- Главная/
- Игры/
- Первая мировая/
- Рецензия
Последние месяцы меня неотступно преследует болезненное чувство. Распаковываю коробку с диском, устанавливаю, запускаю… Ба — да ведь я уже в это играл! Дело тут даже не в том, что проекты разных студий чересчур похожи друг на друга (хорошие идеи всегда в дефиците). Просто внутри всякий раз оказывается одна и та же игра. Чистой воды мистика.
Мостостроительная стратегия
Мимолетный взгляд на интерфейс — и можно спокойно откинуться на спинку кресла. Не позволяйте «сюжету» смутить вас — в гости вновь пожаловал дядя «Блицкриг». Строительство не предусмотрено. Тем, кто желает лично собирать под своими знаменами ополченцев и подкручивать гайки на стволах, прямая дорога в «Антанту» — там подобного добра в избытке. На старте мы получаем готовую армию и лаконичное задание; изредка «старшие командиры» выдают подкрепление, но, как правило, проявления щедрости подозрительно совпадают по времени с приказом о наступлении. Намного приятнее, если родина дарит инженерный автомобиль. Возможность оперативно вырыть траншею (в «диком» 1914 году саперные лопатки полагались лишь спецвойскам), натянуть колючую проволоку и поставить пару-тройку противотанковых ежей никому не повредит. Особенно бесплатно.
Возведение мостов реализовано в стиле The Settlers: Heritage of Kings — Nebula Realm. Два берега раньше связывала переправа? Трудолюбивый «стройбат» чуток помашет молотками и все восстановит. На «нет» и суда нет — строить с нуля нельзя.
Три «фракции» (Россия, Германия и Антанта) заметно разнятся. Конечно, на тактике это сказывается слабо, но вы вряд ли перепутаете российский «Вездеход» (согласно встроенной «энциклопедии», главным недостатком самовара на гусеницах была ужасающе низкая проходимость) с разукрашенным крестами и пушками 30-тонным A7V, за размеры и экзотический облик прозванным «походной кухней». Видно, что авторы не зря копались в пыльных архивах, выискивая забавные словечки и переписывая ТТХ экспериментальной техники. Одной кавалерии сколько! Кирасиры, уланы, рейтары, сенегальские спаги, драгуны… Хотя название и цвет мундира не имеют принципиального значения — наездники мрут одинаково быстро и весело, забирая с собой ни в чем не повинных лошадок. Специально для патриотов завезли именитый пулемет «Максим» и настоящий «краснознаменный» бронепоезд.
Миссии оставляют сумбурное впечатление. Интересные карты с «многоэтажными» поручениями свалены в кучу вместе с «классическими» RTS-забегами «kill 'em all». Мы конвоируем пленного немецкого офицера, разрушаем стратегически важный мост, отражаем натиск психованных «зольдатен», затем переходим в контрнаступление… Пример неудачного стечения обстоятельств — начальная битва за «царя и отечество». В полях «Первой мировой» без артиллерии делать нечего. Вы можете нудно мудрить, пугать врагов коварными фланговыми ударами — без толку. Единственный ведущий к победе вариант — собрать толпу и в лучших традициях жанра закидать недругов шапками. Но об осторожности забывать не стоит, иначе меткий выстрел из гаубицы лишит вас половины войска — юниты обожают тесниться на пятачке метр на метр.
Небольшое оживление в зале вызывает «интервенция в Советскую Россию», которую мы наблюдаем глазами одного из командиров Красной Армии. Увы, эйфория от встречи с чем-то сравнительно необычным бесследно исчезает, когда в ответ на ласковый тычок курсором слышится привычное: «Ясно, ваше благородие». И это говорит не паршивая белогвардейская контра, а родной пролетарский товарищ. Тьфу!
Внешний вид — лебединая песня «Блицкрига». Весной 2003 года «движок» игры мог затронуть потаенные струны души. Нынче же плоская, словно масленичный блин, земля, крошечные тараканоподобные фигурки и отсутствие «зума» — не «ретро», а обыкновенный архаизм. Человек, игравший в Rome: Total War и «В тылу врага», не взглянет на экран без эстетических судорог.
Великий и ужасный танк
В тактике, на сайте игры скромно именуемой «позиционной войной», зияют немаленькие дыры. Среднестатистическая атака выглядит следующим образом. Группа не ведающих страха самоубийц бежит вперед, к окопам. Они обречены. Цель их короткой жизни — выявить скопления техники и живой силы, позволив игроку вслепую «отутюжить» местность из дальнобойных орудий.
Если у кого-нибудь в рюкзаке оказался бинокль (в начале прошлого века такие диковинки попадались нечасто), фокус упрощается до предела. Правда, угадать, где расположены пушки, и без того очень легко — пресловутый «туман войны» не скрывает аккуратные стенки из мешков с песком. В итоге неприятель сидит за брустверами, а мы неспешно пьем чай, меняем зоны обстрела, подгоняем фургончики с боеприпасами и ждем. Выдвигать отряды вперед категорически противопоказано. Пехоты мало, а без нее — как без рук; ворох снарядов не мешает злодеям щелкать наших «соколов» на подлете. Необходимая уступка, понимаю, но зачем же доходить до идиотизма?
Еще одна гадость связана с ближним боем. Лихим «чапаевским» подвигам места в игре не нашлось. Вообразите картину — грозные кавалеристы галопом набрасываются на вражеское орудие и… остановившись, вступают в перестрелку с несказанно удивленными гренадерами, а заодно и всеми, кто принял участие в разборке. Долго рассматривать потасовку не придется — любителей верховой езды перебьют за минуту. Герои, предпочитающие рубить «несогласных» с плеча, не перевелись, но в погоне за балансом разработчики отняли у них огнестрельное оружие. Или опять виновато тяжелое наследие «Блицкрига»?
Захват трофейных пушек и пулеметов — единственная отрада. Особенно котируется артиллерия. Количество зарядов на складе не бесконечно, и дополнительный ящик взрывчатки лишним не бывает. Специальное обучение не нужно. Будь то компания чумазых пехотинцев или эскадрон «летучих гусар» — желающих пострелять навалом. А вот перевести расчет мортиры, у которой кончились боеприпасы, на другой «объект» не получается.
Безобразно слабый AI окончательно портит игру. Компьютер умеет атаковать «в лоб» и с садистским удовольствием посылает десятки солдат под беспощадный пулеметный огонь, однако осмысленные действия ему не по извилинам. Оборонительные миссии — полнейшая «халява». Проверяем систему окопов, проформы ради раскладываем мины и «колючку», распределяем войска… Отдыхаем. Дальше будет «пушечное мясо». Основную же опасность представляют танки. Нет, доблестные воины не бросаются наутек при виде усеянного заклепками монстра (похоже, «Блицкриг» борется с паникой на клеточном уровне), но пробить 20-миллиметровую броню ружьям, увы, не под силу. Кроме того, виртуальные генералы не умеют пользоваться полевой артиллерией.
Капризный pathfinding целенаправленно превращает хрупкие нервы игрока в стальные канаты. Отправив стайку машин на противоположный конец карты, можете не волноваться — теория вероятности на вашей стороне, и водители наверняка доберутся до указанной точки. Но каким путем! Тут постоянно встречаются две колымаги, часами стоящие нос к носу. Не вмешаетесь — вам же хуже. И еще: могучий танк A7V, расстрелявший боезапас (для справки: у его прототипа было 10.000-15.000 патронов и около 180 «выстрелов») и замерший посреди улицы — одно из ярчайших воспоминаний о «Первой мировой».
Что касается ролевого развития нашего подопечного, то оно едва ли достойно отдельного упоминания. Пучок ни на что не влияющих навыков («тактика», «снабжение и поддержка», «осторожность», «воспитание подчиненных», «искусство войны» и «чувство долга»), автоматически прокачивающиеся между миссиями, плюс уже ставшее привычным окошко для хранения медалей — хлипкий перечень нюансов.
Первая и последняя
Бородатый «Блицкриг» хорош тем, что на его базе нельзя создать совсем уж плохую игру. «Первая мировая» по-своему интересна, если вы так и не удосужились познакомиться с излишне плодовитым творением Nival и проигнорировали шумную толпу его многочисленных потомков. Прогулки по радиоактивной пустыне, героический переход «советских» танков через замерзшую Атлантику, исторически выверенные перестрелки в Сталинграде, борьба с марсианами, грандиозные битвы орков и эльфов… Я верю, что художники способны нарисовать любую картинку. Вот только называть полученный продукт новой игрой становится все сложнее и сложнее. Признаюсь, анекдотические «котлеты из овсянки» мне давно надоели.