, в сопутствующую игру.
Неудивительно, что лучшие черты The End is Nigh — наследие первоисточника. Удивительно, что этого вклада оказалось почти достаточно.
Скриншоты112
Кто? Герои в кожаных пальто!
…В тридцатых годах XX столетия волна преступности, подстегнутая Великой депрессией, захлестнула США. Не в силах смотреть на царящий беспредел, несколько нью-йоркских копов создали тайное братство. Спрятав лица и облачившись в наряды супергероев, они начали вершить добро и порядок самостоятельно. О «неуловимых мстителях» пронюхали журналисты, и на искателей справедливости обрушилась слава, почет и уважение… Группа, сменив состав и название — с Minutemen1 на Watchmen, — просуществовала до 1977-го, поддерживая американскую военную машину и вселяя в людей уверенность в завтрашнем дне. Результат их стараний — тоталитарный режим, захлебывающиеся от ненависти граждане и погрязшая в коррупции власть.
В действительности никаких выдающихся способностей, кроме, пожалуй, мастерского владения боевыми искусствами, у Хранителей нет. Исключение — доктор Манхэттен, физик-ядерщик, после нелепой гибели ставший то ли сверхчеловеком, то ли богом. Он видит прошлое и грядущее, возникает в произвольной точке галактики по собственному желанию и манипулирует атомами. Легко понять, что за жертву науки играть не дают.
Действие кинокартины происходит в 1985 году альтернативной истории, когда непоколебимый Ричард Никсон, счастливо избежавший Уотергейтского скандала, увольняет бесполезных уже Хранителей, а Советский Союз вводит войска в Афганистан. Сюжет The End is Nigh предшествует этим событиям: Комедиант еще работает на правительство, Роршах и Ночная Сова гоняют уличные банды… Доблестной парочке и посвящен первый эпизод Watchmen.
Открывай, медведь, Сова пришла
Ночная Сова, озвученный Патриком Уилсоном (Patrick Wilson), — типичный «супергерой», наружностью похожий на Бэтмена. Металлизированный костюм обвешан всевозможными ультразвуковыми излучателями, электрическими разрядниками и инфракрасными очками. Чуть медлительный в движениях, Сова ставит непробиваемые блоки и сворачивает челюсти бритоголовых толстяков смачными апперкотами.
Роршах, разговаривающий голосом Джеки Хэйли (Jackie Earle Haley), куда интереснее. Он из тех персонажей, которые популярны то ли вопреки, то ли благодаря своей непривлекательности и антисоциальности. Его маска — чернильное пятно, постоянно меняющее форму2, его идеология — запредельный моральный абсолютизм. Герой (антигерой?) не верит в компромиссы, в милосердие, в покаяние грешников… да ни во что! Сутулый, в коротком кожаном плаще, идеально чистом, несмотря на грязь и моросящий дождь, Роршах достает руки из карманов лишь для того, чтобы убивать или вскрывать замки (за взлом отвечает испытание, напоминающее аналог из Fallout 3, только посимпатичнее). В The End is Nigh у него отобрали крюк-кошку, и там, где Сова скачет по крышам, человек-чернильное пятно одолевает скользкие водосточные трубы. Он с поразительной ловкостью уходит от нападающих, умеет выбивать у врагов оружие и обращать его против прежних владельцев, не применяет технологические прибамбасы, но как впадет в ярость — берегитесь.
А кругом ночь, а кругом нуар, цеппелины в непроглядном небе и лютые, бешеные головорезы, изрисованные граффити дома и тупики, заполненные мусором и захваченные отбросами общества, неверные отражения в мокром асфальте, дрожащий свет фонарей и вечный стук капель по поднятому воротнику. Перечень локаций — набор клише: знакомая по кино тюрьма Синг-Синг, забитая ополоумевшими зэками, вонючая канализация, городские задворки, портовый район и, наконец, строящееся высотное здание. И дело не в детальных текстурах, не в динамическом освещении, не в ярком зареве пылающего бензина… однако что-то оживляет шесть линейных уровней The End is Nigh, и они стоят целого мегаполиса из Web of Shadows.
Давно я не давил кишки наружу…
От подобного проекта наивно ожидать стад розовых зайчиков и пушистых медвежат. В Watchmen все для драк, ради драк и во имя драк, даже с управлением расстарались — по удобству оно сопоставимо с Oni. Любые вопросы решают кулаками и ногами, жестко и жестоко. Конечности никому не отрывают, но кровь хлещет исправно, и лежачих здесь добивают двумя пинками по почкам и хуком в зубы. Комбо-атак много, а чтобы их использовать, надо искать специальные фишки. Зато потом пальцы ловят правильный ритм, и каждый третий удар отправляет соперника в нокдаун. Беда в том, что полчища противников различаются внешним видом и комплекцией, а не поведением. Из-за этого со временем надоедает и превосходная анимация ударов, и эффектные fatality в slo-mo, и особенно — универсальное уравнение «блоки + контратаки = победа». Длись игра дольше трех часов — от нее можно было бы устать.
Если не воевать, то делать в Watchmen нечего. Поиск секретных закоулков занимает ненадолго, аркадные элементы не предусмотрены. Нажали на клавишу — и напарники сразу изящно прыгают, шустро перелезают через заборы и точно метают кошку. Упасть в сточную канаву — и то нельзя! Остается пройти миссию, посмотреть стилизованную под комикс заставку, позлорадствовать над неудачниками из ФБР, и снова в бой, покой нам только снится. Мур и Гиббонс подарили «Хранителям» шикарную атмосферу, но из одной атмосферы шедевр не выковать. Слишком мало. Слишком монотонно. Слишком скупо на оригинальные задумки.
1Minutemen — первоначально, отборные стрелки колониального ополчения Тринадцати Штатов, прославившиеся в Войне за независимость.
2Маска и заработала Уолтеру Ковачу кличку «Роршах», по фамилии Генри Роршаха, разработавшего известный психологический тест: пациенту показывают таблицы с аморфными «кляксами» определенной формы и анализируют его реакцию (ассоциации, позу и поведение).